Игры для всех

Психологические игры: «Алкоголик. Эрик Берн

Бывает, отключишься во время бурной пьянки, а наутро просыпаешься с надписью на лбу «Коляныч - болван» и нарисованными под носом гитлеровскими усами. Обиднее всего то, что пил-то ты вчера в одиночестве… Пос­ле подобных случаев приходится признать, что возлияние уже само по себе занятие самоценное. И все-таки человечество с дремучих времен пыталось превратить этот простой в общем-то процесс в нечто большее. Так, видимо, и появились алкогольные состязания.

Первое письменное упоминание о хмельных игрищах можно отыскать уже в «Пире» Платона. Древнегреческому пирующему нужно было наполнить чашу вином, осушить ее, хлопнуть по дну и передать сосуд соседу. С тех пор реестр алкогольных игр сильно разросся, а правила усложнились. Впрочем, не до такой степени, чтобы их не понял пьяный человек.

Ну что, понеслись?

Условные обозначения

Игра на внимание или сообразительность Игра на везение Игра на выносливость
или ловкость
Просто дуракаваляние

Скорость окосения
игроков

Низкая Средняя Высокая

Разновидность
алкоголя

Пиво Крепкие напитки Все, что имеет градусы

01 Морской бой

бумага и две ручки .

Разбейтесь на две команды и подготовьте по стандартному полю для морского боя. Используя фантазию (довольно известная бесплатная программка, которую можно скачать из любого мозга), установите правила под себя. Договоритесь о количестве кораблей; решите, чему равен промах (в граммах или глотках), сколько должны выпить члены команды, у которой потоплено судно, ну и так далее. Сама же стратегия игры не отличается от классической безалкогольной версии.

02 Это прорыв!

Что тебе понадобится помимо закуски: салфетка, монета, сигарета .

Накрой рюмку салфеткой и положи на нее монету. Закури. Теперь игроки по очереди должны прокалывать тлеющим кончиком сигареты бумагу. Тот, после чьего прокола монетка наконец прорвет салфетку и опустится на дно, должен выпить рюмку. Монетку, так и быть, ему можно не глотать.

03 Наркобарон

Что тебе понадобится помимо закуски: колода карт .

Оставь от колоды столько карт, сколько за столом сидит игроков, остальные тебе не понадобятся. Достоинство и масть значения не имеют, однако заранее нужно назначить две главные карты. Одна (допустим, туз) будет Наркобароном, другая (скажем, король) станет Полицейским.

Раздай карты. Тот, кому достался король, обязан в этом чистосердечно признаться вслух. Теперь он Полицейский, и ему предстоит вычислить Наркобарона с тузом. Остальным следует пока хранить молчание. Наркобарон тем временем должен втихаря подмигнуть одному из игроков, а тому, в свою очередь, нужно отреагировать, выкрикнув: «Я в деле!» Теперь ход Полицейского. Он должен назвать предполагаемого Наркобарона. Если он угадывает, штрафную выпивает Наркобарон и тот, кому делец преступного мира подмигнул (если был такой договор). Если же обвинение Полицейского ошибочно, штрафная достается ему. А Наркобарон меж тем подмигивает новому сообщнику…

04 Коктейль «Слеза утконоса»

Что тебе понадобится помимо закуски: монета .

Первый игрок наливает в рюмку сколько хочет и чего хочет из любой бутылки на столе. Получившаяся смесь (даже если это всего лишь десять граммов водки) нарекается коктейлем «Слеза утконоса». Затем игрок подбрасывает монетку и, пока она крутится в воздухе, предрекает, орлом или решкой она упадет. Если догадка верна, игрок передает рюмку следующему участнику. Тот тоже доливает что-нибудь в стакан по своему извращенному вкусу и подкидывает монету. Несчастный, который не смог угадать, какой стороной упадет монетка, выпивает коктейль. Затем все начинается заново.

05 Умелые руки

Что тебе понадобится помимо закуски: как минимум, еще двое собутыльников .

Сидя за столом, игроки берут друг друга под руки и кладут ладони на стол. В итоге перед каждым оказывается левая рука соседа справа, правая рука соседа слева и оливье (куда без него!). Теперь можно приступать к игре. Кто-нибудь выкрикивает «Влево!» (или «Вправо!») и хлопает по столу своей левой ладонью. Это сигнал к запуску «волны» хлопков по часовой стрелке (или против). Соответственно, следующий хлопок, продолжающий волну, должен сделать человек, сидящий слева через одного от первого, ударив по столу правой ладонью. Затем игрок, сидящий слева рядом с первым, должен ударить своей левой, и т. д. Штрафные назначаются за любые возникающие ошибки. Ударил не в свой черед, пропустил хлопок, разбил телевизор табуреткой...

06 К глотку приучен

Что тебе понадобится помимо закуски: бумага и ручка .

В идеале эта игра должна начаться с первого же глотка пива, которое ты с друзьями закажешь в баре. Но, с другой стороны, чтобы не портить удовольствие от смакования пенного напитка, благоразумные люди предпочитают начать состязание не ранее последней пары бокалов, перед уходом. Итак, вот в чем суть дружеского матча. Нужно выпить пиво за меньшее число глотков. Проигравшему полагается заплатить за выпивку и затаить обиду на дурацкую игру.

07 Распальцовка

Что тебе понадобится помимо закуски: блюдце .

В центр стола устанавливается блюдце (или, скажем, пустой бокал), на которое все присутствующие ставят по пальцу. На счет «три» каждый или убирает, или оставляет палец на блюдце. Штрафная полагается той части собутыльников (а иногда это всего один человек, Игорек), которая осталась в меньшинстве.

08 Крутящий момент

Что тебе понадобится помимо закуски: монетка .

Вот еще одна незамысловатая игра, которая поможет тебе скоротать время, ожидая прихода опьянения. Первый игрок закручивает на столе монетку и называет имя одного из сидящих рядом. Названный должен, не останавливая монетку, щелкнуть ее пальцем, чтобы придать ей дополнительную энергию вращения, и назвать имя следующего игрока. Если при этом монетка остановится или улетит со стола, виновнику полагается штрафная. Ради большего азарта можно установить дополнительные правила. Например, если переставшая вращаться монета выпадет орлом, то полагается выпить две штрафные.

09 Кругом вода

Что тебе понадобится помимо закуски: набор одинаковой посуды .

Хичкоку бы понравилась эта игра, полная саспенса. Игроки наполняют все рюмки водой, кроме одной, в которую наливается водка, и тщательно их перемешивают. Затем каждый берет по рюмке (не поднимая к носу, чтобы не унюхать содержимое), и все по команде выпивают. При желании можно повысить нервозность игры, периодически увеличивая количество рюмок с водкой (или, наоборот, полностью исключая).

10 Топкий орешек

Что тебе понадобится помимо закуски: соленый арахис .

Даже если никто из твоих друзей не любит соленые орешки, все равно закажи их к пиву. По команде одновременно уроните по орешку в свои бокалы. Если вам не подсунули арахис, сделанный из сои, орешки немедля утонут. Но не спеши их оплакивать. Очень скоро пузырьки газа облепят арахис и поднимут его на поверхность. Неудачник, чей орешек всплывет последним, обязан заплатить за остальных.

11 Я ни разу…

Что тебе понадобится помимо закуски: ничего .

Еще одна игра для разношерстной компании. Эта забава поможет гостям, которые видят друг друга впервые, познакомиться поближе и не чувствовать себя скованно, а иначе, сам понимаешь, вся свинг-вечеринка насмарку. Начинает игру любой желающий. Он говорит ключевые слова: «Я ни разу…», а затем добавляет к ним что-то вроде «…не видел фильм «Схватка». После этого признания все, кто видел этот фильм (у нас в редакции, кстати, таких все еще нет), немедленно выпивают. Затем слово берет следующий гость, который говорит: «Я ни разу… не отказывался выпить». После чего под улюлюканье приходится выпить штрафную даже закоренелым трезвенникам.

12 Русская пивная рулетка

Что тебе понадобится помимо закуски: много баночного пива и готовность к свинству .

Перед каждым этапом выпивки одна из банок с пивом хорошенько встряхивается (лучше всего это сделает твой товарищ-эпилептик), чтобы превратиться в бомбу. После встряски заряженная банка перемешивается с остальными. Ну, как ты думаешь, кому она достанется?

13 Тир

Что тебе понадобится помимо закуски: монетка .

На столе кругом расставляются стопки по числу участников игры и одна стопка в центр. Каждая стопка закрепляется за определенным игроком. На край стола кладется монетка. Цель игры: подкинув монетку щелчком, попасть ею в одну из стопок. Подробности: если метатель монетки попадает в свою стопку, все выпивают по штрафной; если он промахивается, выпивает только он; если он попадает в чужую стопку, выпивает хозяин стопки; если он попадает в центральную стопку, выпивают вообще все. Ну, кроме Игорька. У него же язва.

14 Слова на вечер

Что тебе понадобится помимо закуски: телевизор .

Конечно, мы рассчитываем, что ты будешь пользоваться этими играми круглый год, но номер у нас все-таки новогодний. Поэтому вот тебе игра, в которую можно играть до и после боя курантов. Выберите с гостями слово на вечер (например, «какой» или «новый») и выпивайте каждый раз, когда кто-нибудь в телевизоре скажет его. Малопьющие могут выбрать для себя слово «молотобоец».

15 К ногтю!

Что тебе понадобится помимо закуски: стол .

В процессе застолья гости выбирают Человека-пальца и продолжают весело проводить время. Но чу! Человек-палец как бы между прочим кладет на край стола большой палец левой руки (остальные пальцы находятся под столешницей). Каждый, кто замечает этот маневр, молча проделывает то же самое. Последний заметивший модный тренд вынужден выпить штрафную. И так на протяжении всей вечеринки.

16 Бесконечная история

Что тебе понадобится помимо закуски: дар слова .

Первый игрок говорит любое слово, второй подставляет следующее так, чтобы оно подходило по смыслу, третий продолжает предложение. Например, первый - «все»; второй - «счастливые»; третий - «семьи»; четвертый - «похожи»; пятый - «эээ… радуга?» Все: «Проиграл! Штрафную!» Короче, ты понял: игрок, который не смог связно продолжить предложение, штрафуется, а потом, закусив, начинает игру с нового слова.

17 На дне

Что тебе понадобится помимо закуски: стопка .

Эта игра чем-то похожа на фильм «Титаник», а чем-то на нашу карьеру. В бокал с пивом помещается пустая стопка. Теперь каждый по очереди наливает в нее чуть-чуть пива из своих бокалов. Проигрывает тот, чья последняя капля станет той последней соломинкой, которая сломает спину верблюду (стопке) и заставит его опуститься на дно. (Возможно, эта метафора не покажется тебе такой корявой, если ты перечитаешь ее пьяным.)

18 О братьях наших в меньшинстве

Что тебе понадобится помимо закуски: общественное мнение .

А эта шумная игра прекрасно подойдет для разогрева гостей, которые плохо знакомы друг с другом. Каждый из игроков по очереди задает всем остальным какой-нибудь вопрос, предполагающий наличие двух противоположных точек зрения. Допустим: «Что вкуснее: кошки или собаки?» Далее дается три секунды на размышление, а затем задавший вопрос говорит свой ответ («Собаки») и предлагает поднять руки тех, кто с ним согласен. Если поднявших руки больше, чем не поднявших, любители жареных кошек выпивают по штрафной. Если, наоборот, собакоедов среди собравшихся меньше, то алко-епитимья накладывается на них. Затем право задать вопрос переходит к какому-нибудь следующему игроку. Например, к Игорьку.

Многие люди замечают, что отношения в семьях, где есть больные алкоголизмом или наркоманией, носят какой-то стандартный и циклический характер. Постоянно повторяются те или иные ситуации, создается впечатление, что члены семьи больных зависимостью вместе с ними самими постоянно разыгрывают один и тот же спектакль с одними и теми же ролями.

В середине 20 века канадский психиатр Эрик Берн описал ряд стандартных схем поведения больных зависимостью и их окружения и назвал их «играми», основываясь именно на этом впечатлении заданности и на определенных правилах, которые соблюдаются в таких системах поведения и которые очень похожи на правила игр, в которые вполне осознанно играют взрослые или дети (спортивные игры, карточные, прятки, Дочки-матери и т.д. и т.п.).

Сегодня мы начнем разбирать основную психологическую игру, которую регулярно используют больные зависимостью от психоактивных веществ - ПАВ (алкоголь, наркотики) и их ближайшее окружение.

Игра называется – «АЛКОГОЛИК» . Длительность ее может занимать практически всю жизнь больного человека, а иногда и всю жизнь тех, кто с таким человеком живет. Важно понимать, что при разборе игры «Алкоголик» нет необходимости ориентироваться в биохимических нарушениях в работе головного мозга у больного зависимостью от ПАВ, описание социального аспекта поведения больного зависимостью (Алкоголика или Наркомана), и человека помогающего продолжать ему потребление ПАВ, - вот, что рассматривается, в первую очередь, при анализе этой игры. Так же, в структуре этой игре нет смысла рассматривать социальное функционирование алкоголиков, добившихся благодаря своему пьянству, полной или выраженной деградации личности, т.к. никаких оправданий своему алкогольному/наркоманическому поведению и дальнейшему потреблению алкоголя или наркотика они, часто, уже не ищут.

Данная игра, игра «Алкоголик», требует наличия как минимум четырех основных ролей, и, возможно, одной дополнительной роли.

Основные роли, необходимые для проведения игры:

  • Алкоголик.
  • Преследователь.
  • Спаситель.
  • Простак (он же Подстрекатель).
  • Посредник (дополнительная Роль).

Роль посредника наиболее важна для игры «Наркоман». В такой игре Посредник - человек, поставляющий наркотики, часто занимающийся этим профессионально и для поддержания рынка сбыта может активно провоцировать отказавшихся от потребления наркоманов на возобновление наркотизации.

Роль – Алкоголик.

Основная задача Алкоголика/Наркомана в этой игре - пить/потреблять. Для этой задачи привлекаются все окружающие алкоголика люди, особенно те, кто в состоянии исполнять или уже исполняет определенные Роли в игре. Дополнительные исполнители Ролей привлекаются в игру Алкоголиком именно для того, чтобы оправдать свое собственное пьянство.

Роль Преследователя характеризуется тем, что из этой роли осуществляется постоянный контроль за Алкоголиком/Наркоманом. Преследователь ругает и поучает Алкоголика, что, естественно, вызывает протест у Алкоголика. Свой протест Алкоголик обычно выражает возобновлением или усилением пьянства. Преследователь порождает своим «преследованием», якобы, «оправданную» обиду Алкоголика на прессинг. Чувство обиды из-за поведения Преследователя полностью помогает Алкоголику оправдать свое пьянство, а так же оправдать алкоголизацию/наркотизацию и перед другими участниками (ролями) игры.

Особый интерес и даже азарт вызывает у Алкоголика возможность обмануть Преследователя и напиться, несмотря на активный контроль с его стороны. А потом манипулировать им, уже создавая чувство вины у самого исполнителя роли Преследователя, ссылаясь на его «слабость» и «неспособность» проконтролировать поведение Алкоголика. Можно перевести Преследователя в роль Спасителя, например, разыграв тяжелое похмелье или ломки, или же рассказать душещипательную историю о том, почему Алкоголик потребляет.

Спаситель – занимается «спасением» Алкоголика . Он постоянно спасает Алкоголика от тех проблем, которые Алкоголик же сам себе и создал. Спаситель приводит Алкоголика и его одежду в порядок после предыдущих пьянок («Что подумают обо мне люди, если Алкоголик будет плохо выглядеть?»); занимается уговорами о прекращении пьянства и рассказами о его вреде; «похмеляет» Алкоголика в «тяжелые минуты» похмелья, отпрашивает с работы, если тот не в состоянии выйти на работу на следующий день после выпивки (отгулы за свой счет, врач может выдать больничный и т.д.); кормит и одевает его, даже если тот давно не работает и не приносит денег (или почти все заработанное пропивает) и т.д. и т.п. Спаситель, таким образом, помогает Алкоголику не сталкиваться с проблемами, с реальностью и истинным положением вещей вокруг пьющего, постоянно решая все возникающие проблемы вместо самого Алкоголика. Из-за такого поведения Спасителя Алкоголик может до конца своих дней даже не догадываться, что у него есть проблемы с потреблением алкоголя и что эти проблемы – не только головная боль и похмелье по утрам.

В ответ на уговоры и всяческую «спасительную» заботу, Алкоголик регулярно дает обещания и расписки, что пить больше не будет. Однако он так же любит «подводить» и Спасителя, напиваясь после очередного обещания ему «больше никогда, ни за что не напиваться».

Он имеет от этой игры со Спасителем несколько «вознаграждений»:

Переключить исполнителя роли Спасителя на исполнение роли Преследователя, после чего обидеться на Преследователя и продолжить уже «обоснованное пьянство» без какого-либо чувства вины перед «заботливым и добрым Спасителем»;

Вызвать у Спасителя чувство вины, доказав в очередной раз свою «неисправимость», а так же показав Спасителю его неспособность помочь Алкоголику отказаться от потребления алкоголя. Такие действия со стороны Алкоголика, вызывают у Спасителя чувства бессилия и вины. Спаситель предается «страданиям» по поводу вышеназванных чувств и чтобы загладить ту самую «вину» перед Алкоголиком начинает его жалеть. Этим-то и пользуется Алкоголик, что бы опять же продолжить пьянство: «Пожалейте меня – из-за вас же пью!».

Добиться, благодаря вышеназванным действиям, практически полного контроля над Спасителем за счет предсказуемости его поведения (так положено по Роли), и манипулировать им для продолжения своего относительно безнаказанного пьянства, по своему усмотрению, то играя на чувстве вины Спасителя из-за «неспособности» помочь Алкоголику бросить пить, то провоцируя его на исполнение роли Преследователя.

Простак – очередная роль в игре «Алкоголик ».

Простак имеет две ролевых функции:

1. он верит абсолютно всем объяснениям Алкоголика, особенно если тот просит деньги на что-то очень нужное, хотя и ясно, что на выпивку, верит всем объяснениям и причинам, которыми Алкоголик оправдывает свое пьянство;

2. он сам сподвигает Алкоголика на пьянство, прямо или косвенно предлагая выпить или провоцируя Алкоголика на алкоголизацию (например, учащением скандалов).

Простак, верящий всем россказням, позволяет Алкоголику чувствовать себя «умнее других», тем самым, поддерживая его самообман относительно тех проблем, которые есть у больного алкоголизмом из-за потребления. Простак-провоцирующий пытается, если он сам алкоголик, с помощью провокации разделить ответственность за пьянку («все пили – и я пил...»). Провокацией часто занимаются родственники и близкие больных зависимостью, которые на словах хотят, чтобы потребление прекратилось, а на самом деле хотят продолжения игры. Способы их провокаций не отличаются разнообразием:

  • они покупают спиртное и хранят его на самых видных местах в доме, где есть Алкоголик;
  • уговаривают больного алкоголизмом пойти в гости туда, где будут пить спиртное;
  • начинают сами более активно потреблять спиртные напитки именно в тот момент, когда зависимый воздерживается от употребления;
  • предлагают алкоголику выпить спиртное дома в праздник («ты просто выпей, но не напивайся!»);
  • и т.д.

Теперь наступила пора выяснить, кто среди окружающих Алкоголика людей исполняет роли Спасителя, Преследователя и Простака.

Преследователь. Обычно, эту роль исполняют: матери/отцы, жены/мужья, братья и сестры, дети, и т.д., короче, все родственники, а так же милиция, сотрудники на работе, друзья, те, кто участвует в лечении алкоголизма, и многие другие люди, окружающие Алкоголика в его жизни.

Спаситель . Эту роль исполняют все те же лица, что перечислены выше.

Простак . Опять приходится сталкиваться с теми же персоналиями.

Исполнение близкими Алкоголика ролей Преследователя и Спасителя с точки зрения здравой логики можно понять – и та и другая роль направлены на борьбу с алкоголизацией и ее последствиями. Пусть неумело, неэффективно, но понятно, зачем эта борьба идет и на что направлена. Однако для чего близким Алкоголика роль Простака, необходимо, пожалуй, детально разобрать. В роли Простака явно прослеживается потакательство Алкоголику в его потреблении алкоголя (фактически дается разрешение), а иногда и откровенная провокация его на продолжение пьянства. Несомненно, такое поведение не ведет к улучшению семейных и иных взаимоотношений и, конечно же, не способствует прекращению потребления алкоголя самим Алкоголиком.

Что бы понять мотивы провоцирующего потребление алкоголя поведения у родных Алкоголика (роль Простака), необходимо разобраться с тем, какие «вознаграждения» получают те, кто исполняет роль Спасителя и Преследователя.

Возможно, люди незнакомые с транзактным анализом не могут полностью владеть терминологией, используемой в этом виде психотерапии, но они могут иметь вполне четкое представление о последствиях некоторых поступков, которые ухудшают человеческую жизнь. Примером может служить знание о том, что произойдет с человеком, если он откажется от общения с другими людьми или не сможет с ними наладить контакт. Чувство одиночества – самое тягостное чувство, которое испытывают люди, потерявшие контакт с окружающими. Чувство одиночества столь мучительно, что может привести человека либо к сумасшествию, либо к гибели. Соответственно, умение планировать общение с другими людьми можно назвать одним из жизненно важных человеческих умений. Игры, даже те, которые приводят людей к саморазрушению, тоже способ планировать и совершать контакты. Пусть эти контакты опасны, непродуктивны и схематичны, но они позволяют удовлетворить потребность в общении с себеподобными и уменьшить (или создать иллюзию уменьшения) боль от чувства одиночества. Это и есть первое преимущество от игры Алкоголик.

Кроме того, у играющих в игру Алкоголик, а именно исполнителей ролей Спаситель и Преследователь, есть возможность найти людей, которые так же играют в этой игре те же роли и готовы обсуждать детали и нюансы такого способа взаимодействия. В рамках такого обсуждения окружение Алкоголика – одни Преследователи и Спасители, могут получать социальное одобрение от других Преследователей и Спасителей.

Примеры вознаграждений Преследователя. Подтверждение внутренней социальной позиции, например, «Заместитель бога на земле». Нетрудно заметить, что Родственник Алкоголика, находясь в этой роли, всегда все знают и всегда правы. Кроме того, очень легко найти внешние социальные контакты со специфическим окружением по темам: «Все вокруг пьют», «Никому нельзя доверять», «А, я его (ее) поймал(а)...», «Представляешь, какой ужас...» и т.д. При этом, получая не только интерес к своей персоне и своей социальной позиции, но и достаточно эмоционально насыщенное проведение времени с единомышленниками.

Примеры вознаграждений Спасителя. Подтверждение внутренней социальной позиции, например, «Святая мученица (мученик)». Темы внешних социальных контактов: «Другая его бы бросила...», «Живут не для себя...», «Ну, почему это случается только со мной...», «Кому он еще нужен...», «Он такой дурачок...», «Без меня он пропадет...», «Он опять меня обманул...», «Он у меня - особый случай...», «Он так любит (любил) выпить...». Ну и далее все тоже, что и у Преследователя.

Если есть социальное одобрение, то такое поведение, несомненно, хочется повторять.

Когда Алкоголик бросает надолго пить и начинает постепенно поднимать свой социальный статус, его родные и близкие начинают так же постепенно лишаться всех перечисленных выше «вознаграждений». Учитывая то, что люди не любят менять годами и поколениями наработанные схемы поведения (и Роли в том числе), самый простой способ вернуть все на свое уже привычное место - не дать больному алкоголизмом перестать исполнять роль Алкоголика. Вот тут-то и годятся все трюки, которые используют Простаки, для того чтобы Алкоголик снова начал пить, от «слепой» веры во что угодно, до прямой провокации Алкоголика на потребление.

С уважением, Наталия и Владимир Батищевы.

Игры, в которые играют люди [Психология человеческих взаимоотношений] Берн Эрик

1. «Алкоголик»

1. «Алкоголик»

Тезис. В анализе игр нет такого понятия, как «алкоголизм» или «алкоголик», но есть роль в игре определенного типа, которая называется «Алкоголик». Являются ли причиной пьянства биохимические или физиологические отклонения от нормы (эта точка зрения пока еще не доказана) - этим вопросом пусть занимаются врачи-терапевты. Мы занимаемся анализом игр, и интересует нас совсем другое - социальные транзакции, которые связаны со злоупотреблением спиртным. Отсюда название игры «Алкоголик».

В полном виде эта игра рассчитана на пятерых участников, хотя один игрок может исполнять и несколько ролей, так что игра может начинаться и заканчиваться с двумя участниками. Центральная роль - роль Алкоголика, начинающего игру, исполняется Уайтом. Основная второстепенная роль - роль Преследователя, которую обычно играет лицо противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - роль Спасителя, обычно исполняемая лицом того же пола; часто это семейный врач, который интересуется пациентом и проблемами алкоголизма. В классической ситуации врач успешно избавляет алкоголика от его пагубного пристрастия. После того как Уайт в течение полугода не брал в рот ни капли, они поздравляют друг друга. А на утро Уайт валяется в канаве.

Четвертая роль принадлежит Простаку. В литературном произведении обычно это деликатный человек, который одалживает Уайту деньги, бесплатно дает ему сэндвич или чашку кофе и не пытается ни преследовать, ни спасать его. В жизни эту роль обычно исполняет мать Уайта, которая дает ему деньги и часто поддакивает ему, когда он говорит, что жена его не понимает. Общаясь с Простаком, Уайту приходится искать правдоподобное объяснение, зачем ему деньги. Причем оба делают вид, что верят ему, хотя оба знают, на что он потратит большую часть денег. Иногда Простак начинает исполнять и другую роль, не самую существенную, но тоже характерную для ситуации, - роль Подстрекателя, «хорошего парня», который снабжает спиртным, даже когда его не просят: «Пойдем выпьем (и покатишься вниз еще быстрее)».

Вспомогательный персонаж любой алкогольной игры - профессионал, например бармен или продавец спиртного. В игре «Алкоголик» это пятая роль - роль Посредника, непосредственного поставщика спиртного, который понимает язык алкоголиков и является важнейшим персонажем в жизни пьяницы. Разница между Посредником и остальными игроками - это разница между профессионалом и любителями в любой игре: профессионал знает, когда нужно остановиться. В определенный момент хороший бармен отказывается обслуживать алкоголика, который оказывается лишенным припасов, если только не отыщет более снисходительного Поставщика.

На начальных стадиях «Алкоголика» все три второстепенные роли может исполнять жена: в полночь она в роли Простака раздевает героя, подает ему кофе и позволяет вымещать на себе зло; утром в роли Преследователя бранит мужа за его поведение; и вечером, натянув маску Спасителя, молит мужа отказаться от спиртного. На более поздних стадиях, когда физическое состояние мужа обычно ухудшается, он может обходиться без Преследователя и Спасителя, но может и терпеть их, если они служат дополнительным источником выпивки. Уайт может явиться в благотворительную организацию и позволить «спасти» себя, если ему там дадут бесплатно поесть; или может стерпеть разнос, любительский и профессиональный, если только потом получит подаяние.

Исходя из современного уровня знаний, мы утверждаем, что вознаграждение в «Алкоголике» (как это характерно для игр вообще) получается там, где большинство исследователей вовсе не ожидает его обнаружить. Анализ данной игры свидетельствует, что сама выпивка является лишь дополнительным удовольствием на пути к истинной кульминации - похмелью. То же самое в игре «Растяпа»: сами промахи, привлекающие наибольшее внимание и приносящие удовольствие Уайту, для него лишь способ, ведущий к главному - к получению прощения Блэка.

Для Алкоголика похмелье не столько физическая боль, сколько психологическая пытка. Две любимых формы времяпрепровождения пьющих: «Коктейль» (сколько выпили и что смешивали) и «А на следующее утро» (я расскажу тебе о своем похмелье). В «Коктейль» играют люди, пьющие на вечеринках. Многие алкоголики предпочитают психологически более жесткое «А на следующее утро», и такие организации, как «Анонимные алкоголики», предоставляют им для этого неограниченные возможности.

Пациент, посетивший психотерапевта после загула, обычно ругательски себя ругает; психотерапевт слушает молча. Позже, пересказывая этот эпизод в психотерапевтической группе, Уайт заявляет, что это психотерапевт его отругал. Когда в психотерапевтической группе обсуждают алкоголизм, для большинства алкоголиков интересно не пьянство - они говорят о нем только из уважения к Преследователю, - а их последующие страдания. Транзакционная цель пьянства, помимо личных удовольствий, которые оно приносит, - создать ситуацию, в которой Ребенок мог бы быть строго отруган не только внутренним Родителем, но и любой оказавшейся поблизости и снисходящей до брани родительской фигурой. Поэтому терапия в этой игре должна сосредоточиться не на самом пьянстве, а на следующем после запоя утре: нужно отучить алкоголика заниматься самобичеванием. Однако встречаются сильно пьющие люди, у которых не бывает похмелья; они к настоящей категории не относятся.

Существует также игра «Непьющий алкоголик», в которой Уайт проходит процесс финансовой или социальной деградации без бутылки, делая ту же последовательность ходов и нуждаясь в тех же вспомогательных ролях. И здесь главное - следующее утро. Это сходство между «Непьющим алкоголиком» и обычным вариантом «Алкоголика» подчеркивает, что в обоих случаях это игра: например, в обоих случаях имеет место процедура потери работы. «Наркоман» также аналогичен «Алкоголику», но эта игра куда более зловещая и драматичная, она разворачивается быстрее и приводит к более серьезным потерям. По крайней мере в нашем обществе она сильно зависит от Преследователя, который всегда наготове. Простаки и Спасители встречаются гораздо реже, зато резко возрастает роль Посредника.

Существует множество организаций, вовлеченных в игру «Алкоголик» - национальных, международных и местных. Многие публикуют правила этой игры. Почти все объясняют, как играть роль Алкоголика: выпей до завтрака, потрать на выпивку деньги, предназначенные для других целей, и т. д. Они также объясняют функции Спасителя. Например, в «Анонимных алкоголиках» Уайт продолжает участвовать в той же игре, только ему предлагают попробоваться в роли Спасителя. Предпочитаются бывшие Алкоголики, потому что они знают правила игры и лучше подготовлены для вспомогательных ролей, чем те, кто никогда раньше не участвовал в этой игре. Известны также случаи, когда запас бывших Алкоголиков в организации иссякал и ее члены возобновляли пьянство: другого способа продолжить игру в отсутствие людей, которых надо спасать, у них не было.

Существуют также организации, цель которых - улучшить положение других игроков. Некоторые настаивают на том, чтобы супруги сменили роль Преследователя на роль Спасителя. Та организация, которая ближе остальных подошла к теоретическому идеалу лечения, работает с детьми алкоголиков: этим молодым людям помогают выйти из игры вообще, а не просто сменить роль.

Психологическое излечение самого алкоголика тоже заключается в отказе от игры, а не в смене роли. В некоторых случаях этого удавалось достичь, хотя это трудно: самому Алкоголику ничто так не интересно, как продолжение игры. Поскольку он боится близости, способ заключается в замене одной игры другой, а не в поиске жизни, вообще свободной от игр. Часто так называемые излеченные алкоголики не очень интересны в обществе, они сами испытывают недостаток жизненных интересов и постоянно испытывают искушение вернуться к прежней жизни. Критерий подлинного «исцеления от игры» таков: бывший алкоголик способен выпить на вечеринке, не подвергая себя опасности. Обычное «полное воздержание» не удовлетворяет аналитика игры.

Из описания этой игры видно, что у Спасителя существует сильное искушение сыграть в «Я только пытаюсь вам помочь», у Преследователя - в «Посмотри, что ты со мной сделал», и у Простака - в «Славный малый». С увеличением числа организаций, утверждающих, что алкоголизм - это болезнь, алкоголики учатся играть в «Деревянную ногу (калеку)». Закон, который особенно интересуется такими людьми, склонен поддерживать такую точку зрения. Акцент сместился с Преследователя на Спасителя, от «Я грешник» к «А что можно спросить с больного?» (это часть общей для современности тенденции поворота от религии к науке). С экзистенциальной точки зрения смещение это сомнительно, а практически оно ничуть не уменьшило количество спиртного, продаваемого пьяницам. Тем не менее «Анонимные алкоголики» для большинства все еще олицетворяют терапию, не лишенную сочувствия.

Антитезис . Хорошо известно, что в «Алкоголика» обычно играют всерьез и расстаться с этой игрой очень трудно. В одном случае пациентка, страдавшая алкоголизмом, почти не участвовала в работе психотерапевтической группы, пока не решила, что достаточно знает участников, чтобы начать свою игру. Она попросила их сказать все, что они о ней думают. Поскольку вела она себя нормально, о ней говорили разные приятные вещи, но она возразила: «Я хочу не этого. Мне нужно знать, что вы думаете на самом деле». Она совершенно ясно давала понять, что ей нужны критические замечания. Но члены группы отказались выступать в роли Преследователя. Тогда, вернувшись домой, эта женщина сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен будет либо развестись с ней, либо отправить в лечебницу. Он пообещал, в тот же вечер она напилась, и он отправил ее в больницу. В приведенном примере остальные члены группы отказались выступать в роли Преследователей, которую отвела им миссис Уайт. Такое антитезисное поведение она не смогла вынести, хотя все пытались помочь ей глубже понять ситуацию, в которой она оказалась. А дома она нашла человека, согласившегося играть нужную ей роль.

В других случаях, однако, удается успешно подготовить пациента к отказу от игры и попытаться достичь подлинного исцеления, причем терапевт при этом отказывается играть роли Преследователя или Спасителя. Столь же неверно с терапевтической точки зрения принимать роль Простака, позволяя пациенту пренебречь своими финансовыми и другими обязательствами. Правильная терапевтическая процедура с транзакционной точки зрения в том, чтобы после тщательной подготовки занять позицию Взрослого и отказаться вообще участвовать в игре в любой роли, надеясь, что пациент выдержит не только воздержание от алкоголя, но и вообще конец игры. Если он не сможет это сделать, его следует направить к Спасителю.

Антитезис особенно труден, поскольку закоренелый алкоголик в большинстве западных стран рассматривается как желанный объект порицания, заботы или щедрости, и тот, кто отказывается играть одну из таких ролей, рискует вызвать общественное негодование. Рациональный подход может оказаться для Спасителей еще более непереносимым, чем для самих Алкоголиков, и иногда это связано с самыми нежелательными последствиями для терапии. В одной клинике группа сотрудников серьезно интересовалась игрой «Алкоголик» и пыталась добиться полного исцеления путем отказа от игры, а не просто помогая пациентам. Как только это стало ясно, благотворительный комитет, финансировавший клинику, отказался от услуг этих сотрудников, и больше никого из них не приглашали для помощи этим пациентам.

Родственные игры. В игре «Алкоголик» есть интересный эпизод, который называется «Выпьем по одной». На него впервые обратил внимание один проницательный студент, занимавшийся вопросами промышленной психиатрии. Уайт и его жена (непьющий Преследователь) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Простаки). Уайт говорит Блэку: «Выпьем по одной!» Если они выпьют по одной, у Уайта появляется разрешение на четыре или пять. Если Блэк отказывается выпить, это раскрывает игру Уайта. По правилам пьющих Уайт должен почувствовать себя оскорбленным и для следующего пикника найдет себе более сговорчивого компаньона. То, что на социальном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом оказывается дерзостью: Ребенок Уайта получает Родительское снисхождение со стороны Блэка путем открытого подкупа под самым носом у миссис Уайт, которая бессильна что-либо сделать. На самом деле миссис Уайт только делает вид, что бессильна, поскольку согласилась на всю эту затею: она так же стремится к продолжению игры, исполняя роль Преследователя, как мистер Уайт - в роли Алкоголика. Легко представить себе, как она будет его обвинять на следующее утро. Если Уайт - босс Блэка, вариант может быть связан с дальнейшими осложнениями.

В целом Простак не так прост, как кажется по этому названию. Простаки - часто одинокие люди, которые много получают от того, что бывают добры к Алкоголикам. Например, хозяин закусочной, играющий в «Славного малого», таким образом не только приобретает много знакомств и репутацию щедрого человека в своем социальном кругу, но и считается отличным рассказчиком.

Кстати, один из вариантов «Славного малого» разыгрывается, когда человек у всех спрашивает совета, как ему лучше помочь людям. Это пример веселой и конструктивной игры, которую стоит поддерживать. Ее противоположность - «Крутой парень», который берет уроки насилия и спрашивает совета, как причинить людям больше боли. Хотя советы никогда не осуществляются на практике, игрок имеет право ассоциироваться с настоящими крутыми ребятами, которые играют в эту игру всерьез, и может купаться в отраженном свете их славы. Это представитель породы, которую французы называют un fanfaron de vice .

Анализ:

Тезис. Какой я был отвратительный. Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить.

Цель. Самобичевание.

Роли. Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.

Динамика. Оральная депривация.

Примеры:

1. Попробуй поймать меня. Прототип трудно соотнести с самой игрой из-за его сложности. Однако дети, особенно дети алкоголиков, часто пользуются маневрами, характерными для алкоголиков. Дети, играющие в «Попробуй поймать меня», лгут, прячут вещи, напрашиваются на брань, ищут тех, кто им посочувствует, и обычно находят сердобольную соседку, дающую им подачки, и т. д. Самобичевание при этом часто откладывается на последующие годы.

2. Алкоголик и его круг.

Социальная парадигма. Взрослый - Взрослый.

Взрослый: «Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь, или помоги мне прекратить пить».

Взрослый: «Я буду с тобой откровенен».

Психологическая парадигма. Родитель - Ребенок.

Ребенок: «Попробуй поймать меня».

Родитель: «Ты должен перестать пить, потому что…»

Ходы. 1. Провокация - обвинение или прощение. 2. Снисходительность - гнев или разочарование.

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая - а) пьянство как процедура - бунт, утешение и удовлетворение желания; б) «Алкоголик» как игра - самобичевание (возможно). 2. Внешняя психологическая - возможность избежать половой и других форм близости. 3. Внутренняя социальная - «Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить». 4. Внешняя социальная - «А на следующее утро», «Коктейль» и другие способы времяпрепровождения. 5. Биологическая - чередующийся обмен проявлениями любви и гнева. 6. Экзистенциальная - «Все хотят меня обидеть».

Из книги Здоровый и счастливый ребенок. Пусть утенок станет лебедем! автора Афонин Игорь Николаевич

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Глава 2 Может ли алкоголик вернуться к социальной выпивке? Как вы увидите во время дальнейшего чтения, мой ответ на этот вопрос менее важен, чем может показаться. Однако я полагаю, что должен ответить на него ради множества людей, имеющих дело с алкоголизмом, и из уважения к

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

Кто такой алкоголик? Один из трудных вопросов в терапии алкоголизма: является ли тот или иной игрок алкоголиком? ПГ игроки обычно отрицают то, что они - алкоголики, и зачастую обижаются на подобное предположение.Ниже приведены типичные примеры бесед с ПГ игроками. Каждый

Из книги автора

Алкоголик из Челябинска Разрешите рассказать вам историю, которая приключилась в Челябинске, в России, в начале 1990-х гг. Там, на демонстрационном тренинге, который был частью программы по болезненным зависимостям для психологов, мне пришлось работать с молодым


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении