Игры для всех

Экологический квест в детском саду. Старшая группы

Ирина Свиридова
Сценарий интеллектуальной квест-игры «Друзья матушки Природы»

Участники :

Дети и педагоги

Материальное обеспечение :

Соответствующие картинки к названиям станций,

Конверты с заданиями в соответствии с возрастом детей,

Картинки – ответы,

Цветные мелки,

Картинки к игре «Кто это потерял?»

Разноцветные ленточки (завязывать на дереве) для мотивации детей на бережное отношение к родной природе ,

Листы из красной книги (растения, животные, птицы, жители водоемов,

Сундуки для завершающего этапа по количеству команд

Эмблемы команд на каждого участника

Сюрпризный момент – фрукты по числу детей.

Идея игры :

Детям необходимо собрать листочки из красной книги с изображением живого природного объекта ,

передвижение групп детей в сопровождении педагогов по 5 участкам с выполнением интеллектуальных заданий на каждой станции.

Станции :

«Солнечный домик» ,

«На неведомых дорожках» ,

«Загадки Лесовичка» ,

«Царство Нептуна» ,

«Спортивно - развлекательная» .

Территорию д/с украшают воздушные шарики для ограничения игрового пространства.

Музыкальный сигнал к началу игры.

На станциях детей встречают соответствующие персонажи. Цель :

Обобщение знаний детей о растительном и животном мире,

Воспитании любви к родной природе .

Программные задачи :

Систематизировать знания детей по экологии;

Формировать целостное представление о живой и неживой природе ;

Развивать познавательный интерес к миру природы ;

Развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

Развивать связную речь и активный словарь.

Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом,

Развивать чувство любви к объектам природы ;

Закрепить умение работать в команде.

На старте детей встречает Ведущий.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте все, кто сегодня с нами! Вы любите деревья и цветы, травку, речку, зверей и птиц?

Дети :

1. Нас в любое время года

Учит мудрая природа .

2. Птицы учат пению,

Паучки - терпению.

3. Пчёлы в поле и в саду,

Обучают нас труду.

4. Отражение в воде

Учит нас правдивости.

5. Солнце учит, доброте,

Ласке, справедливости.

6. Нас деревья всех пород

Учат крепкой дружбе.

7. У природы круглый год

Обучаться нужно.

В. – Я несла вам необычную книгу. Она красного цвета, все страницы у нее красные. В эту заносят только редкие и исчезающие виды растений, животных, рыб, и птиц. Но вдруг подул сильный ветер и некоторые страницы улетели. Что же мне теперь делать?

Предложения детей.

В. Для того, чтобы найти страницы Красной Книги вам придется побывать на лесной полянке, подняться к солнышку в гости, заглянуть к морскому царю и даже, попасть в сказку, а если в пути вы устанете, то всегда сможете отдохнуть на нашей музыкальной полянке.

Детям раздаются карты. С обратной стороны карт есть образцы страниц, которые должны найти дети

Звуковой сигнал к началу игры.

Задания для команд на станциях : (страницу из красной книги дети ищут на каждой поляне после того, как выполнят все задания)

«Загадки Лесовичка»

«Вопрос – ответ» (для всех)

1. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным) .

2. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно : после первого уже не будет натощак) .

3. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон) .

4. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба) .

Узнать растение по его плодам и закончить предложение. (1, 3 команда)

Желуди растут на. (дубе) .

Яблоки растут на. (яблоне) .

Шишки растут на. (ели и сосне) .

Гроздья рябины растут на. (рябине) .

Орехи растут на. (орешнике) .

Вспомнить название плодов растений и закончить предложение. (2, 4 команда)

На дубе созрело много. (желудей) .

Дети снимали с яблони спелые. (яблоки) .

Верхушки елей гнулись под тяжестью множества. (шишек) .

На облетевшей рябине яркими огоньками горели. (гроздья ягод) .

«Солнечный домик»

Загадки и отгадки. (дети должны найти картинку отгадку, картинки спрятаны среди веток кустарника). (1,3 команда)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Ответ : Вода

Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Ответ : Ветер

Все обходят это место :

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Ответ : Болото

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Ответ : Воздух

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

Ответ : Снег

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

Ответ : Сосулька

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Ответ : Облака

Меня часто зовут, дожидаются,

а приду – от меня укрываются

(дождь) .

В дверь, в окно стучать не будет,

а взойдет - и всех разбудит

(солнце) .

Через поля, через луга

встает нарядная дуга

(радуга) .

Собери картинку «Кто дружит с водой» , «Кому нужен воздух» (2,4 команда)

«Там на неведомых дорожках»

«Узнай по объявлениям и нарисуй ответ»

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (улитка)

2. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! /ящерица/.

3. Хотите научиться ползать? Приходите ко мне, кусать не буду. Обещаю. /змея/

4. Друзья ! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. /ежик/

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. /медведь/

6. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть! /лиса/

7. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести птенцов! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку! /кукушка/

8. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. /сова/

9. Помогу всем, у кого сломался будильник! /петух/

10. Продам зеленые мячи. Налетела детвора от мячей одна кора (Арбуз)

11. Я лето целое старалась – одевалась, одевалась…

А как осень подошла, вам одежки отдала (капуста)

12. Слетают с ветки золотые монетки (осенние листья)

«Царство Нептуна»

Команды разгадывают загадки про морских и речных обитателей и находят их на доске среди всех картинок :

Друг за другом мчится стая, волны телом разрезая,

То хвосты, то снова спины, кто вперёд, плывут

(дельфины)

Вот просторы океана

Бороздит гора с фонтаном,

Бьёт хвостом, вода кипит -

Проплывает важно.

(Кит)

Плоский он. Размером разный.

Хвост его бичеобразный.

Лишь один несёт отряд

Электричества заряд!

(Скат)

Короткое тело покрыто шипами!

Шипами умело сразится с врагами.

Раздуется важно, как шарик. И всё ж…

Порою хоть страшно, плывёт.

(Рыба-ёж)

Головоногий то моллюск -

Десяток рук, присоски плюс.

Довольно крупный экземпляр.

А как зовут его?

(Кальмар)

Из иглокожих, но красиво

В морской пучине это диво.

Пять рук обычно - пять лучей!

Бывает хищной. Образ чей?

(Морская звезда)

Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска – восемь ног.

То придонный… (Осьминог)

Как торпеда с плавниками.

С очень страшными клыками!

Острым нюхом жертву чует,

Днём и ночью всё кочует.

(Акула)

По волнам гуляет зонтик –

Вот так чудо,

Вот так диво!

Зонтик жжётся,

Как крапива.

(медуза)

«Кто живет в море, а кто в реке?» (3 команда)

Здесь перемешались картинки с изображением морских и речных обитателей. Вы должны разделить их и постараться назвать.

(Перемешанные картинки с изображением краба, рака, сома, дельфина, камбалы, окуня, сельди, щуки).

«Кто это потерял?» . Составь пары (4 команда)

Водные обитатели прислали фотографии на память, но получились они не очень удачными. Давайте попробуем узнать, кто на них изображён.

(Детям показываются изображения хвоста рыбы, клешня рака, ракушка улитки, усы сома, лапка лягушки, клыки моржа, фонтанчик кита).

Последнее задание для каждой группы

находится в конверте с последним заданием на последней станции группы :

«найдите на финише сундук с эмблемой вашей команды, возьмите по ленточке из этого конверта. Скажите добрые слова деревьям и цветам, травке, водичке. А теперь завяжите свои ленточки на тонкое деревце, на кустик, на траву, чтобы ваши добрые слова и пожелания исполнились, скажите хором : «СПАСИБО! ПРИРОДА »

В. Вы нашли потерявшиеся листочки?

В. Отлично, теперь книгу можно восстановить и подарить детскому саду.

Тема: Квест­игра "Экологический серпантин"
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное
отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части
природы.
Задачи:
­ ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
­ прививать экологическое мышление;
­ сформировать основы экологической культуры;
­научить решать экологические задачи и проблемы;
Экологическая сказка « Первый день в жизни бабочки».
­ Мы сегодня отправимся на лесную полянку. Посмотрите, кто это нас
встречает? (рисунок бабочки). Она только вчера появилась на свет и ничего
ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг.
А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.
_Что это?­ спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: « Земля».
­Ребята, а что такое Земля? (ответы детей).
­Вот она какая­Земля! Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух.
Воздух был свеж и чист. Не успела подумать обо всём этом,как услышала
голоса «Воздух, воздух»
­ Расскажите, ребята, Бабочке, а что такое воздух.
­ В воздухе приятно было летать, но Бабочка почувствовала, что снизу
потянуло сыростью.
­Что же это такое?­ подумала Бабочка.
Тихий журчащий голос прошептал: « Вода.», и раздался всплеск рыбы.
­Ответьте, что такое вода?(ответы детей)
Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела, что на неё смотрят два
огромных глаза.
­ Как вы думаете, кто это мог быть?
_ ДА, это человек. От человека зависит то, какими будут земля, воздух, и
вода.А чтобы любить и охранять природу, мы должны её хорошо знать
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Может кто­то мне скажет, годом чего
объявлен 2017 год в России? (ЭКОЛОГИИ). Вот по этой причине мы
проводим нашу сегодняшнюю игру.
Ведущий
Мы рады приветствовать на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле­
матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета –
величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от
зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Ведущий

Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом
доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если
погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и
вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения –
нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу
значить сохранить жизнь.
1.Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц здесь много перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыш в траве зеленой
И стрекозы только шум
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой на свете – нету!
2. Мы речь свою ведем о том
Что вся Земля наш общий дом
Наш добрый дом просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем
Еще о том ведем мы речь
Что мы наш дом должны беречь
Давайте докажем что не зря
На нас надеется Земля.
3.Природа – это дом, в котором мы живем
И в нем шумят леса, текут и плещут реки
Под сводом голубым под светом золотым
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
4.Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
5. Лес, поля, моря и горы­
Это Родины просторы.

Там, где ветер разыгрался,
Или дождь разбушевался,
Где болото с комарами,
Или грязь под сапогами.
Там, где снег валит стеною,
Укрывает сединою.
Все для нас с тобой родное,
Все чудесное, живое.
6. Взрослые и дети!
Природу берегите.
К её богатым недрам
Рук жадных не тяните.
Заботою и лаской
Её вы одарите
Она ответит тем же.
Вы только помогите!
Песня «У природы много дней»
Ведущий: А теперь поиграем в игру «Экомячик»
«Экомячик» передают друг другу мяч:
«Ты катись наш экомячик,
Долго­долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».
Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.
1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные
насаждения. К чему это может привести?
2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море,
растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические
последствия может повлечь за собой эта авария?
3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают
человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить
этих насекомых с помощью ядохимикатов?
4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого
убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В

настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков
разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую
«непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?
5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и
талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический
прогноз возможных последствий этого явления.
Вед.Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но
невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу
встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним
основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках
экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия,
общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных
условиях.
А сейчас отправляемся в путешествие, где мы покажем свои знания об охране
природы, узнаем ещё много­много нового
Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо­бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,

Этот чудо­самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно ­
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют ­ не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь ­ обжигает.
(Медуза).
Станция "Эрудит"
1. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
2. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
3. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
4. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
5. Косой ли заяц? (Нет).
6. Что делает зимой ёж? (Спит).
7. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
8. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба­пила, рыба­меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)
Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, сосна, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Голубь, воробей, дятел, скворец, синица – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка ­ впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные
птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать­и­мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье
лыко ­ это лекарственные растения.
4. «Исправь ошибки»
Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать
свои ответы.
Поездка в лес
Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В
последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же
решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не
забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа
одного из учеников.
«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие,
но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой
роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики,
подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто
выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали
палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай,
перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и
полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли
костра подмигивали нам на прощанье.
В кустах мы нашли гнездо какой­то птицы. Подержав в руках тёплые
голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше
поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы
нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в
школе пригодится.
В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как
добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими

муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали
муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел
гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы
успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых
цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».
7. «Экологический светофор»
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и
помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
 Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
 Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе
своими действиями! Соблюдай меру и правила!
 Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия
полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того
решения, которое принимается.
1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
3. Ребята огородили муравейник. (с)
4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
10.Дети сильно шумят в лесу. (ч)

11.Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
12.Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
13.Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
14.Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
15.Дети вешают кормушку. (с)
Станция "Орнитологическая"
По голосам узнать птиц
Ведущий
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить
себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и
окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый
договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был
расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя
достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им
самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый
договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном
согласии», – предлагает Ж. Дорст.
От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или
триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную
рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии,
осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко
реагируя на её нужды.
Подведение итогов
Несколько добрых советов:
 Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
 Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
 На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не
шуми.

 Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что­
либо полезное.
 Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
 Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
 Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов
пребывания в ней.
 Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и
неосознанных туристов.
1. Мы с тобой всегда должны беречь природу,
Чтоб поднимались чувства к небосводу,
Чтоб всегда водилась в наших реках рыба,
И тогда потомки скажут нам: «Спасибо!»
2. Мы хотим, чтоб всюду бабочки порхали,
Чтоб они луга собою украшали,
Чтоб чистый дождик поливал из тучи,
Чтоб сад весною пеной цвел кипучей!
3.И пускай цветет моя Земля,
И леса, и реки, и поля.
Мы за все сейчас в ответе,
Если жить хотим на планете!
Финальная песня «Пусть всегда будет Солнце»

Игра-путешествие

«Экологический квест»

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Задачи:

сформировать ответственность за принимаемые экологические решения и уверенность в преодолении экологической опасности, убеждение во всесторонней ценности природы для человека и общества;

обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;

закрепить знания детей о растениях и животных;

развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;

закрепить знания и навыки поведения в природе;

помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли.

Что такое лес?

Леса – это легкие нашей планеты. От их объема и состояния во многом зависит то, каким воздухом мы дышим. Кроме того, лес – источник неисчерпаемых богатств, он кормит, одевает, согревает и лечит. Именно поэтому каждого человека, чья деятельность связана с лесной отраслью (кстати, одной из важнейших в России с точки зрения экономики), можно считать, как бы громко это ни звучало, хранителем будущего. Леса занимают около трети площади суши, и общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов кв. км. Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвертая часть расположена в северном полушарии. Площадь лесов в России составляет примерно 8 миллионов кв. км.

Лесом покрыта горная часть Крыма. Именно благодаря ему наш полуостров стал особенным уголком России.

Южный берег Крыма по своей растительности резко отличается от остальных районов Европейской части России, так как относится к иной ботанико-географической области, а именно к Средиземноморской. Многие растения Крыма - переселенцы с берегов Средиземного моря, настолько прижившиеся на новом месте, что без них трудно себе представить местный пейзаж.

В прибрежной зоне почти непрерывной полосой тянутся парки и сады, в которых растут кипарисы, лавры, мирты, олеандры, благоухают огромные белые цветки магнолий; со стен домов и заборов свешиваются лиловатые кисти глициний, а вдоль шоссе стремятся вверх пальмы и кипарисы.

Выше побережья начинается настоящий лес – пышный и светлый.

В крымском лесу работает закон вертикальной зональности растительности в горах. Деревья расселились по этажам. По долинам рек, в нижней трети склонов нас встречают дубовые леса. Для неискушенного глаза дуб как дуб. А для знатоков здесь растет не просто дуб, а целых три его вида: дуб обычный, или черешчатый, дуб пушистый и дуб скальный, причем дуб скальный занимает «антресоли» этого этажа и порой поднимается гораздо выше. В дубняках «квартируют» еще липа, ясень, граб.

Особенно по опушкам полян много кизила, лещины, боярышника и других ягодных, фруктовых деревьев, кустарников.

С высоты 600-700 метров господствующими породами в лесу становятся бук и его верный спутник граб. Здесь тоже свои тайны. До сих пор лесоводы и ботаники не пришли к единому мнению: что же за бук растет в Крыму? Одни считают, что тут их два вида: кавказский и европейский. А другие уверены, что в Крыму живет самостоятельный вид - бук таврический. Но независимо от того, кто из ботаников окажется прав в этом споре, загадок в буковом лесу не уменьшится. Местами бук почти полностью замещен грабом. Практически по всему склону встречается сосна.

Однако в заметных количествах она произрастает в местах малодоступных, на склонах, на обрывах яйлы, причем здесь чаще встречается сосна красноствольная с ярко-зеленой короткой хвоей - сосна обыкновенная. А ниже, среди дубовых лесов,- сосна с серым стволом, с длинной редковатой, несколько тусклой хвоей - сосна крымская. Она ближайшая родственница той сосне, что растет по всему Средиземноморью, но по ряду особых признаков нашу сосну все-таки выделяют в особый вид - сосну крымскую, или, как ее еще называют, сосну Палласа.

Праздник леса.

С 15 по 17 сентября в нашей стране отмечается один из самых масштабных экологических праздников – Российские дни леса. К этому времени традиционно приурочены массовые лесопосадки и природоохранные акции в защиту леса.

Кстати, история коллективных посадок деревьев берет начало в… Америке. Одним из первых организаторов «праздника древонасаждения» считается Стеpлинг Моpтон – администратор штата Hебpаска, ставший позднее министром земледелия США. Есть версия, что он перенял эту традицию у племени ацтеков, высаживающих деревья в день рождения своих детей, и развил ее, сделав массовым мероприятием.

В России идея коллективной посадки лесов (в основном, силами школьников) возникла в последнее десятилетие 19 века. Активистом в этом деле стал лесовод Митрофан Туpский. В 1894 году по его инициативе управление народных училищ Юго-Западного края издало циpкуляp «О посадке деревьев учениками народных школ на принадлежащей училищам земле».

Первый официальный праздник посадки леса в России прошел в Харькове. Он был призван «внушить подрастающему поколению любовь к природе, к древонасаждению и вселить в него сознание важности охранения общественных и частных садов и парков». Большое внимание организаторы праздника уделили созданию эмоциональной атмосферы, рассчитывая на то, что «торжественно обставленный школьный праздник древонасаждения» произведет на детей нужное впечатление и вызовет у них желание ежегодно участвовать в лесопосадках.

Есть у С. Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?...».

Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему.

Кораблестроитель: «Мачты и реи – держать паруса…»; столяр: «Стол, за которым ты будешь писать, карандаш, линейку, пенал…». И конечно, он бы не забыл про деревянные шкафы, полки для книг, паркет для пола, оконные рамы, двери…

Рабочий бумажного комбината кроме тетрадей обязательно назвал бы книги, а также газеты, журналы, потому что бумага делается из древесины.

Деревенский плотник напомнил бы о рубленных бревенчатых избах и деревянных мостах через небольшие речки.

И химик нашел бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой получают на комбинате лаки, нитки для искусственной ткани, лекарства…

Музыканты воскликнул бы: «Спасибо, лес! Твое дерево, которое когда-то гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки».

А услышь наш разговор агроном , он бы, пожалуй, обиделся: как же, мол, так – забыли, что лес – защитник полей! Зеленой стеной стоит он на пути беспощадных, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай. Но это летом. Зимой же «зеленая защита» не дает ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», под которым засеянные еще с прошлой осени хлебные семена.

Лес защищает и реки. Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле.

«Что мы сажаем, сажая леса?» - переспросил бы врач . Да прежде всего – здоровье. Где чаще всего строят дома отдыха, санатории? Конечно, среди лесов. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух. Если бы не зеленые леса, людям всей нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать».

Ну, а лесничий сказал бы: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, нет, даже два новых. И еще: лес – это не только сырье, это и бесценная красота».

А закончил бы лесничий свою речь все теми же стихами:

Что мы сажаем,

Где бродят

Барсук и лиса.

На который

Ложится роса.

Свежесть лесную,

Вот что сажаем

В сегодняшний день.

Чтение стихотворения И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

Ведущий:

Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.

Итак, наш праздник начинается с экологических «приветствий».

(Команды приветствуют друг друга).

Порядок выхода на экологическую тропу определяется результатами ответов на экологический тест. Та команда, которая быстрее всех и правильно справилась с заданием, первой выходит на экологическую тропу.

Вопросы экологического теста:

1. Зачем зайцу большие уши?

Варианты ответов:

а) чтобы лучше слышать;

б) для торможения на повороте;

в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).

2. Зачем страус голову в песок прячет?

Варианты ответов:

а) от страха;

б) разыскивает пищу;

3. Почему у дятла мозги целы?

Варианты ответов:

а) мозги маленькие;

б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань);

в) череп очень крепкий.

4. Почему дрожит мышка?

Варианты ответов:

а) боится кошки;

б) проветривает шкурку;

в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);

5. Зачем белке хвост?

Варианты ответов:

а) чтобы греться;

б) для красоты;

в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).

Ход игры-путешествия:

1. Станция – лес

Раздел «Деревья»

1. Какое дерево тонет в воде? (лиственница)

2. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)

3. Древесина какого дерева наиболее широко используется в кораблестроении? (сосна)

4. Какое дерево используется для изготовления лыж? (береза)

5. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)

Раздел «Животный мир»

1. Какое насекомое летает быстрее всех? (стрекоза)

2. Какое животное, в буквальном смысле слова, вылезает из кожи? (змея)

3. Какое животное пьет ногой? (Лягушка)

4. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

Раздел «Растения»

1. Какое растение в народе называют «кошачий корень»? (валерианка)

2. Какая трава самая высокая? (бамбук)

3. Какое лекарственное растение определяют на ощупь даже слепые? (крапива)

4. Цветение какого кустарника оповещает об окончании весны? (сирень)

Раздел «Птицы»

5. Птица – символ мира? (голубь)

6. Какую птицу называют «летающей кошкой»? (сова)

2. Станция – деревья.

Викторина

Какое дерево менее требовательно к почве: сосна или ель?

Ответ : сосна менее требовательна, растёт нередко на песках и бедных почвах, ель растёт на влажных и богатых почвах.

Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?

Ответ : ель с резонансной древесиной, имеющей мелкие и равномерные годичные кольца.

О каком дереве идёт речь: ягода красна, да не вкусна, а пришел мороз - сахару принес.

Ответ: рябина.

В августе в лесу можно заметить интересную особенность в хвойной её части под деревьями лежит много старой хвои, в лиственной – прошлогодних опавших листьев уже нет. Как можно объяснить такие отличия? Отражается ли это на почве?

Ответ: Хвоя содержит много смолистых веществ, что «затрудняет» её переработку микроорганизмами. Деятельность микроорганизмов ослабляется и тем, что под пологом густого елового леса температура ниже, чем в лиственном лесу. Из-за медленного перегнивания хвои в почве хвойного леса мало накапливается перегноя.

Почему ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава? Ответ: из-за поверхностной корневой системы, которая повреждается даже при беглом низовом пожаре, и и нижние ветки располагаются близко к земле.

Назовите самое маленькое цветковое растение нашей флоры.

Ответ: ряска бескорешковая.

Какое дерево выделяет так много фитонцидов, что от них гибнут не только бактерии, но и даже насекомые?

Ответ: Черёмуха

Сколько впитывает воды мох сфагнум? Где применяется мох благодаря своей гигроскопичности?

Ответ: в 20 раз больше своего веса. Как дезинфицирующее и гигроскопическое средство- в медицине и строительстве деревянных домов.

Какая из причин более всего обуславливает численность в лесу белок

Ответ: урожай семян сосны и ели.

Почему, даже в ночь на Ивана – Купалу, нельзя увидеть цветущий папоротник?

Ответ: папоротник не цветковое, а споровое растение.

3. Станция – загадочная

Обучающиеся определяют названия птиц, обитающих в нашей местности по фотографиям (сорока, синица, чечётка, свиристель, щегол, сова).

1. В лесу на одной ножке

Выросла лепёшка (Гриб).

2. Стоит на полянке

В красном платье Татьянка,

Вся в белых крапинках (Мухомор).

3. Что не сеяно родится? (Трава).

4. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).

5. Сидит на палочке

В красной рубашечке,

Брюшко сыто,

Камешками набито (Ягода шиповника).

6. Маленький мужичок-

Костяная шубка (Орех).

7. Губа белена,

А маковка зелена (Берёза).

8. На горе шумит, А под горой молчит (Лес).

9. Не птичка, а с крыльями (Бабочка).

10. Сидит бык

У него шесть ног – и все без копыт (Жук).

11. Серовата, зубовата –

Днём спит, а ночью летает

И прохожихпугает (Сова).

12. По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет (Волк).

13. Косой бес

Поскакал в лес (Заяц).

14. Ползун ползёт , иглы везёт ( Ёж ).

15. Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь).

4. Станция - речное русло

Обучающиеся выполняют следующие задания:

Определить правый и левый берег реки;

Определить ширину реки;

Определить скорость течения;

Назвать животных, обитающих в реке.

5. Станция – муравейник

Обучающиеся отвечают на следующие вопросы:

Назвать жителей муравейника;

Какого типа ротовой аппарат у муравья?;

Где у муравья находится жало?;

Где зимуют муравьи?;

Какую пользу и вред приносят муравьи?

6. Станция – грибы

Необходимо определить съедобные и ядовитые грибы и дать их названия по карточкам с изображением шляпочных грибов.

7. Игра «Показуха» на тему «Лесные жители»

Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек, поочередно загадывают друг другу без слов показать лесного жителя. Один игрок команды показывают, другие угадывают. На демонстрацию отводится 30 секунд. Если группа угадывает жителя – ей засчитывается 1 балл, если не угадывает – балл получает группа, загадавшая слово. Необходимо проконтролировать, чтобы все группы загадывали и отгадывали одинаковое количество слов.

8. Театрализованная игра «Кто живёт в лесу?»

Учащиеся наугад вытягивают заготовленные заранее бумажки с ролями, ведущий или учитель читает текст сказки – участники «спектакля» разыгрывают действия.

9. Песенный марафон «Поём о лесе»

Вспомнить как можно больше песен о лесе/лесных растениях/ животных.

Подведение итогов

В качестве итога конкурса можно предложить учащимся следующее:

Коллективно составить памятку юному туристу «Правила поведения в лесу»;

Коллективно изготовить плакат-аппликация «Древо жизни», чтобы продемонстрировать, как устройство нашей жизни походит на растение, что каждая часть любого организма играет свою значительную роль, и не стоит вредить себе и окружающему миру: ствол – школа, ветки – учителя, цветы – ученики, плоды – их будущие свершения, корни – учебники, подземные реки – знания. Ученики не получат знания и не свершат великих дел, если повредить какую-либо часть дерева;

Коллективно составить схему: кто живёт в лесу? Распределить роли обитателей леса среди «обитателей» класса/школы, исходя из функций, которые выполняет ученик/учитель и соответствующий ему обитатель леса

Детский развивающий экологический квест

«Спасение земли!»

(Эко – квест проходит на открытом воздухе)

Назначение : предлагаю Вашему вниманию детский развивающий квест экологического содержания для детей старшего.

Применение : предназначено для воспитателей, педагогов дополнительного образования, занимающихся экологическим воспитанием детей. В зависимости от возраста детей и времени проведения, задания можно добавлять или исключать по желанию.
Программные задачи:
- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

Предоставить возможности для проявления самостоятельности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.
- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Воспитывать умение выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения.

Материалы и оборудование : костюм Феи Природы для ведущего; шишки для подсчета очков; эмблемы для детей «Самому активному защитнику природы!»; карточки с изображением растений, птиц, животных и насекомых (по количеству команд); авторское пособие «Зоологический столик»; маски шапочки из бумаги растений, птиц, животных; 6 обручей разного цвета; для опыта: скорлупки грецких орехов с налитым растительным маслом, контейнеры с водой, ватные шарики по количеству детей, салфетки, пластиковый мусор для игры «Убери мусор»; пакеты для мусора, материал для продуктивной деятельности детей «Вторая жизнь мусору!».

Ход мероприятия.

Ребят приветствует Фея природы планеты Земля.

Фея природы : Ребята, посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа.

Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе. Надеюсь, что в ходе сегодняшнего нашего совместного путешествия, вы убедитесь, что Земля – наш общий дом, и чтобы планета наша оставалась зеленой, зависит только от нас.

Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие в мир природы и будем ее спасателями. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.

Сейчас мы с вами разделимся на три команды: морские обитатели, животные, птицы (дети делятся на команды по шапочкам, заранее надетыми и становятся возле своих опознавательных знаков).

Но прежде чем вас пропустить, я должна узнать, с добром ли вы пожаловали в мир природы, помните ли вы правила поведения в ней? А для этого вот вам первое задание, за каждый правильный ответ вы будете получать шишку.

Задание 1. "Выбери фразу"

Фея Природы : Сейчас вы должны выбрать из каждой пары фраз, которые я произнесу, правильную:
1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте.
В лесу можно поиграть: ветки, кустики сломать, на деревьях рисовать.


2.Ни травинку ни листок зря не рвите - берегите!
Можно листьями бросаться, рвать цветы, плести венки - зелень и цветы не жалко, еще вырастут они!


3.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц и комаров можно прогнать и раздавить, а лучше бы их совсем не было.
Животные и насекомые всякие нужны, каждое из них необходимо природе.


Дети: Отвечают, Фея природы благодарит их, дает за правильные ответы шишку и пропускает в мир природы.

Аня: рассказывает заранее выученное стихотворение:

Мы природу уважаем,
Бережем и понимаем.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучки - терпению.
Пчёлы в поле и в саду,
обучают нас труду.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Солнце учит, доброте,
Ласке, справедливости.
Нас деревья всех пород
Учат крепкой дружбе.
У природы круглый год
Обучаться нужно.

Фея природы : Ребята, вы молодцы, но посмотрите, что нас ждет впереди?

Дети: Разбросан мусор.
Фея природы : Как вы думаете, ребята, что нам с ним нужно сделать?

Дети : Убрать.

Задание 2. «Уборка мусора»

Команды получают пакеты для мусора. Один участник команды бежит до условного места и кладет мусор в пакет, возвращается в команду, передает пакет следующему игроку. И так по порядку все участники.

Фея Природы : награждает шишкой победившую команду, благодарит ребят за помощь.

Задание 3. "Зоологическая столовая "

Каждой команде раздаются конверты с изображение животных, птиц, насекомых.
Фея Природы : Ребята, как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на травоядных, хищников и всеядных. Вам сейчас нужно всех рассадить за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, травоядные - за зеленым, а всеядные - за синим. Команда, которая правильно справиться с заданием, станет победителем.
По окончании Фея Природы подводит итог и раздает шишки .

Задание 4. "Кто где живет"

Разложить на полянке обручи разных цветов (красный, синий, зеленый).
Фея Природы : Ребята, на вас надеты различные опознавательные шапочки, определите, кто вы и где вы живете или растете. По команде "На прогулку!" вы будете свободно гулять по полянке, а по команде "По домам!" вы должны встать в тот обруч, который обозначает ваш дом. Обитатели леса занимают зеленый обруч, морские обитатели - красный, а обитатели воздуха - синий обруч.
После того как дети займут места в обручах, Фея Природы проверяет, правильно ли выполнено задание: ребенок называет себя и место своего обитания.
Фея Природы : Какие вы молодцы, все знаете. Сейчас я вам расскажу одну историю, которая приключилась в лесу.
Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. И вот, что у них получилось:
- Первый волшебник решил, что в его лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом погиб. Волшебник не мог понять, почему. Ребята, помогите волшебнику, скажите, почему погиб его лес?
- Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь, он тоже погиб. Как вы думаете, что случилось?
- Третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных, травоядных животных. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
- Четвертый волшебник сотворил обычный лес, и никто этот лес не покинул. Почему?
Дети дают ответы и за самый полный ответ Фея цветов раздает шишки.
Фея Природы : Это хорошо, что последний волшебник создал такой прекрасный лес, где всего в меру. Но, к сожалению, на нашей земле есть такие места, где ничего не растет и никто не водится, это очень печально, и все это результат человеческой ошибки, и сейчас мы в этом убедимся. Представьте себе ситуацию: плывет корабль (танкер), который перевозит нефть, и эта нефть переливается в море. Последствия этой катастрофы очень разрушительны, особенно для кого?

Дети : Для морских обитателей и птиц.

Фея природы: Эта форма загрязнения может занять месяцы, даже годы для эффективной очистки окружающей среды. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

Опыт “Очистка разливов от нефти”

Для выполнения опыта понадобится:

Скорлупки от грецких орехов

растительное масло

формы для воды

вода

несколько ватных шариков

Фея природы : Начинаем эксперимент.

Возьмите каждый себе лодочку.

Теперь заполним лодочки маслом, это будет нефть (взрослые наполняют детям)

Опрокиньте лодку.

Подождите несколько минут, когда масло загрязнит воду и начнет распространяться.

Теперь пришло время для наведения порядка. Используйте свои ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их на загрязненной территории.

Примечание: у Вас не займет много времени, чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет приложить, когда разливается большое количество нефти.

Фея Природы: Будем надеяться, что на нашей планете будет как можно меньше экологических катастроф, а это зависит от каждого из нас, потому что мы ответственны за будущее нашей Земли. А сейчас мы с вами продолжим наше путешествие увидим чистый ручей, построим через него экологический мостик.

Задание 5 «Волшебный ручеек»

Первый бежит до ориентира, возвращается к команде, к нему цепляется второй. Они так же бегут до ориентира, возвращаются за третьим и т.д.

Задание 6 «Экологический мостик»

Команды стоят у линии старта. По сигналу первый игрок принимает позу - стоя согнувшись, опираясь на руки и ноги, следующий проползает под ним и встает рядом (плотно) принимая туже позу. Следующий делает тоже, и так до тех пор пока вся команда не окажется за линией финиша, после этого они берутся за руки и вместе возвращаются к линии старта.

Фея Природы : Вот наше путешествие подошло к концу, мне пора заняться своим делом – следить за порядком, а вам пора возвращаться домой. Вы прошли все задания, и теперь я знаю, что вы любите природу и вы настоящие «Спасатели Земли!», и всегда будете ее оберегать. Вручаю вам эмблемы Защитники природы!». А из всех заработанных шишек сделайте у себя на площадке дорожку здоровья и обязательно хотя бы раз в день, ходите босиком по этой дорожке.

Рефлексия

Фея Природы: Ребята, а вам понравилось наше познавательное путешествие под названием «Спасение Земли!», если да – то наклейте на дерево листочек зеленого цвета, если не совсем понравилось – желтого, если совсем не понравилось путешествие – то красный листочек.

Фея природы : Дорогие ребята, я очень рада, что Вам все понравилось. Вы сегодня еще раз открыли для себя окружающий мир природы. Хочется, чтобы вы полюбили этот мир как родной дом. Хочется, чтобы ваше поведение в природе было грамотное, правильное, и тогда все нашей планете будут жить весело и счастливо.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни - ПРИРОДА!

Фея Природы : Ребята, а что мы будем делать с собранным мусором (показывает мешки с мусором). Ребята, а вы знаете, что мусор может быть и полезным, давайте дадим ему вторую жизнь.

(Ребята изготавливают поделки из собранного мусора.

Перед ребятами поставлена задача – дать вторую жизнь отходам. Ребята работают группами, каждой группе из набора предметов бытового мусора нужно изготовить 1 поделку)


Квест - игра для детей младшего школьного возраста «Мозаика леса».

4 станция "Съедобное – несъедобное".
Ведущий: Посмотрите на карточки и выберите, какие из этих ягод съедобные, а какие несъедобные:
земляника, волчье лыко,костяника, малина, ежевика, вороний глаз.
Ответ: съедобные: земляника, костяника, малина, ежевика; несъедобные: волчье лыко, вороний глаз.
Ведущий: Выберите съедобные и несъедобные грибы: поганка, шампиньон, опенок, лисичка, сыроежка, рыжик.
Ответ: несъедобна поганка, остальные пригодны в пищу.
5 станция "Красная книга".
- Лес человеку - самый щедрый друг. Он дает материал для постройки домов, доски для мебели, древесина служит сырьем для изготовления бумаги, из многих растений делают лекарства. Лес нас согревает, лечит, питает. А всегда ли человек платит за это добром? Нет. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, надо его охранять. Для этого и была создана Красная книга. Так называются списки редких находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Информацию для Красной книги начали собирать еще в 1949 году. Книга содержит документальные данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения многих видов животных и растений.
Сейчас проверим, знаете ли вы, какие представители мира природы занесены в Красную книгу.
На карточках: "Растения" и "Животные".
Ответы: Растения: подснежник, ландыш, купальница, сон - трава, ромашка, василек.
Ответы: Животные: барсук, белка, волк, бобер, еж, крот.
6 станция «Загадки»
1.
Не всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ель).
2.
Какую траву и слепой знает? (крапива).
3.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
4.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! -
Удрала, а хвост в руках. (ящерица).
5.
С цветочка - на травинку,
С листочка - на былинку,
Отталкиваясь ножками,
Летает над дорожками. (кузнечик).
7.
Белые пятна на шапочке красной, -
Он для людей чрезвычайно опасный,
Здесь ни к чему нам сомненья и спор-
Это же гриб, а точней... (мухомор).
8.
На поляне под сосной
Много ягоды лесной,-
Ты под листик загляни-ка,-
Да ведь это... (земляника).

9.
На спинке у него иголки,
Он - добрый, даром что колючий.
Подумай, и ответ найдешь:
Колючий шарик - это... (еж).
10.
Хоть она из породы кошачьих,
Но играть с нею надо иначе.
Ей не скажешь уже: "Киска брысь!"
Ведь она - своенравная... (рысь).
11.
Питаются рябиной горькой,
А как красивы, посмотри! -
Все красногруды, словно зорьки!
Узнали птицу? (снегири).
12.
Летом рыжие они,
В стужу - серебристые.
Есть чудесные у них
Хвостики пушистые.
Быстрые, как стрелочки, -
Ну, конечно... (белочки).
13.
У кого на ноге ухо? (у кузнечика).
14.
Что такое "зеленые заячьи уши?" (ландыш).
7 станция «Правила поведения в природе»
Ведущий: Какие вы знаете правила поведения в природе? (ответы детей)
А как вы думаете, для чего нужно соблюдать правила?
Правила поведения в природе. (можно прочитать те правила, которые были не сказаны детьми)
Правило 1.
В лесу и в парке ходи по тропинкам и дорожкам. Помни: в траве много
маленьких животных, они очень незаметны и их можно нечаянно погубить; в траве могут быть и ядовитые животные, которые могут нанести вред здоровью.
Правило 2.
Лес (луг, водоем)- это родной дом для животных. Соблюдай чистоту лесного жилища. Не оставляй мусор после себя.
Правило 3.
Сильный шум, крик и громкая музыка пугают обитателей леса. Они покидают свои дома, и лес остается безжизненным. Будь благоразумным! Не шуми в лесу, парке! Не нарушай природный покой!
Правило 4.
Сорванные цветы быстро гибнут и не дают семян. Не будет семян - не будет
и цветущих растений. Лес поблекнет без цветов. Не рви просто так цветы в лесу и на лугу. Букеты составляй из тех цветов, которые выращиваются человеком.
Правило 5.
Съедобные ягоды собирай так, чтобы не ломать веточки. Не забывай, что
пораненное растение долго болеет и в будущем может не дать плодов.
Проявляй заботу в сохранении даров леса.
Правило 6.
Несъедобные грибы могут приносить вред и пользу. Неумение их
распознавать приводит к отравлениям. В то же время животные и люди
лечатся ими. Будь внимателен: не трогай их руками, не сбивай, не растаптывай!
Правило 7.
Большинство бабочек живут всего одни сутки. Погубить бабочку очень легко. Достаточно подержать в руке – с ее крылышек опадут чешуйки, и она не сможет больше летать. Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения.
Правило 8.
Муравьи – большие трудяги. По хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Они – санитары леса, не дают сильно размножаться насекомым, которые губят лес. Не разрушай муравейник – жилище лесных санитаров!
Правило 9.
Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, не трогай его и постарайся тихо уйти. Не забывай: примятая трава, сломанная ветка, неосторожный шорох могут спугнуть птицу, и она бросит гнездо.
Правило 10.
Детёнышам диких животных плохо в квартире рядом с человеком, потому,
что их родной дом – лес, луг, водоём. Не приноси домой зайчат, ежат, бельчат, лягушат и других животных. Бережно относись к ним.
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Всем спасибо за активное участие! Вы, молодцы, справились с заданиями нашего квеста и я хочу вручить вам на память медали «Знатоки природы».
Чтобы травка зеленела,
Чтобы птицы песни пели!
Чтобы в чистой речке
Можно было искупаться
И животных не бояться-
Береги и уважай,
Не сори и охраняй!
До свидания! Всего вам доброго!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении