Игры для всех

Лингвистические игры. Филологические игры и задачи на уроках лингвистики в средней школе

Максим Горький говорил: "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".

Что же такое игра?

Игра для младшего школьника не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это часть его жизни. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает.

Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

Игра - особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребенка на уровень мыслящей, творческой личности.

В этой статье будут описаны некоторые лингвистические игры, которые можно использовать на уроках русского языка во втором классе. Эти игры интересны детям, ненавязчиво вовлекают их в учебную деятельность, дают начальное представление о лингвистике. Из множества подобных игр нами здесь представлены лишь те, которые, по нашему опыту, вызывают наибольший интерес у детей. Все игры расположены в порядке изучения тем по русскому языку во 2 классе по учебнику А. В. Поляковой.

Использовать игры можно на разных этапах урока.

Тема: "Слово. Буквы и звуки".

Игра "Слова и загадки".

Начнем с распространенной, увлекательной игры Логогрифы .

Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

Эта игра есть и в стихотворном варианте:

Целый день пашу я в поле,
Но букву к в конце пристрой -
Бегаю в лесу, на воле,
Мой ночью можно слышать вой. (ВОЛ - ВОЛК)

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберем-
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый. (ГРОЗА - РОЗА)

Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова.Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции.

Тема: "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях".

Игра "Назови полное имя"

Придя в школу, не все дети знают свои полные имена, а уж имена родителей, бабушек и дедушек тем более.

Учитель бросает мяч любому ученику каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).

В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.

Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.

  • Самое распространенное имя в мире - Иван (по-русски),
  • Иойннэс (по-греко-византийски),
  • Иоганн (по-немецки),
  • Юхан (по-фински и по-эстонски),
  • Джованни (по-итальянски),
  • Джон (по-английски),
  • Ян (по-польски),
  • Жан (по-французски),
  • Иванэ (по-грузински),
  • Ованес (по-армянски),
  • Жоан (по-португальски),
  • Он - (по-болгарски).

У нас в классе есть дети с одинаковыми именами? (Да.)

Как различить таких людей? (По фамилиям.)

А бывает ли, что фамилии у людей одинаковые, но при этом они не являются родственниками?

Как таких людей называют? (Однофамильцы.)

Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей "кузнец". Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.

Игра "Значение имени".

Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

1. Предлагается объяснить значение имен:

Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.

2. Предлагается объяснить значение своего имени. (Дети не могут).

Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.

В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.

Как развивающее задание предлагается дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир:)

Тема: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения".

Игра "Узнай предложение"

Задача учащихся - по интонации определить тип предложения.

Учитель называет начало предложения, а дети должны топать ногами, если оно побудительное, разводить руками - если вопросительное, поднимать руки вверх - если повествовательное.

  • С кем вы, гости:(Вопросительное)
  • Однажды в студеную:(Повествовательное)
  • А ты сам ступай:(Побудительное)
  • На берегу пустынных волн:(Повествовательное)
  • А где мой:(Вопросительное)
  • Пусть построится:(Побудительное)

Данная игра развивает лингвистический слух, понимание предложения не по смыслу, а по интонации.

Также дети сами обращают внимание на слова, которые им помогли определить цель высказывания предложения.

Тема:"Предложение".

Игра "Скажи по-разному".

В этой игре поработаем над интонацией и лексическим ударением в предложении.

Кошка поймала в саду мышку

Какой знак мы можем поставить в конце этого предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак)

При чтении вопросительного предложения обращается внимание на логическое ударение.

  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку ?

Данная игра показывает, что знаки препинания и интонация несут смысловую нагрузку в предложении.

Тема: "Что такое существительное".

Одна из сложных частей речи с точки зрения её значения - это имя существительное.

Понятие имя существительное вводится через семантику слова. Имя существительное обозначает не только предмет, а то, что существует вокруг нас.

Игра "Группы слов".

Учитель называет группы слов, а учащимся надо заменить одним словом.

Кто из вас играть готов?

  • Пес, корова, кошка? (Животные)
  • Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки)
  • Лук, редиска, огурцы? (Овощи)
  • Молоток, топор, щипцы? (Инструменты)
  • Платье, юбка и рубашка? (Одежда)
  • Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда)
  • Василек, ромашка, роза? (Цветы)
  • Ветер, дождик и морозы? (Явления природы)

Подбери еще названья

  • Овощей, одежды, тканей,
  • Фруктов, мебели, цветов,
  • Улиц, речек, городов.

(Первая часть игры проводится устно, вторая - письменно).

Эта игра хорошо развивает словарный запас, помогает освоить структуру языка, т.к. называются только существительные, развивает способность к анализу и синтезу.

Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Игра "Кто? и Что?"

Учитель называет одушевленные имена существительные, а ученики образовывают однокоренные неодушевленные и наоборот.

Например:

В этой игре необходимо обратить внимание на то, что к однокоренному слову, обозначающему неодушевленный предмет, можно подобрать слово, обозначающее одушевленный предмет, т.е. надо соблюсти два условия.

Дети сами обратили внимание на то, что в новых словах в первом столбике добавили одинаковую часть слова.

Тема: "Род имен существительных".

Игра "Сложи тетрадки".

На доске таблички в форме тетрадей со словами.

Задача играющих - разложить тетради (слова) по портфелям (по родам). С учетом психологических особенностей младших школьников, а они в большинстве своем кинестетики, следует отметить, что в этой игре учащиеся могут "пощупать" род и самостоятельно сделать вывод, что есть существительные во множественном числе, у которых нельзя определить род, не переведя их в единственное число.

В этой игре можно использовать и существительные общего рода.

Например: забияка, задира, плакса и т.п.

Игра "Собери букеты".

Собрать "цветы" (слова, близкие по значению, синонимы) в букеты и расставить слова-цветы по своим вазам.

Сначала ребята ищут синонимы, затем расставляют их по вазам.

Доброта- душевность, работа -занятие, родина -отечество, сражение-бой.

В этой игре надо подвести учащихся к выводу, что существительные синонимы не обязательно относятся к одному роду.

Здесь происходит сведение и разведение смыслового и грамматического пластов языка, и дети должны переключиться с одного на другой, происходит структурирование сознания.

Тема: "Имя существительное". Закрепление пройденного материала.

В сочетаниях букв найти слова и подчеркнуть их.

ТРОСГЕННАДИЙКЛОТАННААСТРО

СТАВКРОМЕСТОПЛЕДРАСУДАРЬ

Выпишите слова по их грамматическим признакам.

1) Имя собственное, одушевленное, ж.р., ед.ч. (Анна)

2) Имя нарицательное, неодушевленное, ср.р., ед.ч. (Место)

3) Имя собственное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Геннадий)

4) Имя нарицательное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Сударь)

Эта игра интересна тем, что надо не просто найти слова, а выписать слова по их грамматическим признакам. Обычно мы делаем наоборот, указываем признаки данного слова. Это же задание требует от учащихся иного подхода; формирует структурность в сознании, в восприятии слова.

Ребенок здесь идет от общего, абстрактного (грамматической категории) к частному (слову). Он должен держать в голове, накладывать одну за другой грамматические категории и только потом делать вывод.

Тема: "Имя прилагательное".

Игра "Кто о чем подумал?"

Интересная работа с лексическим значением многозначных имен прилагательных.

Учитель называет прилагательное. Ученики подбирают подходящие по смыслу существительные.

Например: золотые - листья, кольца, зубы, очки, серьги, волосы, украшения, часы, монеты.

Никто не назвал слово "руки".

Вывод: чтобы понять, о чем идет речь, прилагательное должно прилагаться к существительному.

Тема: "Части слова".

Игра "Кузовок".

Учитель берет корзинку и, передавая ребенку, говорит:

Вот тебекузовок, клади в него все слова, что есть на "-ок", обмолвишься -отдашь залог.

Корзинка передается по очереди друг другу со словами:

Я положу в кузовок клубок.

А я платок.

А снежок. И т.д

Для игры можно брать и другие суффиксы.

Эта игра помогает освоить структуру русского языка.

Тема: "Предлоги".

Предлог в переводе с греческого языка обозначает "перед словом".

Предлоги не несут смыслового значения. Так, может быть, можно обойтись без них? Для ответа на этот вопрос пытаемся прочитать и осознать смысл каждой пары слов в столбике. Дети делают вывод о том, что без предлога смысл теряется.

Игра "Нужный предлог"

Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с данными существительными.

(из, у, до, без, от)

уехал. . . мамы

позвонил. . . города

доехал. . . деревни

пришёл. . . тетради

стоял. . . дороги

вышел. . . поезда

Вывод: предлог ставится после глагола перед существительным.

Это интересно: В некоторых языках предлоги стоят после слов, к которым они относятся. Например, в языке народов Коми русское выражение на дороге звучит так: "туй вылын" - дороге на .

Происходит формирование лексического мышления, понимание, что русский язык - один из многих языков, существующих в мире, и каждый язык живет по своим законам.

В заключение хотелось бы отметить следующее:

  • Лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность ребенка.
  • Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).

Главное правило организации лингвистической игры: РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО!

И тогда на любом этапе урока ребенок становится активным участником учебного процесса.

Лингвистическая игра «Знатоки русского языка» (для 10-11 классов)

Цель: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.

Задачи:

обучающие - повторить и закрепить знания учащихся по темам, изученным в средних классах школы;

развивающие - сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;

воспитывающие - развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету.

Подготовительный этап: Предварительно за неделю объявляется время проведения викторины, формируются команды, участники придумывают название команды, девиз, приветствие соперникам.

Оформление класса: высказывания о русском языке, праздничное оформление, карточки с заданиями, гонг, музыка.

Время реализации: 45 минут

Сценарий

лингвистической игры «Знатоки русского языка» для 10-11 классов.

Цели: провести мероприятие, посвященное русскому языку; активизировать знания по русскому языку; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, ловкость; прививать любовь к русскому языку; способствовать сплочению коллектива класса.

Подготовка : оформить класс высказываниями о русском языке известных людей, например: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» (И.С. Тургенев)

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком -

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Семен Данилов

Ведущий 1 . Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?

Ведущий 2 . Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях? Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С. Пушкин считал, что ошибка - обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

Ведущий 1 . Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка.

А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят две команды, и мы определим знатоков русской речи.

Ведущий 2 . Слово предоставляется командам.
Ведущий 1 . Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто с заданием справится быстрее и точнее, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…
Итак, начинаем игру.

Конкурс «Разминка»

Ведущий 2. Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, получает 1балл).
1. Обратимся к истории. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит). 1балл

3. Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица).1 балл

А сейчас вопросы на смекалку.

1. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи. (Эх! Междометие). 1 балл

2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 балл

3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос). 1 балл

4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.(Уши). 1 балл

5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер). 1 балл

6.Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу, газету вверх ногами). 1 балл

7. В каком глаголе имеется сто отрицаний? (Стонет). 1балл

Конкурс капитанов

Ведущий 1. Теперь просим выйти капитанов. Вам предстоит выполнить следующее задание. Попробуйте произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. На листах написаны скороговорки. Вам предстоит быстро и без ошибок их прочитать.

1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

2. Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь, не выговоришь.

Конкурс «Отгадай пословицу».

Ведущий 2. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.

1) что не вырубишь топором? (Что написано пером).

2) чем долг красен? (Платежом).

1) где черти водятся? (В тихом омуте).

2) что любят деньги? (Счет).

1) что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).

2) в какие сани не следует садиться? (Не в свои).

Конкурс «Грамматическая арифметика».

Ведущий 1. Для каждой команды раздается по три примера. Задание: решите примеры.

Первой команде: Ров + поза = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл

Кипа + сатин = ? музыкант. (Пианистка). 1балл

Тоска + пар + шов = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл

Второй команде: Охра + под = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл

Паста + клин = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл

Лик + пена = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл

Конкурс «Образцовая речь».

Ведущий 2. Задание№1: поставьте ударение в словах:

каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.

За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.

Ведущий 1. Задание №2: найдите речевые ошибки и объясните их:

1) открывается вовнутрь 1) купил задаром 1) навряд ли

2) булка хлеба 2) отрезал напополам 2) гордая осанка

За каждое правильное объяснение 1 балл.

Конкурс «Как об этом говорят?»

Ведущий 2. Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

1. О том, кто часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на неделе). 1балл

2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. (Фома неверующий). 1 балл

3. О кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит). 1 балл

4. О болтливом человеке. (У него язык без костей). 1 балл

5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней). 1 балл

6. О ленивом человеке. (Ел да устал, спал да намаялся).1 балл

Конкурс «Глаголь».

Ведущий 1. Запишите как можно больше глаголов, которые без « не» не употребляются.

(Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровится, несдобровать…)

За каждое слово по 1 баллу

Конкурс «Знаете ли вы басни?».

Ведущий 2. Определите, из каких басен эти крылатые слова.

4. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица»). 1 балл

2. «А ларчик просто открывался». («Ларчик»). 1 балл

3. «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и муравей»). 1 балл

4. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягненок»). 1 балл

Конкурс «Деньги на Руси».

Ведущий 2. Задание: в нашей стране в обращении основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их через одну минуту. (Полушка, грош, деньга, алтын, гривна, ногата, червонец.) За каждое слово по одному 1 баллу.

Конкурс «Что общего?».

Ведущий 1. Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Через минуту дайте ответ. (Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки. Компот - то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор - тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков).
2 балла.

Подведение итогов игры. Слово жюри.

Мы общаемся при помощи слов. Слова описывают все наши чувства, окружающую природу и все, созданное руками человека.

Слово – очень нежное создание. Замена, добавление или изъятие одной буквы могут совершенно изменить значение слова. Слова, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но есть слова-долгожители, которые живут тысячи лет (хлеб, вода, воздух).

Еще в раннем детстве, только научившись говорить, мы начинаем изменять существующие слова и придумывать новые.

В ГОУ СОШ № 832 ЮАО г..Москвы в учебный план заложен ряд нестандартных учебных предметов, направленных на изучение слова: лингвистика, курс повышения грамотности, риторика. Для формирования современной языковой личности недостаточно тех уроков в школьном курсе русского языка, которые заложены в программу. Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку человека как к универсальному инструменту и объекту познания. Введенный несколько лет назад курс лингвистики призван научить детей сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку. Уроки лингвистики ведутся в нашей школе в 5-7 гимназических классах, в 8-9 классах работает творческая лаборатория “Лингвист”, призванная поддерживать проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

На этих уроках я зачастую предлагаю детям игры в слова. Это могут быть кроссворды, чайнворды, квадраты, лайнворды, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. В них содержится большой объем лексики и фрагменты художественных произведений. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.

Особое внимание на уроках лингвистики я обращаю внимание на решение задач. Именно задач, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется специальных знаний и подготовки. Лингвистическая задача воплощает, таким образом, принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности учащихся. Учащиеся, решающие задачи, знакомятся с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно “открывает” многие лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование и многие другие, хотя в самом материале задачи специальные термины не используются.

Очень важна и другая особенность задач: они знакомят учащихся с большим кругом языковых явлений, принадлежащих самым разным языкам. Такие задачи отражают связь лингвистики с другими науками, например, с математикой.

Особый тип представляют задачи на явления русского языка. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка.

Такие явления позволяют исподволь, порой неосознанно решать ряд педагогических задач:

  • Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и др.;
  • Активно расширять лексический запас школьников; активно использовать новую лексику;
  • Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;
  • Обращаться к литературным произведениям и тем самым повторять материал по литературе, мировой художественной культуре;
  • Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;
  • Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;
  • Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.

Я широко использую такой лингвистический материал во внеклассной работе при организации викторин, конкурсов, КВН, а также на указанных выше уроках. Такие занимательные задания соответствуют возрасту учащихся и вызывают и поддерживают интерес к предмету.

Приведу примеры таких заданий (при их разработке использовались различные источники: Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник, 1998; Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова, 1990; Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи, 2006; Журинский А.Н. Лингвистика в задачах, 1995). Приводимые ниже темы уроков соответствуют тематическому планированию программы “Языкознание в средней школе” (

Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

Задание: Ответьте на вопросы

  1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку , прошитую на машинке).
  2. Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
  3. Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).
  4. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
  5. Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).
  6. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).
  7. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
  8. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец ).

Упражнения для использования в теме “Синонимы”

Задание: Выделите “третье лишнее” слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, чистописание, азбука.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Ураган, дождь, пурга.

Задание: Отгадайте загадки-шутки.

Какое государство сложно носить на голове? (Панама).

Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

Какой город летает? (Орел).

Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).

Игра “Кто быстрее?” (используется на уроке “Фразеологизмы”)

Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

Задачи, используемые на уроке “Грамматика – способ устройства языка.

Для чего нам нужна грамматика”

Задание: Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени. (Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото).

Задачи, предлагаемые учащимся на уроке

“Фонетический уровень языка. Звуки речи”

Задание: Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки и, если содержат, то какие:

  1. ряд-яр
  2. стол-год
  3. люк-кот
  4. край-юг
  5. стог-гость
  6. ряд-зверь
  7. яма-май
  8. ею-ей
  9. рою-яр
  10. рот-тень
  11. тюль-юг
  12. ель-сеть
  13. дурь-рад

Задачи, используемые на уроке “Части речи”

Задание: даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста (250), полшестадесять (55), полпята (4,5). Какие количества предавались числительным полшестаста и полтретьядесять? Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (550, 25. Обозначения типа полседьмого, четверть третьего. Полтора).

Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)

Задача, используемая в теме “Славянские и балтийские языки”

Задание: даны русские слова и словосочетания и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке: 1) руль, тент, веер, бриг, невод, парус, булыжник, штурвал, вишневое варенье, шестерня; 2) голям камък, корабно платно, ветрило, старинна двумачтова платноходка, кормилно колело, кормило, сладко от вишни, голяма рибарска мрежа, зубчато колело, навес от платно. Установите перевод всех русских слов и словосочетаний. (руль- кормило, тент-навес от платно, веер-ветрило, бриг-старинна двумачтова платноходка, невод-голяма рибарска мрежа и т.д.)

Игра “От слова к слову” (предлагается для использования на уроке

“Слово-основная единица языка”)

Задание: даны пары слов. Заменив в любой из пар слов по две буквы и образовав новые слова, перейти к другому слову. Порядок букв изменять нельзя.

ЗИМА-ЛЕТО (зима-сила-сито-лето)

ВЕСНА-ОСЕНЬ (весна-пасть-плеть-олень-огонь-осень)

РОСА-ИНЕЙ (роса-риск-пуск-прок-сток-инок-иней).

Занимательные стихотворения, используемые

на уроке “Ударение и интонация”

Задание: Дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

*Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
-В дом, сад, огород
провели…(водопрово д).

*Был бы друг,
Будет и…(досу г).

*Хоть я сахарный зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я - …(свё кла).

*Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его…(арбу з).

Список использованной литературы :

  1. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.:АО Аспект Пресс, 1994
  2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Тритон, 1998
  3. Дроздова О.Е. Методические рекомендации в урокам языкознания в 5-8 классах. М.: Владос, 2003
  4. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1990
  5. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс. – М.:Владос, 2003
  6. Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006
  7. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. – М.: Индрик, 1995

Играя, ребёнок познаёт мир. Игра сопровождает каждый этап развития ребёнка. Чем старше малыш становится, тем сложнее и игры, в которые он играет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. Существует множество популярных мировых методик раннего развития построенные в первую очередь на игре. То есть не по правилам взрослого мира, а по правилам, понятным и приятным для ребёнка. Не секрет, что именно интерес побуждает ребёнка к новым открытиям. И важно сначала зажечь этот интерес, а потом уже «обрамлять» его в науку для малыша. Умение говорить на родном и иностранном языке ребёнку также даётся легче, если изучение его проходит в игровой форме.

Что такое лингвистические игры

В самом названии «лингвистическая игра» уже раскрывается смысл этого словосочетания. Это языковая игра, забава, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления и развлечением, где главным персонажем является языкознание, то есть – лингвистика.

На каждом этапе развития ребёнка лингвистические игры способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности деток дошкольного возраста является создание эмоционально благоприятной обстановки, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Какими бывают лингвистические игры

Условно лингвистические игры можно разделить на две группы: коммуникативные (развитие речи) и языковые (расширение кругозора и умение использовать словарных запас).

К коммуникативным играм относятся:

  • Игры на догадку
  • Подбор пар
  • Поисковые
  • Соответствие
  • Сбор информации
  • Комбинированные

К языковым играм относятся:

  • Игры, направленные на изучение поведения носителя языка, культуры, поведения
  • Знакомство с продуктами культуры
  • Раскрытие культурных ценностей разных народов

Польза лингвистических игр

Благодаря лингвистическим играм у ребёнка происходит становление культуры речи и общения:

  • формируется интонационно-динамическая выразительность речи,
  • формируется темпоритмика и чёткость произношения каждого слова;
  • формируется правильность ударения в слове, грамотность, ясность и умение правильно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • обогащается словарный запас;
  • формируются предпосылки письменной речи;
  • происходит стимуляция речевой активность ребёнка в целом.

Важно! Эмоциональная составляющая, как и при любом игровом процессе, здесь играет одну из главных ролей. Используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности ребёнка и взрослого, необходимо тщательно следить за настроением ребёнка, выявлять и учитывать его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.

Распространённые виды лингвистических игр

  • Вспомни слово

Задача этой игры – вспомнить слова, объединенные общим смыслом. Помогать играть во «Вспомни слово» нам может мяч. Ведущий/преподаватель просит назвать пять (пород кошек, плавающих животных, профессий, деревьев, квадратных предметов, красных фруктов, музыкальных инструментов и так далее), после этого он бросает мяч. Малыш должен быстро назвать слова, которые подходят по смыслу, каждый раз хлопая мячом об пол. Если он не сможет вспомнить, то он проиграл.

Еще интереснее играть в эту игру с несколькими участниками – другими детьми или, если уж других детей поблизости нет, с бабушкой и дедушкой, ведь соревнование всегда делает игру азартнее.

  • Словосочетания со смыслом

Это более сложная игра, чем «Вспомни слово», но тем она и интереснее. Ведущий/преподаватель называет разные словосочетания, например, машина едет, дождик капает, кит плывёт, чайник кипит и так далее. Если смысл словосочетания верный, то дети поднимают вверх руки, если нет – должны указать на ошибку. В течение игры нужно употребить несколько неправильных фраз, например, кошка гавкает, или фиолетовая дыня, волк жуёт травку, или самолёт плывёт.

Всякие путаницы в играх полезны, они заставляют ребенка быть внимательными, тем более это всегда веселит детвору.

  • Цепочка слов

Подбирая существительные и прилагательные слова, которые характеризую кого-либо или что-либо схожими признаками, мы обогащаем словарный запас ребёнка. Как именно? Задача ребёнка – нанизать «бусы» из слов, которые соединены между собой.

Например, возьмём слово «шарф».

– Каким бывает шарф?

– Тёплым, синим, с бубончиками, колючим…

– А что ещё бывает колючим?

– Иголка, ёлка, ёжик…

– А где находится ёлка?

– В лесу, во дворе, на даче, дома на Новый год

– А кто живёт в лесу?

– Звери, насекомые, деревья…

– А какие животные меняют свою шубку к зиме?

  • Интервью

Ребёнок в игре становится специалистом определённой профессии или звездой, а ведущий – интервьюером. Малыш может выбрать роль любителя путешествий, музыкального эксперта, поклонника живописи, мультипликатора и так далее. Выбор роли того, кого будут интервьюировать, может осуществляться по индивидуальному желанию ребёнка или же можно предоставить крохе выбор из нескольких вариантов (вдруг, игроку сразу будет сложно определиться). Ведущий/преподаватель должен узнать своего собеседника как можно лучше, поэтому просит ребёнка отвечать на каждый вопрос развёрнуто, в деталях. Например, узнавая музыкальные вкусы своего собеседника, ведущий задает вопросы, связанные с серьезной и легкой музыкой: опера, симфония, камерная музыка; рок, поп-музыка, джаз, эстрадная музыка и т.д. Каждый ответ на вопрос оцениваются с точки зрения логического смысла, их последовательности, нацеленности на нужный объем ответной информации, грамматической правильности. В ответе на вопросы должны прозвучать эпитеты. За каждый эпитет участник получает один балл.

Лингвистических игр придумано миллион, и придумать можно еще больше. Главное в данном случае не сковывать свою фантазию и использовать каждую возможность в нестандартной игровой форме научить малыша новому.

  • в программу летнего лагеря Джеронимо (июнь-август) входит отдельный еженедельник блок лингвистических игр на родных языках и на английском языке.
  • Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи в Джеронимо используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения языку (родным и иностранным). Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

    При проведении любой игры мы руководствуемся золотым правилом организации детской деятельности, в том числе и игровой: ребёнку должно быть интересно и комфортно.

    Ждём вас на занятиях в детском развивающем центре Джеронимо по будням с 9:00 до 20:00 и в субботу с 10:00 до 15:00.

    Джеронимо. С нами за знаниями!

    Людмила Борисенко
    Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида д. /с. № 22 «Почемучка»

    «Лингвистические игры как средство развития коммуникации дошкольников"

    Воспитатель:

    Борисенко Людмила Викторовна

    Саяногорск 2012

    Игра принимает всех

    Слова, слова, слова

    Всему название дано –

    И зверю и предмету,

    Вещей вокруг полным - полно

    А безымянных – нету!

    И всё, что может видеть глаз,

    Над нами и под нами,

    И всё, что в памяти у нас,

    Означено словами.

    Они слышны и здесь, и там,

    На улице и дома:

    Одно – давно привычно нам,

    Другое – незнакомо…

    Язык – и стар, и вечно нов!

    И это так прекрасно –

    В огромном море – море слов –

    Купаться ежечасно!

    А. Шибаев

    Игры для 2мл. гр.

    «Разные слова».

    Эта игра, во всем ее многообразии и вариативности, позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

    Например:

    «собака» - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

    И наоборот к исходному слову-прилагательному подбирают существительное.

    Например:

    «зеленый» - помидор, трава, ель, дом и т. д.

    Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

    Какие бывают слова

    Есть сладкое слово – конфета. Есть слово упрямое – цель.

    Есть быстрое слово – ракета. Есть слово зеленое – ель.

    Есть кислое слово – лимон. Есть книжное слово – страница.

    Есть слово с окошком – вагон. Есть слово лесное – синица.

    Есть слово колючее – ежик. Есть слово пушистое – снег.

    Есть слово промокшее – дождик. Есть слово веселое – смех.

    М. Пляцковский

    «Узнавание».

    Цель игры – узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце.

    Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

    Игры для ср. гр.

    «Цепочка слов».

    Эта игра используется с детьми среднего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

    Например, исходное слово – «кошка».

    Кошка бывает какая?

    Пушистая, ласковая, разноцветная…

    Что еще бывает разноцветным?

    Радуга, платье, телевизор…

    Каким еще может быть платье?

    Шелковым, новым, прямым…

    Что еще может быть прямым?

    Линия, дорога, взгляд…и т. д.

    «Кто что делает».

    Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность невербальных (неречевых) средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

    а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку.

    Например: «Что можно повесить на стену? Где можно спрятаться от дождя? Кто сторожит дом? Что можно читать? Чем гвозди забивать? Как узнать, сколько времени? Кто мышей ловит?

    б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока.

    Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову существительному придумывают несколько глаголов.

    Например, «ветер» - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, освежает, тучи разгоняет и т. п.

    в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей – назвать деятельность по одному или нескольким действиям.

    Например, взрослый поднимает обе руки – это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.

    «Летает – не летает».

    Эта игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание, формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.

    Она проста в организации и доступна ребятам любого возраста. В ее основе лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку, сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает – не плавает», «рисует – не рисует», «растет – не растет» и т. п.

    Чем отличаются

    Чем отличаются кильки от речки,

    Чем отличается хлев от овечки,

    Чем отличается повар от ужина –

    Спрашивать так интересно и нужно.

    Дотошный старичок

    Старичок был дотошный, но приятный на вкус.

    Подошел и спросил: - А точнее?

    Что такое картошка? - Точнее,

    Небольшой апельсин. загорелый арбуз,

    А точнее? закопавшийся в землю

    Точнее, потому что – жара.

    бегемот без хвоста, - А точнее?

    без ушей и без шеи, - Точнее,

    без зубов и без рта, мне обедать пора.

    очень-очень ленивый,

    Г. Кружков.

    Игры для ст. гр.

    «Рисунки по кругу».

    В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребенок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу взрослого дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, ребенок продолжает его в течении 1-2 минут и вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз (в зависимости от количества участников игры, до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первый начинал рисовать. Можно побеседовать с детьми о том, каков был их первоначальный замысел, и как шло его изменение по ходу игры. «Круговым» способом могут быть выполнены не только рисунки, но и коллажи, которые, в свою очередь, служат великолепной опорой для придумывания небылиц, фантастических рассказов и прочих продуктов детского литературного творчества.

    «Я хочу нарисовать».

    Каждый из участников игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а взрослый пытается объединить все сказанное в единый сюжет. Например, один ребенок говорит, что он хотел бы нарисовать аквариум, другой – медведя, третий – ракету и т. д. взрослый обобщает: «Рисуем аквариум, в котором живут медведи, летают ракеты и …». По ходу рисования дети могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать объекты (медведь в маске для подводного плавания и ластах и пр.). обычно подобное рисование сопровождается детским смехом, сочинением веселых историй.

    «Веселые картинки».

    Для организации игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20шт.) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

    В качестве опоры для составления рассказов можно использовать и так называемую «экспресс»- таблицу. Составляется она следующим образом: лист бумаги расчерчивается на 20 квадратов. Дети называют по очереди любые слова, а взрослый фиксирует каждое слово в отдельном квадрате с помощью соответствующего рисунка. Когда таблица будет целиком заполнена, можно приступать к сочинению рассказов, в которых каждая последующая картинка выступает отправным, но связующим звеном в придумывании последующих сюжетных событий. В дальнейшем дети могут самостоятельно составлять такие опоры и обмениваться ими друг с другом, сочиняя рассказы по таблицам партнеров по игре, сверстников.

    «Цветные рассказы».

    Эта игра также преследует цель развития детского литературного творчества. В отличие от предыдущей игры в качестве исходного наглядного материала детям предлагают полоску бумаги, состоящую из 8-10 квадратов различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых собственно и придумывается рассказ или сказка. Игра протекает следующим образом: детям предъявляют цветную полоску, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?» Опираясь на детский ответ, взрослый придумывает первое предложение, а все остальные сочиняют дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.

    Например, детям предъявлена полоска, состоящая из: 1 (верхний) ряд – зеленый, голубой, желтый, белый квадраты; 2 (нижний) ряд – коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый квадраты. Произведение может выглядеть следующим образом: «Зеленый лес приветливо шелестел листвой. Голубое небо над лесом было чистым и прозрачным, а ослепительно яркое желтое солнце обогревало своим теплом каждого, кто попадал под его лучи. На ветке белой березы расположилась лесная птаха. Почистив свои коричневые крылышки, она весело запела, встречая новый день. Лесные жители встретили ее пение одобрением: земляника повернула свои красные головки к солнышку; оранжевые лисички-сестрички дружно затараторили, рассказывая друг другу свои сны; жук, расправил свои фиолетовые крылышки и полетел по делам. Лес наполнился звуками, и начался новый день». Для усложнения игры имеет смысл предложить ребенку опираться на ассоциацию цвета с настроением, ситуацией в процессе создания литературного произведения.

    Игры для подг. гр.

    «Угадай настроение».

    Сначала детей знакомят с различными эмоциональными состояниями, анализируют средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их. Затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т. п.).

    В этой игре можно задействовать любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика). Например, предложите ребятам отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Этого нельзя делать», «Идем со мной», «Здравствуй!», «До скорой встречи», «Кто это сделал?», «Давай помиримся», «Я боюсь» и т. д.) и подобрать картинку (или выразить мимически, соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Или показать частями тела (плечами, корпусом, руками, головой, носом, ушами, глазами) определенные состояния: «Я горжусь», «Я самый сильный», «Нет», «Мне это не нравится», «Я очень люблю эти конфеты», «Я вижу в небе радугу», «Я спрятался», «Где же вы» и пр.

    Спектр человеческих чувств очень обширен и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах заключается, как считал К. С. Станиславский, мощный творческий импульс. Предложите ребятам следующие задания:

    а) передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок;

    б) взять со стола нитку, как будто это – змея, бисерные бусы, горячая печеная картошка, непоседа-кузнечик;

    в) пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкая тропинка или узкий мост через реку;

    г) прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как очень старый человек, которому очень жмут ботинки, как балерина, как манекенщица, как «задавака», как человек, который несет тяжелую ношу.

    Эмпатийная способность имеет важное значение не только в общении между людьми, особую роль она играет в литературном творчестве, является своеобразным выразителем авторского стиля, служит показателем оригинальности произведения.

    «Да-нетка».

    Автор этой игры Лучо Ломбардо Родиче называл ее «Отгадайкой». Он писал о ней так: «Это одна из самых плодотворных и полезных игр с точки зрения интеллекта и накопления культурного багажа». Действительно эта игра являет собой нечто большее, чем просто способ отгадывания. Это – основной метод интеллектуальной деятельности человека, способность к классификации и объединению данных опыта в понятие. В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащают речевую практику. Атмосфера игры всегда наполнена таинственностью и юмором. Правила игры достаточно просты: один из игроков задумывает что-то или кого-то, а другие участники игры с помощью вопросов, на которые разрешается отвечать либо «Да», либо «Нет», пытаются определить задуманное. Иллюстрировать можно с помощью стихотворения, которое взрослые читают по ролям:

    Загадала я предмет.

    Это лейка?

    Не лейка?

    Это кошка?

    Это мошка?

    Может, кнопка?

    Значит, пробка!

    Не могу найти ответ.

    После прочтения можно спросить детей: «Ребята, как вы думаете, почему предмет не смогли угадать? Как надо задавать вопросы, чтобы, не гадая и не перебирая разные названия, угадать то, что загадано?» - и разобрать с ними примеры правильной формулировки вопросов. Например, загадано слово «бабушка».

    Вопрос: Ответ:

    Предмет живой? - Да.

    Это животное? - Нет.

    Это растение? - Нет.

    Это человек? - Да.

    Мужчина? - Нет.

    Живет в нашем городе? - Да.

    Живет вместе с тобой? - Да.

    Это твоя сестра? - Нет.

    Мама? - Нет.

    Бабушка? - Да.

    Усложняется содержание – загадываемые предметы, ситуации могут наделяться противоречивыми характеристиками; «Да-нетки» придумывают сами дети.

    «Объяснялки».

    Эта игра имеет несколько разновидностей, ход которых всегда сопровождает особое эмоциональное состояние детей – ребенок «вживается» в роль взрослого и сам разъясняет, уточняет, делится своими знаниями, а значит полон уверенности и чувства собственного достоинства. Но говорит он не «так, как надо», не по схеме, а так, как сам это понимает. Объяснять окружающим сущность предметного мира ребенку очень интересно. Объяснять значение того или иного слова, понятия, назначение (функцию) предмета ребенок будет с удовольствием и более уверенно лишь в том случае, когда в этом возникает непосредственная потребность, создать которую не составляет большого труда, включив в деятельность реальный или игровой персонаж, заинтересованный в подробном объяснении. Взрослый вполне может «временно» стать инопланетянином или Незнайкой, который хочет все знать и уметь, или лесным, сказочным жителем, которому многое в городе в диковинку, ведь он это видит впервые в жизни.

    Вот так дети объясняют значение некоторых слов:

    Музей – это место, куда ходят посмотреть картины, новую выставку, узнать о многом и получить удовольствие.

    Облако – это такой пушистый, мягкий воздух, похожий на подушку, которая часто меняет свою форму. Это часть неба, которую ночью трудно увидеть, если нет звезд и луны, но можно догадаться, что она есть на верху.

    В дальнейшем детей привлекают к интерпретации различных поступков и их результатов. Такая практика не только расширяет речевой диапазон ребенка, но и позволяет ему осмысливать поведение окружающих и свое собственное, обогащает опыт социального взаимодействия, способствует формированию реалистической самооценки. В качестве аналитического материала сначала используют литературные произведения (М. Горький «Воробьишко», В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово» и др., а затем переходят к объяснению качеств, эмоциональных состояний человека, его поступков, с которыми дети сталкиваются непосредственно в реальной жизни.

    Желаем успеха!

    И вот закончилась игра…

    Нам книгу закрывать.

    Но мы надеемся, что с ней

    Ты стал немножечко умней –

    Узнал ты много слов смешных

    И много всяких всячин.

    А если ты запомнил их –

    Не зря твой день потрачен!

    Сумей сей ценный клад сберечь!

    Мы не прощаемся, до новых встреч!

    Б. Заходер.

    Литература.

    1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития». 1998г.


    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении