Игры для всех

Игры имитирующие поведение животных птиц. Перечень подвижных игр с элементами имитации

Игра – очень сложное и многоаспектное поведение, относительно природы которого в научном сообществе еще не сформировалось единого мнения. В зависимости от того, на каком аспекте игры делается акцент, выделяют несколько концепций игрового поведения.

КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

1. При акценте на адаптивной роли игры выделяются две крайние точки зрения:

А. Игра – это адаптивное поведение , т.к. является предварительным упражнением форм взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности, но без риска и пагубных последствий (К. Гроос).

В. Игра лишена адаптивного значения.

Так, Ф. Ботэндийк считает, что она важна только для самого играющего, приводя его в положительное эмоциональное состояние. Г. Спенсер полагает, что игра – расход некой избыточной энергии (аналог специфической энергии действия Лоренца), которую некуда девать, суррогат ее естественного приложения, азартное выполнение незавершенных, бесполезных, «невыгодных» действий («действие вхолостую» или «вакуумная активность»).

2. При подходе к игре как отдельной форме поведения возникает вопрос о ее природе: это врожденное или приобретенное поведение? Здесь также можно выделить две крайние позиции:

А. Игра – это инстинкт. Так, она включена в перечень форм индивидуального поведения в классификации Д. Дьюсбери. Аргументами этой точки зрения служат наличие поисковой фазы, когда животное активно ищет игровые ситуации и партнеров по игре, а также наличие знаковых стимулов начала и окончания игры (специфические позы, движения и звуки). В то же время центр игры в мозге не найден, в отличие от других врожденных реакций (обнаружены центры голода, жажды, агрессии и др.).

В. Чаще игра противопоставляется инстинктам. Так, швейцарская исследовательница М. Мейер-Хольцапфель отмечала, что животные играют лишь тогда, когда удовлетворены основные биологические потребности и не проявляются инстинктивные действия. Отечественный детский психолог и педагог Д.Б. Эльконин указывал, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных действий и развивает способности к ориентации в сложных изменчивых условиях среды. Английский зоопсихолог У. Торп считал, что игра служит для приобретения навыков и ознакомления с окружающим миром. С ним согласен американец М. Беков, который определял игру как двигательную тренировку, формирование процессов общения и упражнение познавательных процессов.

Анализ существующих концепций показывает наличие крайне противоречивых представлений об игре.

Известный отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри считал, что основная ошибка всех этих подходов состоит в том, что игра рассматривается как особая форма поведения. Все противоречия снимаются, если считать игру развивающейся психической деятельностью, основным содержанием поведения животных в определенный период постнатального онтогенеза. Таким образом, по Фабри игра – это не особая форма поведения, а сам процесс становления взрослого (адультного) поведения , в котором есть место и адаптивным, и неадаптивным, и врожденным, и приобретенным компонентам.

Движения, входящие в игровое поведение, имеют в своей основе видоспецифические двигательные реакции, входящие в поведенческий репертуар, но отличаются от них по ряду признаков.

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

    Это незавершенные последовательности действий.

Примеры:

– игровой репертуар детенышей черных хорьков основан на действиях «охота и умервщление добычи». В этих действиях отсутствуют 4 реакции: две крайние формы нападения: «умервщление укусом в затылок» и «атака из боковой стойки» и два крайних вида реакции страха: «угроза из оборонительной стойки» и «визг».

В игру жеребят входит «галопирование» – короткий галоп, остановка, возвращение назад.

В играх макак-резусов, в основе которых «половая активность» садки осуществляются без интромиссии, причем независимо от пола. При игре «агрессия» – драка челюсти при укусах не сжимаются.

2. Вырабатываются новые комплексы движений.

Эти комплексы специфические для данной игровой ситуации и не имеют функционального значения помимо игры. Например , «сальто» у детенышей барсука, кувыркание у котят.

3. Часто происходит преувеличение отдельных движений.

Примеры:

– преувеличенные прыжки и скачки у котят, у них же«атака из боковой стойки» – самая крайняя форма агрессии, на которую может решиться только взрослая кошка, спасая жизни котят, но не взрослый кот. Котята же эту специфическую форму приближения к «противнику» (боком, вприпрыжку с выгнутой спиной и задранным вверх хвостом) постоянно применяют в играх друг с другом или с человеком.

Сюда же относится многократное повторение отдельных игровых движений при скатывании с горки у белых медвежат, выдрят, росомах.

4. Нередко нарушаются последовательности движений . Например, в играх детенышей хищников сначала происходит имитация нападения и умервщления добычи, а потом – погоня.

5. Происходит смешение функционально различных типов поведения . Как правило, у животных разных видов преобладают игры, имитирующие ту или иную активность, чаще всего пищедобывательную, половую и агонистическую («нападение» – «бегство»). Например, у мангустов в играх смешиваются элементы охотничьего и полового поведения, у макак-резусов – агрессивного и полового, у копытных – агрессивного и оборонительного.

1. Локомоционные – подвижные игры, при которых постоянно меняется положение тела (беготня, прыжки, барахтанье, кувыркание, раскачивание из стороны в сторону, разнообразные движения конечностей).

В этих играх, с одной стороны, проявляются видоспецифические локомоционные особенности.

Примеры:

– у детенышей домовой мышина 10-15 день жизни появляются «блошиные « прыжки; у детенышей мыши-малютки – «акробатические этюды» на стеблях растений.

С другой стороны, у филогенетически не родственных видов в играх наблюдаются сходные элементы. Например, выдрята и телята часто демонстрируют резвые побежки с внезапными поворотами на бегу, высоким подбрасыванием зада и взбрыкиванием (т.н. «телячий восторг»).

В играх могут встречаться элементы поведения предковых форм. Сюда можно отнести, например , попытки тигрят залезать на деревья сразу же, как только научатся ходить (на 20-30 день после рождения). С двухлетнего возраста молодые тигры прекращают эти попытки, хотя родственные виды кошачьих прекрасно лазают по деревьям и во взрослом состоянии. С другой стороны, домашние кошки, в отличие от крупных кошачьих никогда не нападают на добычу крупнее себя, а при овладении жертвой применяют «смертельный укус», ориентируясь по ложбинке на шее сверху. Однако в играх с крупными партнерами, например, с собакой, иногда демонстрируют прием, который применяют их большие «родственники» т.е. обхватывают передними лапами и челюстями шею снизу и имитируют удушение. Лоренц назвал такой прием «удушение буйвола» (см. «Человек находит друга»).

2. Манипуляционные – игры с различными предметами, не обязательно с использованием передних конечностей (manus (лат.) – рука), но и задних, и зубов, и хвоста. Вобще, манипулирование – любые воздействия на предмет. Например , акт еды: захват пищи, ее обработка, расчленение, обкусывание, жевание и т.д. Также рытье нор, гнездостроение, очищение тела, защита от врагов и пр.

Манипуляционные игры делятся на:

А) некомпенсаторные – с биологически значимыми объектами (игра котят с мышью);

В) компенсаторные – с биологически нейтральными объектами, имеющими знаковые стимулы биологически значимых (игра котят с клубком – маленьким, подвижным, мягким).

Наиболее распространены компенсаторные игры.

Как локомоторные, так и манипуляционные игры могут быть и одиночными, и групповыми.

3. Социальные игры – только групповые, наблюдаются у животных с общественным образом жизни, связаны с установлением иерархического ранга. Это так называемые «престижные игры», в которых победитель получает возможность наглядно продемонстрировать свое «особое» положение с помощью неких символов «высокого ранга». Выделяют следующие виды таких игр:

А) «Король на холме» (или «царь горы» ) – борьба за определенное место, чаще всего возвышенное. Например , у щенков сталкивание друг друга с верхней ступени крыльца. Похожие игры отмечены у других хищных, копытных, приматов. Тот, кто отстаивает «высокую позицию», действует агрессивнее.

В) «Трофейные игры» – борьба за определенный предмет. Начинаются такие игры с провоцирующих действий одной стороны. Например, отмечен случай, когда серая крыса « приглашала» играть человека – тянула платок, ему принадлежащий. Кроме грызунов такие игры отмечены у детенышей копытных (дикие козлята таров играют в «перетягивание каната» с куском веревки, дикие поросята коллективно играют с монетой). Особенно развиты у хищных и приматов.

NB! Как только другие участники игры прекращают ее, победитель тут же покидает завоеванное место или трофей, т.е. они имеют лишь символическое значение.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

Серия оздоровительных игр-имитаций движений животных и птиц. Игра-имитация 5. «Воробей»

Дата добавления: 2015-02-18

Серия оздоровительных игр-имитаций движений животных и птиц. Игра-имитация 5. «Воробей»

Почти ежедневно дети могут наблюдать на прогулке за особенностями передвижения и поведения птиц - воробьев, голубей, ворон и тд.

И родители могут использовать подобные наблюдения для развития движений ребёнка с целью укрепления его физического здоровья и обучения новым движениям.

И первое, на что можно обратить внимание ребенка – это то, что птицы могут передвигаться по земле и летать в воздухе.

Возможно, ребенок самостоятельно сможет обратить внимание на такую особенность - воробьи по земле передвигаются с помощью коротких прыжков, подпрыгиваний, а другие птицы ходят, переставляя ноги.

И если ребенок сам не выделил такую особенность, то родители могут понаблюдать вместе с ребёнком, а затем предложить попрыгать как воробышек. А для этого можно предложить ребёнку занять основное положение - ноги вместе, чуть согнуты в коленях, руки прижаты к бокам или на талии (крылышки в сторону).

Для детей раннего возраста – это новое движение-подпрыгивание.

Ребенку раннего возраста довольно не просто подпрыгнуть и поначалу ребенок имитирует подпрыгивание- он просто покачивает ягодицы (попу) вверх-вниз, как бы приседая и приподнимаясь, но при этом не отрывает ноги от земли. А если обратить внимание на лицо ребёнка, то можно увидеть, что оно светится от счастья, потому что ребенок ярко представляет, как правило, себя в образе птицы. Это новый опыт для ребенка, которому он радуется.

Поэтому родители могут взять ребенка за обе ладошки - положить на свои ладони ребёнка и крепко их зажать, сказав ребенку, что его крепко держат за руки. А затем синхронно вместе с ребенком совершать движения вверх-вниз и поймав ритм, приподнять его над землей, проявляя и выражая эмоциональную заинтересованность, например:

Вот как высоко подпрыгивает воробышек!
-Смелый воробей прыгает вверх и вперед!

у ребёнка сразу не получиться оторвать ноги от земли и подпрыгнуть - не отчаивайтесь, механизм освоения подпрыгиваний требует времени. Бывает так, что дети сами начинают просить, чтобы их приподняли.

И вот тут можно предложить ребёнку сильно оттолкнуться ногами и мягко приземлиться, придерживать за руки, но лишь придерживать, давая ребёнку возможность самому управлять своими мышцами. Попробовав несколько раз подпрыгнуть с помощью родителей, у ребёнка формируется интерес к самостоятельному повторению движения.

Усложнения для младших дошкольников (3-4 года)

Для младших дошкольников можно предложить новые движения- подпрыгивание и передвижение в прямом и обратном направлении на двух ногах.

Начинать можно также с основной стойки- ноги вместе, но руки могут находиться в разных положениях- от прижатых к телу, до согнутых в локтях или поставленных на талию.

Малыши могут передвигаться вперед на короткие расстояния:

До определенного предмета,
-до предмета и возвращаться назад,
-прыгать по кругу на двух ногах.

Усложнения для старших дошкольников. (5-7 лет)

Детям 5-7 лет можно предложить подпрыгивания разными способами:

Попрыгать вправо или влево.
-прыгать на одном месте через ленту (палку) правый (левым) боком.
-прыгать вдоль стены или ограды правым (левым) боком.

И дело не просто в увеличении дистанции, а в тренировке выносливости, которая является одним из важных показателей здоровья любого человека

Прыгать ноги скрестно - ноги врозь.
-прыгать попеременно на правой- на левой ноге.
-прыгать с поворотами вокруг себя,
-прыжки сериями по 20-40 прыжков.

Если родители смогут увлечь ребенка прыжковыми играми-упражнениями, то к младшему школьному возрасту-моменту поступления в начальную школу у ребенка будут сформированы предпосылки для прыжков через скакалку.

А как известно, скакалка- лучшая «подружка» не только олимпийских чемпионов, но многих видов спорта.

Усложнения для младших школьников. (7-10 лет)

Одной из задач в начальной школе является задача обучения ребенка прыжкам через короткую скакалку.

Домашние скакалки- это один из самых дешевых и во многом эффективных тренажёров для самостоятельных занятий.

Порой младшему школьнику 10-15 минутная разминка со скакалкой повысит работоспособность, поднимет энергетический уровень, вернет хорошее настроение, а вместе с ним поможет концентрировать внимание. А следовательно- повысит качество выполняемых домашних заданий.

Во многих видах спорта тренировка со скакалками предполагает постепенные нагрузки:

Увеличения расстояния для прыжков,
-увеличения количества выполняемых упражнений,
-смены темпа- от медленного до быстрого.

Примерные усложнения для младших школьников:

Прыжки на двух ногах без остановки от 50 до 100 раз.
-прыжки на двух ногах с круговыми вращательными движениями в кистях,
-прыжки на одной ноге от 20 до 50 раз,
-прыжки поочередно на правой-левой ноге,
-медленные прыжки через скакалку на двух ногах на месте, руки вперед
-медленные прыжки через скакалку на двух ногах, руки назад

Вероятно, что время от времени у детей портится настроение или они начинают капризничать. Игры –имитации движений животных легко и быстро переключат внимание ребенка с негативных чувств к любимым движениям, а это в свою очередь не только улучшит настроение, но и поможет укрепить мышцы, что однозначно способствует укреплению здоровья без химических препаратов с помощью самого надежного прибора в мире- собственного тела.

И дело даже не в том, что родителям со временем будет достаточно назвать образ животного или птицы, а в том, что ребенок самостоятельно будет знать, как самому себе, своему организму доставить радость или снять напряжение или с пользой провести время.

А пока родители могут играть вместе с ребенком, удовлетворяя самую естественную потребность организма – потребность в движении.

Продолжение следует…

Понравилась эта статья?

10 УДИВИТЕЛЬНЫХ РОБОТОВ, ИМИТИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ Ни для кого не секрет, что мир робототехники активно «заимствует» особенности поведения живых организмов в природе. Это не только позволяет создавать для практических целей роботов, наделенных особенностями биологических организмов, но и открывает возможности более глубокого и наглядного изучения вопросов, связанных с эволюционными процессами. В конечном итоге это направление может привести к удивительному слиянию науки и природы. Сегодня рассмотрим 10 роботов, имитирующих поведение своих живых прототипов. Робот-змея Подводный робот-змея Eelume способен выполнять очень полезную функцию - проводить инспекцию и ремонт различной глубоководной инфраструктуры. Нынешние поколения автономных подводных устройств весьма неуклюжи, медленны и дороги в использовании, но не робот Eelume. Он двигается под водой, как подводная змея и может очень быстро и безопасно достигать тех мест, куда обычным глубоководным аппаратам никогда не добраться. Машина в настоящий момент работает от внешнего источника питания и подключена к кабелю. Однако компания Kongsberg Maritime, создавшая робота-змею, уже работает над созданием автономного источника питания, который позволит существенно повысить ее свободу действий. Робот-обезьяна Робот по имени «Роко» создан пока лишь в виде дизайнерского концепта и не имеет рабочего прототипа. Но зато какой это концепт! Покрытая мехом, полностью роботизированная обезьяна, способная пробираться даже через самые непроходимые джунгли и леса и при этом не нарушать распорядка жизни дикой природы. Дизайнеры этого робота планируют наделить его сразу несколькими полезными функциями и навыками. Например, «Роко» сможет работать полностью автономно и доставлять небольшие посылки (с едой или аптечкой первой помощи) в удаленные места, до которых невозможно будет добраться по дороге. Он также может служить в качестве компаньона, будучи, например, запрограммированным в качестве помощника при ориентировании на местности или использоваться для слежения за обстановкой вокруг и высматривания хищников поблизости. «Роко» будет покрыт искусственным мехом и передвигаться через лесные массивы, как самая обычная обезьяна. Другими словами, своим присутствием он никак не нарушит баланс дикой природы, в отличии от человека или дрона. Робопчелы В течение последнего десятилетия дикие пчелы неожиданно и резко стали жертвой так называемого синдрома краха колоний. Количество пчел резко сокращается из года в год и никто пока не в состоянии ответить на вопрос, почему это происходит. В июне 2014 года гарвардские ученые пришли к идее, которая, по их мнению, способна помочь снизить последствия эффектов синдрома краха колоний. Они предложили разработать крошечных робопчел, которые, наряду с настоящими, могли бы опылять растения и сельскохозяйственные угодья. Что удивительно, концепт доказал свою состоятельность и работоспособность. Правда, есть одна трудность. Нужно найти способ, чтобы рой этих роботизированных пчел мог между собой общаться и работать как единое целое, что свойственно для настоящих пчел. Проблема заставила серьезно задуматься, но решение, к сожалению, пока не найдено. По мнению специалистов, подобные роботы могли бы помочь агрокультурной сфере восстановиться после многомиллиардных убытков, вызванных потерями настоящих пчелиных колоний. Робот-рыба MuddyBot Дэниэл Голдман из Технологического института Джорджии создал новое поколение роботов-амфибий, способных передвигаться по сложным поверхностям, вроде зыбучего песка и илистого дна. Для постройки своего робота Голдман обратился к эволюционной науке. Он создал робота, по поведению очень похожего на илистого прыгуна, небольшой рыбки, которая может передвигаться как в воде, так и на суше. Созданный робот доказал, что для рыбки наличие хвоста не очень-то и важно. Он лишь слегка помогает в выборе направления движения, а также при перемещении по скользкой наклонной поверхности, предотвращая скатывание вниз. Робот-кенгуру Сухожилия в лапах кенгуру служат в качестве пружин, накапливая определенный запас энергии, который тратится на следующих прыжок. Это наделяет животное удивительным запасом выносливости. Немецкая инженерная компания Festo продемонстрировала, как эту особенность можно воплотить в робототехнике, создав робота-кенгуру. Прототип управляется жестами с помощью коммерчески доступных специальных электронных браслетов, которые также можно использовать и при управлении дронами. Робот-жираф Робототехники из компании Boston Dynamics несколько лет вели разработку человекоподобных и собакоподобных роботов для гражданского и военного использования. Их новейшее творение - SpotMini. Создан для помощи по дому и выглядит, как робот-жираф, но размером с собаку. По своей сути SpotMini является уменьшенной копией хорошо нам известного робота «Спот», которому добавили специальную роботизированную руку/голову, делающую его похожим на маленького жирафа. Рука наделила робота некоторыми интересными способностями. Например, SpotMini может задерживать «голову» в одной позиции и при этом двигать остальным телом. Рука/голова способна хватать объекты и поднимать их, если те падают. В качестве источника питания SpotMini использует батарею, которой хватает примерно на полтора часа работы. Несмотря на то, что робота в первую очередь создали скорее для развлекательных целей, в будущем подобные машины могут очень пригодиться в хозяйстве, помогать пожилым людям и инвалидам. Робот-паук В Институте компьютерного дизайна при Университете Штутгарта (Германия) исследователи создали так называемую «мобильную роботизированную систему плетения нитевых структур». По сути система представлена в виде двух компактных роботов, которые, как пауки, могут ползать по стенам и плести из нитей различные объекты, например, гамаки. Ученые планируют увеличить масштаб и задействовать больше роботов, чтобы создавать более сложные объекты, а также наделить роботов возможностью ползать по отвесным и скользким поверхностям. Робот-таракан Биомеханик Роберт Фулл из Калифорнийского университета в Беркли потратил несколько лет на изучение движений животных и исследование потенциала использования этих особенностей в роботизированной среде. Заинтересовавшись возможностями тараканов - при необходимости сжимать свое тело и пролазить в самые узкие места, даже несмотря на наличие твердого панциря, - Фулл обнаружил, что эти насекомые обладают уникальной особенностью передвижения. На основе этих знаний он построил робота-таракана. RoboRoach построен с применением развивающегося метода так называемой «мягкой робототехники», в которой характерно использование гибких материалов и полимеров. Роботизированные насекомые обладают огромным потенциалом и их весьма легко и дешево производить. Эти крошечные механические букашки (как и их настоящие протеже) способны проникать в самые труднодоступные места и использоваться, например, для разведки при различных чрезвычайных ситуациях и природных катаклизмах, в зонах боевых действий и других опасных местах. Робот-птица Проблема вездесущих перелетных птиц известна очень давно, но ее действительно действенного решения нет до сих пор. Если птицам понравилось какое-то место, то через время там обязательно поселится целый выводок или того хуже - целая стая пернатых. Птицы не только уничтожают посевы, мешают грамотной работе воздушных сообщений, но и разносят смертельные болезни. Решение данной проблемы предложила компания Enter Clear Flight Solutions, представившая летающего робота, ведущего себя, как хищная птица. Робот прошел успешную проверку. В густонаселенных птицами регионах благодаря использованию робота-птицы наблюдалось снижение активности птиц до 50 процентов. Робот выглядит и ведет себя, как настоящая хищная птица, активно размахивает крыльями и наводит страх на окружающих пернатых. Его создатели отмечают, что RoBird можно использовать и для охоты за определенной единичной жертвой. В настоящий момент управление RoBird осуществляется операторами с земли, однако компания-создатель уже ведет разработку их автономной версии. Киберскат Международная группа ученых под руководством гарвардского исследователя Кита Паркера создала искусственного ската, имитирующего движения своего настоящего протеже. И хотя на первый взгляд может показаться, что ничего выдающегося в этой машине нет, это совсем не так. Дело в том, что это не совсем робот. Это скорее киборг, созданный на базе искусственных и биологических компонентов. Основой для киберската служит позолоченный скелет, на который «надели» тонкую полимерную кожу. Тело состоит из 200 000 сердечных клеток лабораторных крыс, кардиомиоцитов. Клетки наделили светочувствительностью, поэтому управлять скатом можно путем изменения частоты и пульсации направленного на него света. Свет заставляет мышцы сжиматься и за счет этого киберскат начинает плыть. Позолоченный скелет киборга обладает свойствами накопления энергии, которая тоже задействуется для движения.

☻☻☻☻☻☻☻☻☻☻☻ И гры в животных

Сонная гусеница Дает знания о бабочках

  • Ниже приводится симпатичный стишок, который помогает детям понять, каким образом гусеница превращается в бабочку.

Гусеница сонная -пресонная

В уголок ползет, в свою кровать.

Кутается в одеяло длинное,

Чтоб в постельке долго-долго спать.

(свернитесь и притворитесь спящими)

Гусеница толстая и пухлая

Пробуждается в назначенный ей срок,

И, став легкой бабочкою с крыльями,

Вдруг летит, прекрасна, как цветок.

(дети «летают» по комнате, энергично взмахивая руками).

Черепашка Дает знания о черепахах

  • В эту игру, сопровождаемую жестами и разными движениями рук, весело и интересно играть, причем одновременно дети узнают, что черепахи могут прятаться в свои панцири.

Вот эта черепашка

(сожмите одну руку в кулак)

Вся в панцире живет,

Она свой домик любит,

В нем песенки поет.

(пойте что-нибудь)

Высовывает голову, коль хочет пожевать,

(выставьте большой палец из кулака)

И прячется обратно, когда ей время спать.

(уберите большой палец обратно в кулак)

Домики Дает знания о животных

  • В процессе игры, сопровождаемой жестами и разными движениями рук, дети будут узнавать, где живут разные животные.

Вот гнездо для певчих птиц,

А вот пчелиный улей,

(сцепите пальцы, чтобы сделать улей)

Вот нора для кролика,

(сложите указательный и большой пальцы в кольцо, чтобы сделать отверстие)

А вот - домик для меня!

(сложите кончики пальцев вместе,

чтобы сделать крышу).

Червячки Дает знания о червях

  • Маленьких детей обычно очень интересуют червяки.
  • Разберите с детьми приведенное ниже стихотворение, а затем обсудите, почему черви важны и полезны.

Червячки, червячки,

Червячки ползут по грядке,

Червячки, червячки,

Значит, урожай в порядке.

Жирных червей и тощих червей

Шевелится много вокруг,

Короткие черви и длинные черви,

Каждый червяк - наш друг.

Червячки, червячки,

Червячки ползут по грядке,

Червячки, червячки,

Значит, урожай в порядке.

Если бы я был большим червяком,

То извивался бы долго потом!(извивайтесь наподобие червя)

Если бы я был птичкой Дает знания о птицах

Если бы я был птичкой,

Я бы песенки пел,

Летал бы по белу свету

И ни на миг не присел.

(машите и хлопайте руками, как крыльями птицы)

А.когда на дворе темнеет,

Птичка уже не поет.

И я уходил поспать бы

В гнездышко, но в свое.

(сложите руки вместе в виде чашечки, чтобы сделать гнездо)

Ты видел обезьянку?

  • Этот стишок, который следует исполнять на "мелодию какой-нибудь популярной детской песенки или просто скандировать, дети с удовольствием поют и разыгрывают «в лицах».

Ты. видел обезьянку, обезьянку, обезьянку

Когда-нибудь, когда-нибудь живьем?.

А ну-ка, покажи нам, если видел,

Что б делала она, придя в наш дом?

  • Далее замените слово «обезьянка», названием какого-нибудь другого животного и попросите детей имитировать движения и поведение этого животного.

Ты видел крокодила, крокодила, крокодила...

Ты видел тигра, тигра, огромного тигра...

  • Пойте эту песню о самых разных животных: слоне, кролике, кенгуру, птице и т. д.

Добрый дядюшка Питер Дает знания о животных

  • Разучите последующий текст, а потом пойте его с детьми на какую-то знакомую мелодию. При этом в конце каждой строфы делайте паузу и спрашивайте у детей, что ест животное, о котором говорится в данной строфе, а также какой звук оно издает.
  • Например, в случае строфы, которая начинается словами «Добрый дядюшка Питер держал на ферме корову...», следует обязательно дать детям самим спеть «му-му», а потом спросить у них, какие хорошие вещи должна есть корова, чтобы не заболеть.
  • Продолжайте петь указанную песню, задавая в конце каждой строфы вопросы о названном в ней животном (можно спрашивать не только о том, чем оно питается). Вполне возможно также дополнить ее собственными строфами.

Добрый дядюшка Питер держал на ферме корову,

Держал на ферме корову и очень ее любил.

Однажды эта корова наелась чего-то плохого,

Орала «му-му», и Питер долго ее лечил.

Добрый дядюшка Питер держал на ферме собаку,

Держал на ферме собаку и очень ее любил.

Однажды эта собака наелась чего-то плохого,

Вопила «гав-гав», и Питер долго ее лечил.

Добрый дядюшка Питер держал на ферме свинушку,

Держал на ферме свинушку и очень ее любил.

Однажды эта свинушка наелась чего-то плохого,

Визжала «хрю-хрю», и Питер долго ее лечил.

Добрый дядюшка Питер держал на ферме тигрицу,

Держал на ферме тигрицу и очень ее любил.

Однажды эта тигрица наелась чего-то плохого,

Рычала «ррр-ррр», и Питер долго ее лечил, и т. д.

Движения животного Дает знания о животных

Следуйте за Вини-Пухом

Развивает координацию движения

  • Выберите кого-то, кто будет Винни-Пухом. Он или она будут водящим, и каждый из детей должен подражать тому, что делает Винни-Пух.
  • Далее приводится несколько идей для Винни-Пуха. Пусть он:

Смешно надуется и задерет нос

Попрыгает на одной ноге

Попрыгает на двух ногах

Съест что-нибудь вкусненькое

  • Спойте вместе с детьми какую-нибудь из нескольких песенок про Винни-Пуха..

Песенка на определенную тему

  • Выберите определенную тему и постарайтесь вспомнить две или больше песенок либо стишков на эту тему.
  • Например, это могут быть две песенки о животных, скажем об утятах и обезьянках.
  • Разделите детей на две группы.
  • Пусть одна группа поет или декламирует стишок про утят, а когда они закончат, пусть другая группа пропоет или продекламирует стишок про обезьянок.
  • Это хороший и веселый способ получше отрепетировать те песни или стихи, которые дети уже в основном знают.

Волшебные звуки Развивает творческие способности

  • Сделайте вид, что держите в руке волшебную палочку.
  • Сообщите детям, что вы все вместе собираетесь петь уже использовавшуюся ранее песенку о животных «Добрый дядюшка Питер» и что каждый, к плечу которого вы прикоснетесь волшебной палочкой, должен выбрать определенное животное и издать звук, характерный для этого животного.
  • Пойте песню, и когда вы дойдете до слов про первое животное, коснитесь палочкой плеча кого-то из детей.
  • Тогда этот ребенок называет животное, упоминаемое в этой строфе, и издает соответствующий звук.
  • Во время исполнения следующей строфы этот ребенок будет держать волшебную палочку и укажет ею на другого ребенка, прикоснувшись к его плечу.

Подражание Развивает воображение

  • Попросите, чтобы дети легли и вели себя тихо.

Произнесите следующие слова: «Абракадабра, трах-тибидох, я вижу медведя».

  • Скажите детям, что когда они услышат название животного, то могут встать и подражать поведению этого животного.
  • Когда дети снова услышат волшебные слова «Абракадабра, трах-тибидох», они послужат для них сигналом опять лечь и прислушиваться, когда будет названо следующее животное.
  • После того как дети научатся играть в эту игру, позвольте им самим решать, какими животными они хотели бы быть.

Кролик – попрыгунчик Развивает координацию движения

  • Поговорите с детьми о различных способах, которыми могут прыгать кролики. Двигайтесь по комнате, подражая кролику. Начните с больших прыжков и коротких подпрыгиваний.
  • Позвольте детям пропрыгать через всю комнату, чтобы попасть в определенное место.
  • Пусть, например, они добираются прыжками
  • до окна или до двери.
  • Предложите и покажите детям другие способы прыгать:

Прыгайте тихо - так, чтобы никто не мог вас услышать

Прыгайте так, словно вы боитесь и хотите побыстрее добраться домой

Попрыгайте и сделайте остановку, чтобы пофыркать и погрызть овощи

Трудолюбивые пчелки

Игра в слона

  • Разделите детей на группы по три ребенка в каждой.
  • Объясните детям, что, когда вы произносите слово «слон», они должны изображать из себя различные части головы слона.
  • Ребенок, находящийся в середине, - это хобот. Он сгибается в талии и соединяет свои руки вместе, раскачивая ими из стороны в сторону наподобие хобота.
  • Два других ребенка, расположившиеся по обе стороны от хобота, изображают с помощью рук левое и правое ухо слона.
  • Когда слон качает хоботом, уши тоже раскачиваются взад и вперед.
  • Играют в эту игру таким образом: вы указываете на любую группу из троих детей и говорите слово «слон».
  • Когда вы указываете на другую группу, первая группа должна остановиться и перестать изображать слона.

Прыжки Развивает координацию движения

  • Покажите детям, каким образом прыгают кузнечик, кролик и лягушка.
  • Выберите троих детей, один из которых должен быть кузнечиком, другой - кроликом и третий - лягушкой.
  • Попросите этих детей, чтобы, пока вы рассказываете приведенное ниже стихотворение, они втроем разыгрывали его «в лицах», прыгая внутри круга, который образуют остальные дети.

Кузнечик у дерева прыгал -«скок-скок».

Увидев лягушку, смолчать он не смог,

Сказал ей: «Ведь вместе скакать веселей»,

И прыгают весело двое друзей. Лягушка с кузнечиком скачут красиво.

Увидели кролика и пригласили:«Иди к нам, ведь вместе скакать веселей»,

И прыгают весело трое друзей.

Вся троица прыгает смело вокруг, но разом устали и рухнули вдруг.

  • Повторите это стихотворение и все сопутствующие действия с тремя другими детьми.

Птицы умеют летать Развивает творческое мышление

  • Произнесите название какой-нибудь птицы.
  • Попросите, чтобы дети махали руками, словно крыльями.
  • Произнесите название животного, которое не умеет летать.
  • Все дети должны тут же прекратить размахивать крыльями .
  • Назовите другую птицу, которая умеет летать, и все снова начинают махать руками-крыльями.
  • Идея данной игры состоит в том, чтобы называть несколько птиц подряд, а затем назвать животное, которое не летает.
  • Эта игра порождает много веселья и является также превосходным способом развивать умение слушать.

Обезьянка видит – обезьянка делает Учит знать части своего тела и владеть ими

  • Прочитайте детям приведенное ниже стихотворение.
  • Попросите детей, чтобы они копировали то, что делаете вы.

Обезьянка топает ногами,

(сами топайте ногами)

Обезьянка топает ногами,

(дети топают ногами)

Обезьянка видит - обезьянка - делает,

Обезьянка делает то же, что и вы.

  • Выберите одного ребенка - он будет водящим, а все остальные будут обезьянками.
  • Водящий выполняет какое-то действие, а обезьянки копируют это действие. Повторите стихотворение, на этот раз указав в первых двух строках другие действия (вместо «... топает ногами» произнесите, например, «хлопает руками», «прыгает и скачет», «плавает, как рыбка» и т.д.).

Уточка, уточка, гусь

Способствует развитию сотрудничества между детьми

  • Эта игра, весьма популярная в англоязычных странах, никогда не теряет своего очарования.
  • Рассадите детей в кружок и выберите одного ребенка, который будет «водить».
  • Данный ребенок идет по кругу и салит других, легонько хлопая их по голове и говоря «уточка».
  • Когда водящий похлопает какого-то ребенка по голове и скажет «гусь», этот ребенок вскакивает и бежит по внешнему периметру круга, пробуя шлепнуть и тем самым осалить ребенка, который является «водящим».
  • Если ребенок, исполняющий роль «водящего», успеет сесть на пустое место прежде, чем его осалят, «водящим» становится новый ребенок.

Слоники и встречающие Развивает координацию движения

  • Попросите, чтобы дети образовали две шеренги, стоящие лицом друг к другу.
  • Дети, стоящие в одной из шеренг, - это слоники.
  • Дети, стоящие в другой шеренге, - встречающие.
  • Продекламируйте приведенное ниже стихотворение.
  • Дети, являющиеся слониками, выполняют действия, указанные в первых трех строках, а дети, которые встречают и приветствуют слоников, выполняют действия, указанные в четвертой строке.

Слоник большими ногами шагает, шагает -

(наклонитесь и шагайте на манер слона)

Топ-топ-топ.

В стороны хоботом слоник качает, качает-

(соедините руки вместе и раскачивайте ими из стороны в сторону)

Шлеп-шлеп-шлеп.

Когда слону ты помашешь рукой,

(раскачивайте «хоботами» вверх и вниз)

Он хоботом машет.

Вот умный какой!

  • Теперь пусть дети поменяются ролями - позвольте слоникам быть встречающими, а встречающим - слониками.

Слоники и кенгуру Развивает координацию движения

  • Разделите детей на две группы: слоников и кенгуру.
  • Слоники наклоняются в талии, соединяют руки вместе и раскачивают ими из стороны в сторону, имитируя движения хоботом. При этом дети делают медленные, ленивые шаги.
  • Кенгуру соединяют ноги вместе, сгибают руки в локтях и совершают маленькие прыжки через комнату.
  • Пусть слоники начнут двигаться с одной стороны комнаты, а кенгуру - с другой.
  • Когда слоники доберутся до другой стороны, попросите, чтобы они подняли руки-хоботы высоко вверх и издали громкий слоновий рев.

Медленно, медленно

Обучает понятиям «быстро» и «медленно»

  • Дети разыгрывают слова этого небольшого стихотворения.

Ползает улитка по саду.

Медленно, медленно, очень медленно

Уползает через ограду.

(произносите эти слова очень-очень медленно)

Быстро, быстро, очень быстро

Ползает маленький жук.

Быстро, быстро, очень быстро

Улетает куда-то вдруг. (произносите эти слова очень быстро).

Животное во мне

Развивает творческое мышление

  • После поездки в зоопарк или после коллективного чтения иллюстрированной книги о животных позвольте каждому ребенку выбрать любимое животное.
  • Попросите, чтобы дети подражали движениям и звукам того животного, которое каждый из них выбрал.
  • Общайтесь одновременно только с одним ребенком. Попросите этого ребенка назвать свое любимое животное, и пусть он будет подражать ему.
  • После того как вес дети получат такую возможность, позвольте им сразу всем вместе подражать их любимым животным, устроив в комнате своеобразный зоопарк.
  • Хорошо бы спеть после проведения данной игры какую-нибудь песенку о животных, которую вы недавно разучивали с детьми.

Этот маленький теленочек щиплет травку Обучает разыгрывать в лицах веселые стишки

  • Выберите пятерых детей, которые будут изображать телят.
  • Поговорите с детьми о различных действиях, которые выполняет каждый теленок.
  • Один теленок щиплет траву - этот ребенок изображает, что он ест траву.
  • Другой теленок ест сено - этот ребенок изображает, что он жует сено.
  • Еще один теленок пьет воду - этот ребенок изображает, что он пьет воду из ведра. Очередной теленок убегает - этот ребенок носится по всей комнате и якобы хочет убежать.
  • Пятый теленок весь день лежит - этот ребенок просто ложится на пол. При словах «Пускай он убежит, пускай он убежит» пятый ребенок вскакивает и начинает бегать по комнате, в то время как все другие дети преследуют его или ее.

Этот маленький теленочек щиплет травку,

Этот маленький теленочек сено подъедает,

Этот маленький теленочек пьет водичку,

Этот маленький теленочек куда-то убегает.

А этот маленький теленочек - ужасный лодырь,

Он ничего не делает и целый день лежит.

Сейчас мы будем долго все за ним гоняться,

Пускай он убежит, пускай он убежит.

Жила однажды свинка Обучает навыкам счета

  • Отделите какую-то часть комнаты и скажите, что сейчас здесь будет свинарник.
  • Выберите одного ребенка, который должен быть взрослой свинкой и сидеть в свинарнике.
  • Именно этот ребенок произносит «хрю-хрюшки», встречающееся в стихотворении.

Жила однажды свинка, у ней был поросенок,

Был маленький ребенок у взрослой у свиньи.

У взрослой у свинушки на всё одни хрю- хрюшки,

(«хрю» говорит ребенок)

А юный поросенок в ответ визжит «уи-уи».

(«уи» визжат все дети).

  • Теперь выберите на роль взрослой свиньи другого ребенка и отправьте его в «свинарник».
  • Повторите стихотворение.
  • Дети любят эту игру и издают соответствующие звуки с большим энтузиазмом.

Игра в кролика Развивает творческое мышление

  • Посадите детей в кружок.
  • Выберите ребенка, который станет первым Кроликом.
  • Декламируйте последующее стихотворение, а выбранный ребенок пусть тем временем прыгает по комнате.
  • При словах «Прыг-прыг к своей норе и прячется в земле» прыгающий кролик бежит в центр круга и там падает.
  • Затем выберите другого ребенка, который будет кроликом.

Этот кролик любит слушать,(покажите пальцем на кролика)

У него смешные уши,(изобразите у себя кроличьи уши)

А вон в земле видна дыра. Это кроличья нора.(укажите в центр круга)

Услышав где-то стук,(в этот момент постучите)

Прижмет он уши вдруг, прыг-прыг к своей норе

И прячется в земле прыгающий кролик

Дает знания о кроликах

  • Это хорошее стихотворение для организации подвижной игры, которая позволит выпустить избыточную энергию, накопившуюся у детей.

Я вижу, как маленький кролик делает прыг-прыг-прыг,

(прыгайте по комнате)

Я вижу, как его ушки делают дрыг-дрыг-дрыг.

(двигайте руками - «ушами кролика»)

Ввижу, как его носик делает шмыг-шмыг-шмыг,(шевелите носом)

Я вижу, как его глазки делают миг-миг-миг, (мигайте глазами)

Сказал я: «Маленький кролик, может, сделаем стоп?»

(прыгайте и хлопайте в ладоши).

Прыгай, пушистый кролик

Развивает координацию движения

  • Попросите детей выстроиться в колонну по одному.
  • Ребенок, который стоит во главе колонны, - водящий. Он - «кролик» и может сам решать, как будут двигаться за ним через сад остальные «кролики»: прыгая на одной или на двух ногах, приседая, поворачивая и т.д.
  • Остальные «кролики» следуют за водящим, и при этом все дети хором многократно повторяют следующее стихотворение:

Прыгай, шустрый кролик,

Прыгай вверх и вниз,

Прыгай, сколько хочешь,

Но ко мне вернись.

  • Выберите нового водящего на роль «кролика».

Рыбная история Обучает навыкам счета

  • Попросите, чтобы дети построились в круг.
  • Выберите одного ребенка, который будет рыбкой. Он должен стать в середине.
  • Попросите, чтобы ваша «рыбка» состроила «рыбью физиономию» и замахала плавниками, в то время как остальные дети хором декламируют стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять,

Рыбку я ловлю опять.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Пусть плывет еще на месяц.

  • Когда вы произносите: «Пусть плывет еще на месяц», - круг размыкается и дает рыбке возможность «плавать» по всей комнате,
  • Выберите затем другого ребенка, который будет рыбкой.

Подсчитываем кроликов Обучает навыкам счета

  • Эта игра, сопровождаемая жестами и движениями пальцев, развивает координацию между глазами и руками, а также развивает навыки счета. И дети очень любят ее! «Детишкам -крольчишкам пора уже спать», -

(поднимите одну руку с растопыренными пальцами)

Сказал папа-кролик и глянул в кровать но нужно сначала их всех посчитат,

(укажите на свои растопыренные пальцы)

Чтоб кто-то из них не остался гулять.

Раз - кролик, два - кролик, три кролика есть,

(указываете на каждый из пальцев, когда считаете их)

Четвертый и пятый... - да, все они здесь.

Собрались все кролики, им пора спать,

Смотрите: раз, два, три, четыре и пять. (снова считаете каждый палец).

Загадочные животные Развивает наблюдательность

Воображаемая прогулка Развивает воображение

  • Покажите детям, как тихо и осторожно нужно двигаться на воображаемой прогулке, положив руки на переднюю часть бедер.
  • Скажите им, что на этой прогулке они должны вести себя так, словно ищут спрятавшихся животных.
  • Все дети кладут ладони на бедра.
  • Пусть дети идут по кругу, а вы попросите последовательно каждого ребенка назвать животное, которое он смог увидеть на этой воображаемой прогулке, и немного рассказать о нем.
  • Прежде чем играть с детьми в данную игру, есть смысл вообще поговорить с детьми о разных животных и назвать им тех, кого они видели в зоопарке, встречали в деревне или держали дома.

Истории о животных Развивает ритмическую речь

  • Назовите какое-либо животное и спросите у детей, какие звуки оно издает. Например, дети могут ответить вам, что собака говорит «гав-гав».
  • Воспользовавшись словами, которые сказали вам дети, придумайте короткую фразу, пригодную для скандирования. Собачка, собачка говорит: «Гав-гав».
  • Попросите, чтобы дети хором скандировали ее.
  • Попрактикуйтесь в скандировании данной фразы и при этом хлопайте в ладоши вместе с детьми так, чтобы это шло в такт со словами.
  • Повторяйте слова данной фразы и вместе с детьми отбивайте ее ритм на голове, на коленях, на животе и т.д.
  • Для других животных желательно менять ритмический рисунок фразы, придумываемой вами для скандирования.
  • Эта игра развивает навыки речи, особенно ритмической, а также учит умению слушать.

Застывший зоопарк Способствует творческому мышлению

  • Спросите у детей, каким животным они хотели бы стать, если бы жили в зоопарке.
  • Попросите детей, чтобы они показали вам, каким образом стояли бы «их» животные и как будут выглядеть морды этих животных.
  • А теперь устройте «застывший зоопарк».
  • Каждый ребенок (т.е. животное из зоопарка сам решает, как он или она хочет выглядеть, потом кратко рассказывает об этом и замирает на месте. Например, обезьяна могла бы качаться на веревке, а тюлень мог бы плавать в воде.
  • Сделайте фотоснимок застывшего зоопарка. Дети будут по-настоящему в восторге от такой возможности увидеть себя со стороны.

Скачи, моя лошадка Развивает умение веселиться

  • Имитируйте езду на лошади.
  • Держитесь в седле и декламируйте следующее стихотворение.

Скачи, моя лошадка,

Быстрее в город мчись,

Но только осторожней,

В канаву не свались.

Названия животных

Развивает творческое мышление

  • Попросите каждого ребенка подумать о своем любимом животном.
  • Затем попросите, чтобы ребенок представился своим друзьям этим животным.
  • Например, если Васе нравятся медведи, он должен сказать: «Здравствуйте, меня зовут Вася-медведь, и вот как я приветствую всех встречных», - а после этого издать «медвежий» звук, т.е. зарычать.

Необычные скульптуры Развивает творческое мышление

  • Выберите одного ребенка, который будет водящим
  • Водящий расхаживает по комнате, а все остальные дети цепочкой следуют за ним.
  • Внезапно водящий оборачивается и называет какое-то животное, например, произносит: «Змеи».
  • Каждый из детей должен застыть в положении, которое, по его или ее мнению, напоминает змею.
  • Затем водящий снова начинает идти по комнате, неожиданно оборачивается и говорит: «Лягушки».
  • Каждый должен застыть в позе, напоминающей лягушку.
  • Через каждые несколько минут этой игры или на следующий день выбирайте в качестве водящего другого ребенка.

Деревенский двор или ферма Развивает наблюдательность

Маленькие черные дрозды Развивает творческое мышление

  • Это небольшое стихотворение, популярное в англоязычных странах, очень удобно для того, чтобы весело разыграть его в лицах. Выберите двух детей, которые будут маленькими: черными дроздами.

Два черных дрозденка сидят среди ветвей,

(сложите руки, как крылья)

Одного из них звать Джил,

(или замените на имя, одного из детей)

А другого Джей.

(или замените на имя другого ребенка)

Улетай-ка, Джил,

(один ребенок летит в указанное ему место)

Улетай - ка, Джей,

(другой ребенок летит в указанное ему место)

Возвращайся, Джил,

(один ребенок прилетает обратно)

Возвращайся, Джей.

(другой ребенок прилетает обратно).

Жужжащий шмель Развивает мышление

  • Обсудите с детьми, где мог бы спрятаться в вашей комнате шмель: на подоконнике, на потолке, в ящике стола и т. д.
  • Выберите одного ребенка, которому предстоит быть шмелем.
  • Этот ребенок решает, где ему или ей спрятаться, но никому об этом не говорит.
  • Теперь вы просите детей, чтобы они задавали шмелю вопросы о том, где же он скрывается.
  • Если нужно ответить кому-то «нет», шмель произносит «жжжж, жжжэ», одновременно покачивая головой в знак отрицания.
  • Если спрашивающий угадал и ответ должен быть утвердительным, шмель с громким жужжанием облетает всю комнату и «приземляется» на другом ребенке. Тот, к кому прикасается жужжащий шмель, становится следующим шмелем

Эта маленькая свинушка Развивает воображение

  • Выберите пять детей, которые будут маленькими свинушками.
  • Поговорите о том, что делает в этом стихотворении каждая свинушка.

Эта маленькая свинушка танцует весело с подружкой

А эта свинушкина детка ест конфетку.

Эта маленькая свинушка любит пить молоко из кружки.

А эта свинушкина детка ест редко.

Эта маленькая свинушка никогда не станет взрослою хрюшкой,

И потому все зовут ее милою деткой.

  • Придумайте движения и действия для каждой из этих маленьких свинок.

Та, что танцует весело с подружкой, пусть делает танцевальные па с воображаемым партнером.

Та, что ест конфетку, пусть облизывает леденец на палочке.

Та, что пьет молоко из кружки, пусть манипулирует с воображаемой кружкой.

Та, что ест редко, пусть отталкивает воображаемую тарелку.

А милая детка пусть ползает по полу, словно младенец.

  • Теперь продекламируйте все стихотворение, а дети пусть делают задуманное вами. Выберите пять других детей, чтобы вы могли провести данную игру уже с ними .

Голодный кролик Развивает творческое мышление

  • Это стихотворение хорошо подходит для того, чтобы в лицах разыграть его с детьми в холодный зимний день

У маленькой снежной бабы сделан нос из морковки.

Ее вдруг увидел кролик,

Голодный и очень ловкий.

Кролик хотел пообедать......

Как? Догадайся сам!

Быстро он съел нос у бабы,сделал хрум-хрум и ням-ням.

  • Теперь позвольте детям разыграть эту сцену таким образом, чтобы каждый мог поочередно побывать и кроликом, и снежной бабой.
  • Раздайте детям по морковке, чтобы они ели ее при словах «хрум-хрум и ням-ням».

Маленькие мышки Развивает творческое мышление

  • Соберите всех детей вместе.
  • Выберите одного ребенка, которому предстоит быть большим черным котом.
  • Остальные дети - маленькие мышки
  • Расскажите им с выражением следующее стихотворение:

Все маленькие мышки ползут, ползут, ползут,

Пол маленькие мышки скребут, скребут, скребут по всему большому дому.

  • Дети имитируют поведение мышей - они медленно ползают по всей комнате и скребут пол. Предложите им также пищать и пофыркивать.

А кот, большой и черный, все рыщет, рыщет, рыщет,

А кот, большой и черный, их ищет, ищет, ищет

По всему большому дому.

Все маленькие мышки бегут, бегут, бегут,

Все маленькие мышки снуют, снуют, снуют

По всему большому дому.

  • Все мыши быстро разбегаются и прячутся за любыми предметами. Разбегаясь, они пищат «бежим, бежим» тоненькими и тихими мышиными голосами.

Львы и ягнята Развивает творческое мышление

  • Расскажите детям об английской пословице «Март приходит словно лев, а уходит словно ягненок».
  • Расскажите им о различиях между двумя этими животными, обратив внимание детей на то, как силен и могуч первый, в то время как второй нежен и тих.
  • Разделите группу детей на две половины: львов и ягнят.
  • Вот стихотворение для льва:

Хо-хо, хо-хо, я - джунглей король,

Хо-хо, хо-хо, и известно ребенку:

Хо-хо, хо~хо, я - джунглей король,

Хо-хо, хо-хо, я рычу страшно громко.

Сделайте все, что я захочу,

Слушайте прихоть любую мою,

Или иначе я так зарычу,

Что вас отсюда, как ветром, сдует!

  • А вот стихотворение для ягненка:

На лугу стоит овечка, рядом с ней - ее ребенок.

Шубка у него в колечках,

Называется - ягненок.

Он боится всех на свете,у него трясутся ножки,

Потому так важно, дети, полюбить его немножко.

  • Повторите еще раз начало пословицы: «Март приходит словно лев...»
  • После этого «львы» хором декламируют стихотворение для льва и одновременно действуют, как и полагается львам.
  • Теперь повторите еще раз концовку пословицы: «...а уходит словно ягненок».
  • После этого «ягнята» хором декламируют стихотворение для ягненка, исполняя его нежными, тихими голосами.

Эта маленькая свинушка

Развивает воображение

Игра в обезьянку Развивает творческое мышление

  • Поговорите с детьми об обезьянах.
  • Обсудите с ними всякие действия, которые умеют выполнять обезьяны. Например, они любят карабкаться вверх и вниз, раскачиваться на ветках, прыгать, бегать на двух или четырех лапах и т. д.
  • Попросите детей, чтобы они воспроизвели звуки, издаваемые обезьянами.
  • Приглашайте детей по одному показывать остальным кое-что из того, чем с удовольствием занялась бы обезьяна.
  • Обращаясь к детям, используйте их имена, а фамилию присваивайте одну и туже: «Обезьянкин(а)». Например, «Маша Обезьянкина, покажи нам, что умеют делать обезьяны».
  • Маша исполняет какое-либо действие, а другие дети подражают ей.
  • Продолжайте то же самое с другими детьми.

Сурок Дает знания о сурках

  • Выберите одного ребенка, которому предстоит побыть сурком.
  • Пусть он свернется в клубочек и изображает, что находится сейчас в норе, которая вырыта в земле.
  • Разучите и продекламируйте вместе с детьми следующее стихотворение:

Сегодня февраль, день красивый опять.Все небо синеет и солнце сияет.

Давай выходи, мы с тобой поиграем.

  • Сурок медленно выбирается из норы и осматривается вокруг.
  • Сурок видит свою тень и говорит: «О Боже, зима протянется еще добрых шесть недель».
  • Затем сурок возвращается в свою нору.
  • Теперь продекламируйте вместе с детьми стихотворение:

Сурочек, сурок, вылезай поиграть.

Сегодня февраль, день сердитый опять.

Все небо сереет и солнца не знает. Но ты выходи, мы с тобой поиграем.

  • На сей раз сурок выходит из норы и говорит: «Ладно, давайте играть. Я сегодня не вижу свою тень».

Поход в зоопарк Развивает творческое мышление

  • Чтобы начать эту игру, выберите двоих детей. Один ребенок будет исполнять роль свинки.
  • Эти дети должны стоять у противоположных стен комнаты и разыграть в лицах предложенное стихотворение. Все остальные дети произносят его:

Однажды я шел к зоопарку, а день был смешной и чудесный,

И вдруг обгоняю я свинку, всю розовую, как известно.

(ребенок, играющий свинку, должен проковылять через комнату)

«Хрю-хрю», - мне промолвила свинка.

«Привет», - я в ответ пропищала

«Хрю-хрю», - снова молвила свинка.

«Пока», - тут мы с ней распрощались.

  • Отобранные два ребенка идут к противоположным стенам комнаты.
  • Повторите стихотворение и всю сценку снова, пригласив другую пару детей.



Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении