Игры для всех

Развивающие музыкальные игры для детей. Музыкальные игры для детей дошкольного возраста картотека на тему Музыкальные игры новинки для дошкольников

Николаева Жанна
Музыкальные игры для занятий, праздников и развлечений

Примечание : данная разработка и подборка игр полностью соответстсвует современным требованиям ФГОС и одобрена к публикации в ходе презентации на Объединении музыкальных руководителей Кировского района Ленинградской области.

ИГРА «ШУСТРЫЙ ОРКЕСТР» от 4-х лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Четкое разграничение двухчастного звучания мелодии

Развитие чувства ритма

Творчество в элементарном музицировании

Умение двигаться, согласно темпу и характеру мелодии

Развитие реакции

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : любая двухчастная мелодия в среднем или быстром темпе.

(например : «Полька» М. И. Глинки; «Ах, ты береза» р. н. м. ; «Вместе весело шагать» , «Добрый жук» ).

ХОД ИГРЫ : Выбираются 4-6 участников. На середину зала выставляется столик с разными детскими музыкальными инструментами , разложенными по периметру стола.

МУЗЫКА А : Дети двигаются поскоками, маршем, приставным шагом или легким бегом, в зависимости от темпа и характера мелодии.

МУЗЫКА Б : Останавливаются, быстро берут со стола инструмент, находящийся ближе всего и играют на нем., согласно ритмическому рисунку заданной мелодии.

ПОВТОРЕНИЕ МУЗЫКИ А : Дети кладут инструменты обратно на стол и повторяют движение вокруг стола. В это время взрослый убирает 1 инструмент.

ПОВТОРЕНИЕ МУЗЫКИ В : Участники останавливаются, берут лежащий рядом инструмент. Тот, кому он не достался –выбывает из игры .

(игра повторяется до тех пор, пока не останется 1 ребенок-победитель) .

ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ ТАНЦОР» от 5 лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Развитие координации движений

Память движений

Развитие чувства ритма

Развитие коммуникации

Развитие творчества

Тренировка опорно-двигательного аппарата

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : любой современный эстрадный хит с четким ритмом и средним темпом. (Лучше всего подойдет музыка в стиле латино ) .

Ход ИГРЫ:

Диджей (или любой другой подходящий персонаж детского праздника ) предлагает детям устроить настоящую праздничную дискотеку и говорит :

«Научиться танцевать,на самом деле, очень легко, стоит только немного разучить простые движения. А теперь, те кто хочет научиться,- повторяйте за мной!» (Ведущий-диджей показывает нижеприведенные движения для рук, ног и головы, говорит, как они называются, дети повторяют и запоминают названия. Далее движения частей тела комбинируются, например : марш-бочка-часики и т. д… После взрослый ведущий предлагает побыть диджеями желающим детям по-очереди).

ДВИЖЕНИЯ ГОЛОВЫ :

1. «Часики» : наклоны головы от плеча к плечу;

2. «Сова» : повороты вправо-влево;

3. «Земля-небо» : поднять вверх, опустить вниз;

4. «Качалки» : частые кивки;

5. «Орбита» : кружение головой на 360 гр. вправо и влево.

ДВИЖЕНИЯ РУК :

1. «Руль» : характерное имитирующее движение перед грудью, сжав ладони.

2. «Стирка» : согнув пальцы, трут широкой амплитудой ладонью о ладонь у одного и другого бедра;

3. «Заплыв» : движения плавательного стиля кролем;

4. «Бочка» : моталочка перед грудью, согнув руки в локтях от себя и к себе;

5. «Мельница» : подняв параллельные руки над головой, выполняются вращательные движения обеими руками в одном направлении;

6. «Робот» : отрывистое постепенное и поочередное поднятие и опускание рук, сгибая в локтях;

7. «Давай-давай!» : поочередное выбрасывание то правой, то левой руки над головой на счет раз-два.

ДВИЖЕНИЯ НОГ :

1. «Марш» : традиционная маршевая ходьба;

2. «Твист» вращательные движения, согнув в колени и выставив то правую, то левую ногу, то на обеих сразу;

3. «Гопак» : поочередное выбрасывание ног в стороны на поскоках;

4. «Кан-кан» : поочередное выбрасывание ног на поскоках вперед;

5. «Степ» притопы вправо-влево на приставном шаге.

ИГРА «ДРУЖНЫЕ ПАРЫ» 5-7 лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие слухового внимания ;

2. Развитие коммуникации ;

3. Координация тела;

4. Координация движений в пространстве;

5. Развитие реакции

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Лимонадный дождик» .

ХОД ИГРЫ :Вначале ведущий-взрослый (Карлсон, Лесовичок, Мери Поппинс, затем ведущий-ребенок (по желанию ребенка,объявляет : «Внимание, идет дождь!» , звучит громкое музыкальное сопровождение , во время которого дети по -одному, свободно

И легко разбегаются по залу. Затем ведущий объявляет :: «Внимание, дружные капельки!» ,- музыка ненадолго смолкает , дети быстро находят себе пару и ожидают следующих слов, взявшись обеими руками лицом друг к другу. Ведущий объявляет дальше следующие фигуры в произвольном порядке (первый раз показав их одновременно с кем-нибудь из детей, музыка продолжает играть .

«Ракеты» -пары, поднимаются на носки, вытянув руки ладонями вверх;

«Кусты» -садятся на корточки, закинув руки на плечи друг другу и растопырив пальцы;

«Сугроб» -сидя обнимают друг друга, поджав вниз головы;

«Радуга-дуга» - прикоснувшись ладонями описывают полукруг в одну и другую стороны;

«Лодочка» - кружатся, широко раскинув соединенные в ладонях руки;

«Паровозик» - ладони рук соединены на уровне груди, вращательные движения и одновременно шаги на месте;

«Ладошки» - хлопают под музыку по ладошкам друг друга;

«Хлопошки» -хлопают в ладоши под музыку ;

«Веселые ребята» - взявшись за руки, прыгают на месте.

Игра поэтапно повторяется еще 1-2 раза.

СЕНСОРНАЯ ИГРА «ГРОЗА» от 5 лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие аккустического слуха и памяти;

2. Развитие моторики ;

3. Массовая слаженность координации движений;

4. Снятие эмоционального напряжения;

5. Дыхательная гимнастика

ХОД ИГРЫ : Музыкальный руководитель предлагает детям послушать в записи шумы : «ветер» , «дождь» , «гром» , «ливень» , «дождь в городе» ; «голоса птиц» и просто тишину. (Одновременно на режимах разной интенсивности включается светодиодный модуль «Гроза» .

Ребята, а хотите, мы сейчас с вами можем все это повторить, но только при помощи наших рук ног и голоса? (Ответы детей) .

Тогда давайте встанем в круг и вместе сделаем и послушаем «грозу» .

Я буду называть то, что надо выполнять, а потом медленно пойду по кругу и тот, до кого я дотронусь, начинает делать то, о чем прошу. Начинаем! (муз. руководитель объявляет нижеперечисленное, а сам медленно идет внутри круга, касаясь плеча детей. В результате, игра плавно идет по звуконарастанию, затем по убывающей).

«Дует легкий ветер» - дети без напряжения дуют, свернув губы трубочкой;

«Ветер усиливается» -дети продолжают дуть, но с усилием;

«Зашелестела листва» - интенсивно трут ладонью о ладонь;

«Попрятались птицы» -легкие одиночные хлопки округленными ладонями;

«Попрятались звери» - легкое попеременное шарканье стопами;

«Затаились в укрытиях и домах люди» - тихо произносят поднеся палец к губам :«Шшшшш» .

«Закапали первые капли» - легкие шлепки по коленям;

«Пошел сильный дождь» - громкие шлепки по коленям и одновременное включение модуля «Гроза» ;

«Сверкнула молния» - включение и выключение света, продолжать шлепать по коленям;

«Грянул гром» - все одновременно подрыгивают на месте, (и потрясти железным листом, можно одновременно запрыгнуть на него, если позволяет размер или постучать по тазу половником);

«И вот начался настоящий ливень» - громко и быстро хлопают прямыми ладонями;

«Дождь стихает» - легкие хлопки;

«Почти закончился» - одиночные шлепки по коленям;

«Гроза стихла. Давайте послушаем тишину и подышим свежим-свежим воздухом, вот так» - медленный вдох через нос и медленный выдох через рот.

«Как хорошо вокруг, правда?» - дети поворачивают в стороны головы и отвечают.

ИГРА-РАЗВЛЕЧЕНИЕ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ »

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие танцевального творчества;

2. Закрепление представления о фигурах : квадрат, прямоугольник, круг, треугольник; овал;

3. Развитие коммуникации ;

4. Развитие реакции ;

5. Развитие зрительной памяти ;

Умение слаженно действовать в коллективе, согласно

условиям игры .

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Разноцветная игра» , «В мире много сказок» ,«Храбрый зайчик» (А. Пинегин) ; «Варенье» (трек к м. ф. «Маша и Медведь» ); «Песня Лисы» (из м. ф. «Буренка из Маслёнкина» ); «Две лягушки» ; «Песня козлят» (из м. ф. «Волк и семеро козлят» ).

АТРИБУТЫ : 5 обручей на полу, разложенных на достаточном расстоянии друг от друга по кругу; самодельные картинки-открытки на картонной основе, большого формата с изображениями на цветном фоне разного цвета : зайчика, медведя, лисы, лягушек и козлят, разрезанные на равные части, по фрагменту на каждого участника (если на 4 части разрезать каждую картинку, то выйдет на 20 участников, они широко раскладываются по центру зала.

По условиям игры , обговаривается, что все участники делятся предварительно на несколько равных по числу участников команд : зайчики, медвежата, лисята, лягушата и козлята (число команд можно варьировать по усмотрению педагога) и располагаются на стульчиках каждая возле своего «домика» (обруча) лицом в общий круг.

Под звучание 1 куплета и припева песни «Разноцветная игра» , дети свободно двигаются по залу. С окончанием музыки дети подбегают к разрезанным открыткам, теперь звучит песня «В мире много сказок» , под которую команды выбирают фрагмент открытки нужного цвета и собирают в своем обруче зверя, которого они представляют.

Затем, в том порядке, в котором команды собрали открытки, они представляют себя : в произвольном танце изображают под соответствующую (см. музыкальное сопровождение ) музыку зайчиков , медведей, лис, лягушат и козлят.

Остальные дети на время становятся зрителями и приветствуют выступающих апплодисментами.

Выступление заканчивается вручением угощения.

НОВОГОДНЯЯ ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕД МОРОЗ » с детьми от 3-х лет.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Создание веселого, праздничного настроения ;

2. Раскомплексованность и ощущение успешности;

3. Развитие внимания и реакции ;

4. Творчество в элементарном музицировании;

5. Слаженность при участии в детском оркестре.

6. Развитие фонематического слуха.

АТРИБУТЫ : небольшой тканевый мешочек с инструментами : бубен, 2 ложки, трещетки, маракас.

ДЕД МОРОЗ (поет на мотив «Два веселых гуся» ):

Я,веселый Дед Мороз

Борода и красный нос.

Угадайте же, друзья,

Что в мешочке у меня?

ДЕТИ : Подарки! Конфеты! Игрушки! (и т. д)

Не доставая, а только запустив руки в мешочек, извлекает звук из любого инструмента. Дети отгадывают на слух звучащий инструмент. Дед Мороз дает в руки этот инструмент тому, кто первым угадал. Далее Дед Мороз снова каждый раз поет песню и просит угадать по звучанию следующие инструменты. Так собирается небольшой оркестр детей-музыкантов .

СНЕГУРОЧКА : Угадала детвора, значит нам плясать пора!

ДЕД МОРОЗ : А ну-ка, музыканты , сыграйте нам дружнее, а Дедушка Мороз со Снегуркой вам спляшут веселее!

Звучит «Комаринская» , вышедшие дети играют на инструментах, Дед Мороз со Снегурочкой весело танцуют, а зрители хлопают.

НОВОГОДНЯЯ ИГРА «СНЕЖНАЯ ФИГУРА»

для детей от 4-х лет.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие творчества в движении;

2. Ассоциативное мышление;

3. Развитие реакции

4. Снятие эмоционального напряжения

В записи звучит «метель» , «пурга» .

ДЕД МОРОЗ : (СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, ЛЕШИЙ, СНЕГОВИК, др.)

Метель заметает раз,

Метель заметает два,

Метель заметает три, (дети раскачивают руками)

Фигура из снега, замри! (застывают в задуманной позе)

Новогодний персонаж-ведущий неспеша обходит детей, называя предполагаемые фигуры, в которые изображают дети.

Мы фигуры поменяем

А сейчас все дружно таем-таем!

Дети плавно присаживаются, затем встают и игра повторяется.

НОВОГОДНЯЯ ИГРА «СНЕГУРОЧКИНЫ ЗАГАДКИ» 4-6 л.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие воображения ;

2. Развитие чувства юмора ;

3. Коммуникация;

4. Развитие моторики , мимики, артистизма, тембральности;

5. Умение слаженно действовать в коллективе;

6. Снятие эмоционального напряжения

Дети стоят вокруг елки, в центре стоят Дед Мороз и Снегурочка.

СНЕГУРОЧКА : Дедушка Мороз, а ты любишь загадки?

ДЕД МОРОЗ : Конечно люблю и с удовольствием их отгадаю, загадывайте!

СНЕГУРОЧКА : А у нас загадки не простые. Сейчас ты отвернешься к елке, зажмуришь глаза, закроешь руками уши, а я с ребятками придумаю для тебя загадки. Потом, когда я подойду и дотронусь до твоего плеча, тебе нужно повернуться, открыть глаза и уши и отгадать то, что мы сейчас будем делать, хорошо?

ДЕД МОРОЗ : Ах ты, затейница! Видать, и вправду интересными будут ваши загадки! Посмотрим-посмотрим… (отворачивается, закрывает глаза и уши) .

СНЕГУРОЧКА : Ребята, сейчас мы с вами будем делать так, как-будто играем на дудочке (подносит пальцы ко рту, перебирая ими) «ду-ду-ду, ду-ду-ду»

(Дети повторяют и замолкают. Снегурочка подходит к Деду Морозу, хлопает его по плечу, он разворачивается , открывает глаза и отнимает руки от ушей. Дети со Снегурочкой загадывают первую загадку).

ДЕД МОРОЗ : А-а, я догадался, вы молоко пьете! (дети, посмеявшись называют правильный ответ. Дед Мороз снова отворачивается).

СНЕГУРОЧКА : А теперь мы будем как-будто играть на скрипке (показывает) вот так : «дили-дили-дили-дили» … (Дети повторяют и смолкают, а Снегурочка вновь разворачивает Деда Мороза к детям , они загадывают новую загадку).

ДЕД МОРОЗ : Я догадался! Это вы бороду чешете! (дети, посмеявшись, называют правильный ответ. Дед Мороз отворачивается последний раз).

СНЕГУРОЧКА : Ну а теперь мы с вами будем как-будто на деревянных ложечках стучать, вот так (кулачками друг об друга) : «тук-тук-тук-тук-тук-тук» .

Дети повторяют и смолкают, а Снегурочка разворачивает Деда Мороза последний раз. Дети повторяют свою загадку.

ДЕД МОРОЗ : Ну, это совсем просто, - вы гвозди забиваете! (дети сеются и называют правильный ответ) .

ИГРА «НЕЗЕВАЙ-КА» 5-7 лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие реакции ;

2. Развитие координации движений в пространстве;

3. Коммуникация;

4. Развитие чувства ритма ;

5. Танцевальное творчество

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : Фрагменты вальса (Грибоедов, Шопен. Штраус) ; польки (Глинка, Чайковский, Рахманинов) ; марша («Парад алле» , военный, спортивный); русской народной мелодии («Ах, ты береза» , «Светит месяц» , «Красный сарафан» , детских популярных песен («Есть друзья» , «Барбарики» , «Улыбка» ,.)

ВЕДУЩИЙ : -Ребята, сейчас мы с вами поиграем в веселую игру, которая называется «Незевайка» . У нас сегодня с вами 2 команды : команда девочек будет называться «Ромашка» и команда мальчиков – «Василек» (сразу выбираются капитаны команд) . Пока будет звучать музыка , вы шагаете, прыгаете, бегаете, танцуете, словом, двигаетесь так, как вам подсказывает музыка . Но, как только музыка смолкнет , - ждите команды, как вам надо будет построиться. Чья команда больше раз правильно построиться – та и победит.

Звучит «Марш» , дети произвольно маршируют по залу;

Внимание! Строимся в 2 колонны за капитанами.

Звучит «Полька» , дети поскоками двигаются по залу;

Внимание! Строимся в шеренги!

Звучит «Светит месяц» , - дети спокойно прохаживаются по залу;

Внимание! Строимся в хороводы!

Звучит «Вальс» , дети легко разбегаются на носочках;

Внимание! Находим себе пару!

Звучит песня «Барбарики» , дети прыгают везде на двух ногах.

Внимание! Строимся по росту в 2 колонны.

ИГРА «ПЕРЕТАНЦУЙ» от 3-х лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Развитие координации движений;

2. Развитие чувства ритма ;

3. Образное мышление;

4. Танцевальное творчество

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Чунга-Чанга» , «Кукарелла» , «Финская полька» , хорватская мелодия «Жуки» и т. п.

Ведущий предлагает детям поиграть в веселую музыкальную игру в кругу на выбывание. Условия игры такие , что дети делают под музыку то , что называет ведущий, тому, кто не успевает, ведущий дает «билет зрителя» (разрезанные цветные открытки) и тот, сев в «зрительный зал» , просто хлопает в ладоши под музыку оставшимся участникам.

Когда остается всего 2 участников, ведущий поворачивает их лицом друг к другу, а сам продолжает говорить в очень быстром темпе. В окончании игры музыка смолкает и «зрителями» по числу аплодисментов и оваций выбирается победитель.

Варианты реплик ведущего :

-танцуют только : брови (поднимают-опускают) ; щеки (раздувают) ; губы (вытягивают) ; языки (вверх-вниз, вправо-влево) ; головы (качают) ; плечи (поднимают-опускают) ; животы (выпячивают и втягивают) ; бедра (покачивают) ; пальцы (как на пианино) ; локти (раздвигают в стороны и назад) ; колени (поочередно поднимают ноги, согнутые в коленях) ; носочки (ходьба на носках на месте) ; пяточки (ходьба на пятках) .

-танцуют вместе : голова и носочки; плечи и пяточки; брови и коленки…

-танцуют вместе : щеки, плечи и носочки; губы, живот и пяточки; язычок, голова и бедра, и т. д.

ТАНЕЦ – ИГРА «КЛУМБА» 4-5 лет

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

1. Двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки ;

2. Развитие зрительной памяти ;

3. Развитие реакции ;

4. Коммуникация;

5. Творчество

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ : «Волщебный цветок» (из м. ф. «Шёлковая кисточка» .

АТРИБУТЫ : 4 обруча по краям зала, 4 вида цветов, разделенных на 4 подгруппы детей.

Дети с одинаковыми цветами располагаются вокруг обручей, внутри которых располагаются 4 детей-водящих с такими же цветами. Все присаживаются на корточки, опустив голову вниз.

МУЗЫКА ВСТУПЛЕНИЯ : Выбранный по считалочке ребенок с детской лейкой обегает «клумбы» , имитируя полив цветов и, отложив лейку в сторону и взяв в руки палочку, становится «садовником-дирижером» .

1-й куплет : Дети-цветы с разных клумб по движению дирижерской палочки по-очереди «вырастают» на каждое предложение.

«Может» --- медленно перекладывают цветок из руки в руку, каждый раз отведя в сторону руку (всего 4 раза)

«Самый сказочный» … - рука с цветком медленно поднимается вверх

«самый волшебный» . - также опускается вниз (повторить оба движения) ;

«ля-ля» … - поочередное выставление ног на носок 4 раза и кружение на месте (2 раза) .

2-куплет : дети ходят врассыпную, перемешавшись, по всему залу; на припев движения те же. С ними одновременно ходят и дети-водящие. На окончание 2-го припева водящие бегут в любой другой обруч, а остальные дети выстраиваются вокруг, образуя клумбу в другом месте.

Традиционный русский способ веселиться: спеть хором под гармошку (или без нее) любимые песни - все еще популярен, особенно среди старшего поколения, но добавляются и новые музыкальные развлечения, игры и конкурсы, которые вносят в развлекательные программы праздников разнообразие, теплоту и задор.

Самые любимые музыкальные развлечения на празднике это: караоке, различные песни- переделки, музыкальные викторины, песенные перепевки с заданиями или исполнение текста известной песни в другом стиле: рэп , народный, мюзикл и т.п. Если собирается музыкальная компания, то весь сценарий можно задумать, как шоу, пусть гости весь вечер демонстрируют свои таланты - например, "Стань звездой" (посмотреть можно ).

Музыкальные игры и конкурсы из нашей подборки очень разнообразны: абсолютно новые и давно любимые, лирические и веселые, застольные и игровые.

1. Музыкальная игра "Шумовые оформители".

(для скачивания - кликните файл)

6. Музыкальная разминка.

Вспомните конкурс «Разминка» КВН, и устройте на празднике такую же импровизацию, только не из шуток, а из песен. Команды должны обмениваться вопросами и ответами из песен, т.е. одна команда вспоминает вопросительную строчку из песен, другая утвердительную, подходящую по смыслу. Затем меняются ролями. Например, вопрос: «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?», ответ: «Напилася я пьяна, не дойду я до дому!». Или: «Где же ты, Маруся, с кем же ты гуляешь?» - «…я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привычке».

Играть можно до тех пор, пока не иссякнет фантазия.

7. Музыкальные комплименты.

В программу любого праздника, а, особенно, корпоративного, можно включить музыкальный обмен комплиментами между мужской и женской половиной зала. Сделать это очень просто: женская команда вспоминает лестные строчки из песен о мужчинах, а мужчины наоборот, поют отрывки из песен, которые можно расценить как комплименты дамам. И по очереди начинают обмениваться этими музыкальными комплиментами.

В качестве примера похвалы кавалерам ведущий может продекламировать такие строки из песенки А. Свиридовой:

«Как хорошо! Можно доверять мужчине!

Как хорошо! И не думать ни о чем!»

Как песенный реверанс в сторону прекрасных дам - куплет из хита Ю. Антонова:

«Внимание, мужчины! Для смеха нет причины!

Сегодня в каждом деле нам женщины под стать,

А мы по доброй воле чужие учим роли,

Побеждает та команда, которая в течение десяти минут назовет больше музыкальных комплиментов, хотя подсчет можно и не вести, пусть победит дружба.

Этот поток песенных комплиментов можно направить и в одну сторону, например, на женский праздник 8 Марта, устроить музыкальное поздравление - попурри, которое будет состоять из отрывков песен-комплиментов.

8. Песенная энциклопедия.

Для этой песенной перепевки можно разделить зал на несколько команд (в зависимости от количества гостей) и заранее приготовить карточки с предполагаемыми темами песен: животные, птицы, растения, путешествия, любовь и так далее. Каждой команде вытягивает по три - пять карточек. На раздумья дается пять - семь минут.

Затем методом жеребьевки тем каждая команда представляет свои музыкальные иллюстрации, например, тема «Камни»: «Подари мне лунный камень», «У него гранитный камушек в груди», «Все я сумею, все смогу - сердце мое не камень». Допускается пение как одной строки из песни, так и целого куплета или припева. Главное, чтобы соответствовало смыслу задания.

За каждый в тему данный ответ - очко. Победителей определяют по сумме заработанных баллов.

9. "Оркестр виртуальных инструментов".

Из гостей (10 - 15 человек) создаем Оркестр виртуальных инструментов - каждый вытягивает карточку с написанным инструментом, у всех, естественно, разные. Игру на инструментах участники должны изображать очень выразительно, чтобы было понятно, кто - на чем музицирует.

Затем ведущий объясняет, что будет дирижером, но играющим, еще и на барабане. Однако ведущий-дирижер все время будет «переключаться» на любой другой инструмент, и тот игрок, чей инструмент в данный момент изображает ведущий, должен моментально прекратить свои движения.

Таким способом из игры виртуального оркестра постепенно выбывают те «музыканты», кто «проворонил» новое движение ведущего. Побеждает самый внимательный игрок.

10. Музыкальная азбука.

Зачастую родители, занимаясь с малышом, излишне увлекаются изучением букв, цифр, цветов, иностранных языков, а такая немаловажная сфера как музыкальная остается в стороне. Между тем развитие музыкальности в ребенке крайне полезно для формирования личности: прослушивание музыкальных произведений и музыкальные игры способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, но и развитию эмоциональности, творческих способностей, внимания и воображения малыша.

Другой вариант игры – мама играет в бубен, малыш под тихие удары бубна ходит на носочках, под громкие – шагом, под очень громкие – бегом. Или если мама играет громко, ребенок должен поднять руки с флажками / погремушками, если тихо – опустить.

6. Песенки-игры Железновых

Профессиональные психологи и педагоги давно установили, что приносят огромную пользу для развития ребенка. А если они еще и под музыку, то им просто нет цены! Мне кажется, сейчас ни в одном развивающем клубе занятия не обходятся без песенок-игр Сергея и Екатерины Железновых, и это неслучайно их музыкальные развивалочки действительно веселые, задорные и очень нравятся деткам. Мы с дочкой тоже с удовольствием играем и танцуем под них с 1 года. Думаю, нет необходимости объяснять, что это за игры такие, проще скачать их. я выложила диски Железновых с инструкциями к песенкам-инсценировкам.

Надо заметить, что игры на дисках не упорядочены по уровню сложности, а я порядок очень люблю Поэтому для себя я все наиболее удачные песенки-игры разделила по возрастам. Если вам так тоже удобнее, то вы можете мою версию сборника по возрастам.

7. Сказки-шумелки

Примерно с 2 лет с ребенком можно пробовать устраивать небольшие музыкальные спектакли. В таких спектаклях основная задача малыша – издавать при помощи подручных средств нужный звук согласно читаемому тексту. Например, под слова «Лошадка бежит, колокольчиком звенит» малыш звенит колокольчиком, а под «Мужик идет по снегу» — малыш шуршит пакетом, имитируя звуки шагов по снегу. Получается очень живо и интересно. Вот здесь можно СКАЧАТЬ аудиосказки с инструкциями.

8. Игра «Морская фигура на месте замри»

Эта всем известная с детства игра учит детей слышать музыку и направлена на развитие скорости реакции, внимания и выдержки. Пока музыка играет, танцуем, прыгаем, бегаем – в общем двигаемся, когда музыка останавливается – нужно замереть и стараться не двигаться, детям постарше можно дать задание еще и изобразить какую-нибудь фигуру. В эту игру можно играть и вдвоем, а можно и целой компанией в детском саду.

9. Игра «Шляпа»

Пока звучит музыка, мы передаем по кругу шляпу (если играете дома, то желательно включить в игру хотя бы трех человек), когда музыка замолкает, тот, у кого шляпа осталась в руках, должен надеть ее на голову и пройтись в ней по комнате. Хорошо, если шляпа «ролевая» (например, шапка Деда Мороза или доктора), тогда вовремя проходки игроку нужно будет еще и вести себя соответственно роли.

10. Игра «Кошки-мышки»

В этой подвижной музыкальной игре ребенок также учится различать громкость и настроение произведения. Заранее нужно подобрать две композиции: одна тихая и настороженная, другая – громкая. Один из игроков назначается котом. Остальные – мыши. Даже если мышь в игре всего одна, не беда, игра от этого ничуть не хуже. Когда звучит тихая музыка, дети подкрадываются к «спящему» коту, когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают от него в разные стороны.

11. Игра «Бубен»

Для этой игры желательно найти хотя бы трех участников. Так что если играете дома, зовите папу, бабушку или друзей-игрушек. Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:

Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поиграй, поиграй,
Саше бубен передай

После чего бубен передается следующему игроку и все повторяется вновь, пока не надоест играющим Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай». Когда эта игра была у нас на пике популярности, мы прогоняли кругов по 20, прежде, чем Таисия соглашалась ее закончить

12. Слушаем, танцуем, поем

Ну и не забывайте почаще включать музыку просто так. Просто чтобы потанцевать или фоном во время игр. Запишите музыку для малыша на флешку или диск, чтобы можно было слушать в машине. Кроме классической музыки полезно включать и детские песни (), вместе их петь. Если вы будете петь сами, то и ребенок очень скоро запомнит все слова и тоже начнет подпевать.

Используйте в своих танцах погремушки, бубны. Гремите в такт музыке, выполняйте с погремушками простые движения: гремите над головой, за спиной, перед собой и т.д. Вот еще интересный вариант танцев: попробуйте вместе с малышом танцевать только ручками, или только ножками, только глазками.

Желаю вам, чтобы музыка звучала в вашем доме как можно чаще, и всегда было хорошее настроение! Благодарю за внимание!

Музыкальное развитие, музыкальные игры для ребенка целительны, интересны, полезны.

Музыкальное развитие ребенка – вещь непростая, но важная. Музыка, музыкальные игры для ребенка целительны, интересны, полезны. Существует даже целое направление музыкальной терапии, например.

Как можно играть с детьми при помощи музыки?

Вайолет Оклендер (всемирно известный детский гештальт-терапевт) часто использует музыкальные игры в своей работе с детьми. Мне хочется рассказать вам о том, как можно играть с детьми при помощи музыки. Без всяких скучных обучений нотам и прочему. Итак, примеры.

1. Рисуем музыку.

Включайте классическую музыку и слушайте вместе с ребенком. Спросите ребенка, как ему кажется, про что эта музыка. О чем думал музыкант, когда писал или играл ее.

Ставьте композицию на повтор и рисуйте.

Всё, что приходит в голову, когда слышите эту музыку. Вы – на своем листочке, ребенок – на своем.

Рекомендую брать для этой игры композиции из детских альбомов классиков. Интересно слушать разные по настроению и ритму мелодии. К примеру, «Баба Яга» и «Мама» П.И.Чайковского. Под них рождаются совсем разные образы (лучше не сообщать ребенку названий, чтобы он мог «родить», услышать что-то свое).

Чем полезна эта игра? Она развивает эмоциональную сферу (ребенок учится слышать настроение), фантазию, воображение, усидчивость, внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику.

2. Играем вместе.

Эта игра для компании детей, взрослых, для всей семьи. И для нее понадобятся музыкальные инструменты. Подойдут как раз те, с которыми играет ребенок: ксилофон, маракасы, барабан, ложки, губная гармошка и т.д.

Каждый участник игры выбирает себе по инструменту, и все начинают играть.

Первый этап : все играют вместе, оркестром.

Второй: по очереди, по часовой стрелке (будет удобно, если вы сядете в круг на полу).

Третий: играют только те, кого называет ведущий, остальные – ждут (называть можно как одного человека, так и сразу двоих, троих).

Заканчивается игра тем, что ведущий называет всех присутствующих, и все снова играют вместе, оркестром.

Чем полезна эта игра? Кроме того, что она веселая и семейная (а что может быть лучше), она учит потерпеть, ждать своей очереди. Ребенок учится «молчать», пока «звучит» другой, проявлять уважение к «звучанию» другого и сам при этом встречается с тем же: все молчат, когда он играет. Это бывает очень полезно в формирующейся группе на детских занятиях. Я замечала, что после этой игры детям становится проще потерпеть, пока другой договорит.

3. Танцы!

Танцы – это лучшая игра под музыку, не надо изобретать велосипед.

Включаете дома заводную (или спокойную, расслабляющую – в зависимости от ваших целей) мелодию и танцуете вместе с ребенком.

Можно также использовать разные предметы. Мы танцуем на занятиях с атласными ленточками, а дома с дочкой – с постиранным бельем И Вешаем его в танце на сушилку. Мы любим это делать под «Танец Феи Драже» - процесс развешивания белья становится очень женственным и изящным.

Чем полезна эта игра? Телесным развитием, конечно же. Умением не только слышать ритм, но и управлять своим телом, согласно этому ритму. А это для ребенка – большое дело.

4. «Сыграй, как…»

Возвращаемся к инструментам. И фантазируем. Игра заключается в том, чтобы сыграть, как… Как шумит дождь. Как принцесса собирается на день рожденья принца. Как садится солнышко. Как больно малышу, когда у него растут зубки. Как радостно, когда Дед Мороз приносит то, что ты у него попросил. Как обидно было, когда на площадке кто-то толкнул. Как было горько, когда мама поругала. Как ложится спать уставший мальчик. Как мы завтра пойдем в детский сад. И т.д.

Чем полезна эта игра? Тут пользы – целый вагон. Во-первых, игра позволит вам много про своего ребенка узнать. Какую музыку он играет про поход в детский сад? Бодрую или унылую? Что он сыграет про нового друга? Слушайте – и услышите. Только не превращайтесь в аналитиков – это всего лишь игра.

Также пользу во время игры извлекаем через развитие воображения и фантазии, конечно. Это ж все нужно представить и придумать, как сыграть.

Эмоциональное развитие – если вы просите сыграть на тему чувств, как в приведенных мною примерах. Тут есть еще и возможность прожить какие-то чувства, отреагировать. А вам – разделить, при помощи своего инструмента.

5. Прогулка карандаша.

Вооружаемся карандашом и включаем пластинку. Любую. Отлично подойдет, опять же, композиция из детских альбомов классиков. Быстрая или медленная, веселая или грустная – на ваш выбор. Не надо стараться ребенка искусственно увеселять. Если ему сегодня немного грустно – так и поставьте грустную, дайте ему свое настроение прожить сполна. Есть чудесная музыка про болезнь куклы у того же Чайковского, например (да, это мой любимый композитор).

Музыка играет, а карандаш гуляет по бумаге под музыку. Просто, как будто это и не карандаш. Пусть танцует. Как бы он танцевал под эту музыку, если бы был живым.

Музыка заканчивается, убираем карандаш от листа и смотрим. Всматриваемся. Разглядываем. На что похоже? Задача – что-то «найти». Вы – у себя на бумаге, ребенок – у себя. Что-то нашли – берем карандаши других цветов и дорисовываем найденное.

Чем полезна эта игра? Развитием воображения и фантазии, как вы уже, наверняка, догадались. Ну и, опять же, развитием умения слушать и слышать ритм композиции.

6. Стоп!

Снова собираемся всей семьей вокруг музыкальных инструментов. Назначаем главного. Он будет дирижером. Все играют, а он – командует. Громче! Тише! Медленнее! Быстрее! И самая любимая детьми команда – Стоп!

Дирижеры меняются.

Чем полезна эта игра? Возможностью для ребенка хоть немного побыть главным и поуправлять общим процессом. Отыграть свое желание командовать, диктовать. Получить законную сферу и время, где и когда это можно делать (и все реально слушаются). Если играть регулярно, желание командовать всегда и всюду у ребенка снижается – проверено и замечено.

Вторая сторона этой игры – попробовать себя в новой роли. Бывает, что и дети, и взрослые умеют только командовать или только слушаться. А в этой игре можно примерить на себя и то, и другое, посмотреть, где вам комфортнее.

Кстати, есть дети и взрослые, которые категорически отказываются от роли дирижера – и не нужно их уговаривать. Если человек не готов брать на себя столько власти – ничего хорошего для него не будет, если уговорите.

7. Животные Сен-Санса.

Да, кроме Чайковского, есть и другие прекрасные композиторы. Например, Камиль Сен-Санс. Он написал целый, если так можно выразиться, сборник небольших музыкальных произведений под общим названием «Карнавал животных». Отдельна композиция – про отдельного животного. Там у него антилопы, слон, кенгуру и т.д. Любимое произведение моей дочери – Лебедь.

Найдите картинки со всеми этими животными, или игрушки. Разложите перед ребенком и включайте композиции. Просите ребенка угадать, о ком это сейчас играет музыка. Животных можно также, конечно, изображать.

Чем полезна эта игра? Знакомством с животным миром, настроением и повадками разных животных.

8. Угадай инструмент.

Довольно простая игра. Вы просто просите ребенка отвернуться или закрыть глаза и играете на одном из ваших музыкальных инструментов. Ребенок угадывает, что за инструмент звучит. Чем больше у вас инструментов, тем интереснее игра. Можно использовать и обычные столовые ложки, или пошуршать бумагой, к примеру.

Чем полезна эта игра? Развитием слухового восприятия. Очень рекомендую играть в эту игру, если есть в этой сфере какие-то проблемы. Мы с дочкой играли, например, когда после перенесенного отита она стала хуже слышать. Благодаря этой игре, я проверяла, насколько вернулся к ней ее прежний слух.

Ну и еще, конечно, так ребенок запоминает звучание различных инструментов и их названия.

9. Сыграй сказку.

Одна из моих любимых игр. Я выдаю детям инструменты и прошу помочь мне рассказать сказку. Рассказываю любую сказку, а некоторые ее эпизоды дети мне проигрывают. Например, встретила Красная Шапочка волка, а он какой? Как он зарычал? Дети играют. Потом пошла она по дорожке медленно – как? А волк быстро побежал – как? Такая интерактивная сказка получается. Дома мы с дочерью проигрываем так сказки на пианино.

Чем полезна эта игра? Развивает фантазию, воображение. Дает ребенку возможность ощутить свою причастность, принадлежность, быть полезным и важным в общем процессе, побыть активным участником, а не просто слушателем.

10. Разговор инструментами.

Представьте, что вы умеете разговаривать только музыкальными инструментами. Какой бы инструмент вы выбрали, чтобы что-то сказать ребенку? И как бы вы это «сказали»? Сделайте это и, объяснив ребенку правила игры, попросите сделать то же самое. Пусть он ответит вам. Послушайте его ответ. Какой он? Какие чувства рождает? Как вам кажется, что он хочет сказать вам?

Чем полезна эта игра? Возможностью сказать друг другу что-то, что сложно сказать словами. Возможностью услышать другого, встретиться с ним. Прекрасная игра для семьи. Бывает, что я использую ее в семейной терапии.

Вот мои десять игр. Играйте, переделывайте, дополняйте, придумывайте свои. Буду рада, если поделитесь тем, что придумалось.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Музыкальные игры для детей дошкольного возраста

«Веселые лягушата».

Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

«Веселые матрешки».

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«Три медведя».

Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры:

Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Педагог (выводит фигурку) : Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

«Прыг, прыг, скок».

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

«Куколка любит танцевать».

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

«По тропинке».

Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей.

Ход занятия: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог.

Текст песни: 1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах)

2. По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.

Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках)

3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. (играют на бубунах)

«Веселый колокольчик».

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.

Смеется и хохочет – динь, динь, динь.

2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.

Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.

3. И звонкие капели – динь, динь, динь.

В ответ ему запели – динь, динь, динь. (см. нотное приложение)

«Не зевай».

Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи:

Точно воспроизводить ритм, после чего передавать соседу музыкальный инструмент;

Чередовать громкое и тихое исполнение;

Менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах.

Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай!

Раз – два-три, не спеши, как играть научи!

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.

Игровая цель: Угадать первым

ЗАЙЦЫ.

Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.

Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

ЛЕСЕНКА.

Программное содержание: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.

Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:

До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,

соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду. (на трезвучии).

Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.

Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.

Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.

Игровые действия: Показ рукой.

Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

МОРЕ.

Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.

Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.

Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо (р), громко (), не слишком громко (), очень громко () и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ

Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке.

Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.

Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (бегут)

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

Карусель остановите! (останавливаются).

Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.

Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.

Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.

Игровая цель: Принять участие в хороводе.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО.

Программное содержание: Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,

правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.

Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей – умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление – умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу.

Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот.

Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию.

НАЙДИ И ПОКАЖИ.

Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:

Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!

А утята ей отвечают:

Кря-кря, мы здесь!

Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.

НАЙДИ МАМУ.

Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:

Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:

Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!

И все остальные птенчики стали звать своих мам.

В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.

Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков

ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ.

Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

«Петушок» рус.н.м.

«Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой рус.н.м.

«Дождик»

Петушок, петушок, Дождик, дождик

Золотой гребешок! Веселей!

Что ты рано встаешь, Капай, капай,

Деткам спать не Не жалей!

даешь?

Мы идем с флажками,

Красными шарами.

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.

Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.

Игровая цель: Угадывать первым.

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО.

Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.

Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.

Игровая цель: Угадать первым.

СОЛНЫШКО И ТУЧКА.

Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.

Игровая цель: Угадать первым.



Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении