Игры для всех

Как играть в западные шашки. Правила шашек как бьет дамка — Советник

Правила русских шашек

В самом кратком изложении правила игры таковы: игра идет на доске 8 х 8 клеток, шашки занимают первые три ряда с каждой стороны; бить можно произвольное количество шашек в любых направлениях; простая может бить назад, дамка может ходить на любое число полей; цель игры — съесть или запереть все шашки противника.

Рассмотрим теперь эти правила более подробно:

Игровое поле. Начальная позиция

Игровое поле представляет собой квадратную доску размером 8×8 клеток, подобную шахматной. Вертикали (столбцы) обозначаются латинскими буквами от a до h, а горизонтали (строки) — цифрами от 1 до 8. В отличие от шахмат игровыми считаются не все, а только темные поля (в программе они отображаются зеленым цветом). Например, поле a1 — игровое, а поле c4 — нет.

Каждая из сторон в начале игры имеет по 12 шашек. Шашки расставляются на трех, ближайших к игрокам, горизонталях. В частности, белые шашки располагаются на полях a1, c1, e1, g1, b2, d2, f2, h2, a3, c3, e3 и g3, а черные, соответственно, на полях h8, f8, d8, b8, g7, e7, c7, a7, h6, f6, d6 и b6.

Два центральных ряда полей остаются свободными.

Здесь, на этих полях, происходит сближение и первое соприкосновение противостоящих сил, здесь с первых же ходов разворачивается борьба за обладание центром, что дает весомое преимущество в шашках. Расстановка начальной позиции показана на диаграмме слева.

Противники ходят поочередно, перемещая шашки своего цвета по игровым полям. Первыми начинают белые. Возникающие на доске ситуации называют позициями, или положениями.

Проведенная от начала и до завершения игра называется партией, а передвижения шашек — ходами.

Выигрывает та сторона, которой удалось уничтожить или заблокировать движение всех шашек противника. == Простые шашки ==

В начале игры все шашки — простые (см. рисунок).

Простая шашка может совершать, в зависимости от позиции, ходы типов: тихие и ударные.

Тихий ход — перемещение на одно поле вперед по диагонали. Тихий ход возможен, если соответствующее поле свободно и нигде на доске не требуется выполнить взятие шашки противника. Например, правильным ходом из начальной позиции будет движение шашки с поля c3 например на d4 (в нотации партии это обозначается как c3-d4), или на b4 (c3-b4).

Ударный ход (бой шашки противника) — перемещение на два поля вперед или назад по диагонали, через шашку противника. Шашка при своем ходе обязана побить (взять) шашку противника, если та находится на соседнем (по диагонали) поле и если следующее за ней поле свободно.

Берущая шашка становится на это свободное поле, перескакивая через вражескую шашку, которая снимается с доски. Взятие может совершаться не только вперед, но и назад.

Если после взятия одной шашки оказывается возможным побить еще одну шашку противника, взятие продолжается, то есть в один прием (за один ход) шашка должна побить столько шашек соперника, сколько их стоит на ее пути. Взятия в русских шашках обязательны.

При возможности взятия в разных направлениях выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек, предоставляется берущему игроку. При взятии нескольких шашек противника снимать их с доски можно только после завершения своего ударного хода. Запрещается при взятии перескакивать более одного раза бьющей шашкой (дамкой) через одну и ту же шашку соперника (а вот на свободное поле наступать несколько раз разрешается). == Дамки ==

Если простая шашка достигает последней горизонтали, она становится дамкой. Дамки, в отличие от обычных шашек, способны перемещаться на произвольное количество полей по выбранной диагонали, причем как вперед, так и назад.

Дамка при своем ходе обязана взять шашку соперника (как вперед, так и назад) независимо от количества свободных полей до нее, если только эта шашка находится на одной диагонали с дамкой и за этой шашкой имеется одно или несколько свободных полей. Причем в последнем случае дамка, совершив взятие шашки противника, может остановиться на любом из них.

Если же при взятии на любой из пересекающихся диагоналей также находятся шашки соперника, за которыми имеются свободные поля, то дамка обязана продолжать взятие и этих шашек, сколько бы их ни находилось на ее пути.

Так же, как и в случае с простыми шашками, при наличии нескольких способов выполнения ударного хода (одной и той же или разными дамками), выбор последнего остается за берущим игроком.

Если обычная шашка достигает последней горизонтали в результате боя шашки противника (где ей полагается превращаться в дамку), и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия вражеских шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки. Обратите внимание: это правило действует лишь в том случае, если шашка достигает последней горизонтали в результате ударного хода. В случае, если простая шашка достигнет последнего ряда без взятия и ей после этого представится возможность боя, то она должна бить (если такая возможность сохранится) лишь следующим ходом.


Шашки - это интеллектуальная игра , в которой используется игровая доска и шашки. Это очень интересная и занимательная игра, она развивает логику. Многие умеют играть в шашки и думают, что умеют это делать хорошо. Возможно, это так. Но чтобы играть хорошо, нужно не просто знать правила.

Да, для победы нужно обязательно знать правила. Но чтобы выигрывать постоянно, нужны немалые навыки, хитрости и большая практика.

Предлагаем вам некоторые советы о том, как выиграть в шашки.

  • Для начала, как бы смешно это ни звучало, нужно перестать упорно хотеть выиграть. Казалось бы, это глупое заявление, так как конечная цель игры - победа. Но, тем не менее, сильный упор на победу может стоить проигрыша, так как при концентрации на победе невольно появляется рассеянность, а это недопустимо в этой игре.
  • Немного абсурдно, но каждый знает, что для того, чтобы уметь выигрывать, нужно уметь и проигрывать. Прежде чем выиграть, нужно партий сто проиграть. Не нужно записывать, сколько вы раз проиграли, вы сами почувствуете, когда переступите это черту. Но проигрывать надо не просто так, а с ценным опытом для будущего и знаниями о том, как победить в шашки

Как быстро выиграть в шашки, знают самые опытные игроки. А вот начинающим и более неопытным не следует спешить. Ведь спешка - главный враг победы в шашках.

  • В процессе игры у вас должна быть цель: дойти как можно быстро в дамки и не позволить этого сделать своему противнику. Ведь дамка - это очень мощная фигура в шашках. Сила ее состоит в том, что она может двигаться в любом направлении (не ломая линию, конечно) и «съедать» противников на разных расстояниях. Когда появляется дамка, как раз и начинается «разгар» игры.
  • Нужно стараться добиться того, чтобы собственных шашек оставалось больше, чем шашек противника. Конечно же, это даст вам больше шансов и возможностей для победы.
  • Старайтесь занимать своими шашками центральные клеточки поля. Потому что шашка, которая стоит «возле борта», владеет меньшей силой, чем шашка, которая стоит в центре.
  • Продумывайте свои действия наперед. Чем глубже ваши соображения, чем у вас больше шансов обыграть противника.
  • Игроки в шашки, наверное, слышали, что в начальной позиции может быть 7 ходов. Но это не так. Не проигрывают первые два хода белыми 1.c3-b4 и 1.c3-d4. Это мало кто знает. Так что запомните эти комбинации, чтобы знать, как победить в шашки.

Комбинации в шашках - грозное оружие. У играющего то и дело возникает вопрос: «А не могу ли я тут провести комбинацию?», или - «А не сможет ли провести ее противник, если я пойду так?». Но в турнирных партиях время, отпускаемое на обдумывание, ограничено, искать комбинацию при каждом ходе - непозволительная роскошь. Поэтому важно знать, когда такой поиск достаточно обоснован, то есть знать признаки, говорящие о повышенной вероятности успеха поиска. Эти признаки называются комбинационными мотивами. Один из них - решето (решетчатое расположение шашек). Если в вашем лагере решето, противнику легче осуществить шашечную комбинацию: ведь для комбинации ему нужно переместить ваши шашки так, чтобы стал возможен заключительный удар, а при решете они уже стоят таким образом, что почти все готово для этого Удара.

Н. Грушевский
У черных явное решето. Играющего белыми это должно стимулировать на тщательный поиск комбинации. «Нельзя ли заставить черную шашку а5 перейти на сЗ?» - задумывается он. И оказывается, что это удается сделать!
1.e3-d4! c5:cl 2.h4-g5! h6:f4 14 3.e1-d2! c1:еЗ 4. a3-b4X.
Конечно, в игре приходится временно создавать в своем лагере решето, так как без этого иногда невозможно развитие шашек. Бывает, что решетчатая позиция какой-то группы шашек даже выгодна. Но надо помнить: в комбинационном отношении решето опасно! Поэтому, прежде чем допустить его у себя, проверьте, не появится ли тогда у противника комбинация. А если решето в лагере противника, ищите, нет ли комбинации у вас.

Вот еще две позиции, где решето является мотивом, побуждающим искать комбинацию:

Другие наиболее важные комбинационные мотивы - свободный темп и шашка возле открытого дамочного поля. О них побеседуем в следующий раз, а сейчас - упражнения. В предлагаемых примерах либо уже имеется решето, либо оно возникает, если сделать указанный в них ход. Этот мотив создает для противника возможность провести победную комбинацию. Постарайтесь ее найти, не передвигая шашек на доске.

Свободный темп

Сначала о свободном темпе (под темпом в шашках понимается единица измеряемого ходами «игрового времени», то есть один ход). Пусть ваши белые. Тут ход черных. Что будет, если они нападут на шашку f4? Посмотрим. 1 … f6-e5. Итак, под ударом ваша шашка. Поэтому вы заранее знаете и следующий ход противника - он должен будет ее побить. Вы как бы имеете свободный темп - свободный в том смысле, что какой бы ход вы ни сделали, противник помешать вашему плану своим ответным ходом не сможет: он будет обязан взять шашку f4. Это, разумеется, сильно облегчает подготовку комбинации. Вы начинаете ее искать и … находите! 2. c1-b2! e5:g3 3.e3-f4 g3:e5 4.с3-b4 a5:c3 5.b2:h8X.
Поскольку обладание свободным темпом помогает готовить комбинацию, следовательно и он (как и решето) является комбинационным мотивом: наличие такого темпа стимулирует поиск комбинации. (Современный термин «свободный темп» вытеснил из употребления равнозначное, но устаревшее слово «роздых»).

Предположим, ваши черные. Свободного темпа у противника нет. Но вот он играет - 1. f2-e3! d4:f2 (если 1 … h4:f2, то 2.e3:g5 f2-g1 3. e1-f2 g1:c1 4.g5-h6X) 2.d2-еЗ! f2:d4. Ради чего противник пожертвовал две шашки? Только ради получения свободного темпа! И получил: у вас под нападением осталась его шашка gЗ. Теперь вы будете обязаны ее побить, и противник, зная это, тоже нападает - 3.f4-g5, а вслед за вами и бьет - 4. g5:g1 X. Перефразируя известную пословицу, можно сказать - «хорошо нападает тот, кто нападает последним» !

Вы видели, как удается приобрести свободный темп «насильственным способом» в процессе уже начатой комбинации . А сейчас еще об одном комбинационном мотиве - шашке возле открытого дамочного поля . Почему же наличие у противника такой шашки увеличивает вероятность создания вами комбинации ? Ответ прост: ваш завершающий удар приводит к появлению дамки, ради чего есть смысл пожертвовать даже больше своих шашек, чем будет побито неприятельских. Вот эта «допустимость» превышения числа жертвуемых шашек над числом побитых у противника и расширяет круг возможных комбинаций.

Комбинационный мотив очевиден - шашка с7, стоящая возле открытых дамочных полей b8 и d8. Поиск комбинации приводит к успеху: 1.d4-е5! f6:b2 2.c1:аЗ a5:e1 3.g3-h4 e1:g3 4.h4:f6 g7:e5 5.h2:b8 X.
Поскольку шашка возле открытого дамочного поля делает позицию уязвимой, может возникнуть вопрос: не лучше ли задержать движение шашек дамочного ряда до перехода в окончание? Ведь тогда у противника уже не будет столько комбинационных возможностей … Однако поступив так, мы, уменьшив одну опасность, увеличим другую: наши силы при встрече с шашками противника в центре окажутся в меньшем числе и будут менее боеспособны.

Перейдем к примерам. Расставив позицию на доске, определите в ней комбинационный мотив (или сочетание таковых) и найдите способ осуществить комбинацию.

Все вышесказанное применимо конечно же к комбинациям в. Однако зная правила других шашечных игр (будь то, бразильские,) - можно с легкостью применить полученные на этой странице знания для нахождения шашечных комбинаций и в этих.

Игра в шашки привлекает людей со времен Древнего Египта тем, что в ней можно сполна раскрыть свои стратегические и аналитические способности. Особо ценным становятся умения оперативно реагировать на каждый ход соперника и предугадывать его последующие ходы.

Как научиться хорошо играть в шашки? Это вопрос волнует как начинающих игроков, так и поклонников этой игры со стажем. Ведь недостаточно просто знать правила, нужно уметь ими оперировать, быть всегда готовым к неожиданностям.

Когда мы только учимся играть в шашки, кажется, будто решающую роль играет четкое и неукоснительное соблюдение правил. Конечно, запрещается отступать от правил, но не меньший приоритет принадлежит знанию базовых тактических приемов. Доведя владение ими до совершенства, можно говорить о том, что ваш уровень игры в шашки будет достаточно высок.

Как научиться играть в шашки с нуля: ключевые правила игры

Начинать обучение нужно с изучения основных правил и терминов. Простой шашке разрешается передвижение на одну клетку по диагонали. Стоит ей дойти до последней линии поля противника, как она превращается в дамку, способную двигаться по любой свободной клетке на любое расстояние.

Право первого хода отдается белым шашкам. Как только перед вашей шашкой оказывается фигура противника, как вы обязаны ее снять с доски. Дамка обладает еще одним преимуществом: после того, как она забрала шашку противника, она может стать на нужное ей расстояние от него.

Учимся играть в шашки: стратегия и секреты

  1. использование «поддавков». Стратегия основана на постановке заранее продуманных ловушек для соперника. Нужно жертвовать собственными шашками для того, чтобы в будущем провести выигрышные комбинации;
  2. заход между двумя шашками противника. Позволяет обеспечить безопасность своей шашки и забрать одну из фигур противника;
  3. быстрое продвижение в дамки. Чем оперативней получится попасть на последнюю линию противника, тем быстрее в руках окажется мощное оружие – дамка;
  4. блокировка противника. Шашки располагаются так, чтобы ликвидировать возможность движения противника без потерь для него;
  5. стремление к центру. Раздумывая, как научить ребенка играть в шашки, следует не упускать из виду, что больше шансов на победу у тех шашек, которые располагаются по центру доски;
  6. расчет возможных ходов противника. Нужно стараться предусмотреть последствия передвижения каждой шашки соперника. Соперник может специально расставлять ловушки, которые желательно определять как можно быстрее.

Для обучения игре в шашки и повышения уже имеющегося уровня отлично подходят онлайн игры . Как научиться играть в шашки онлайн? Очень просто, ведь виртуальные версии разработаны на основе точного соблюдения правил оригинальной игры. Весомое преимущество онлайн-версий заключается в том, что можно выбирать желаемый уровень игры. Это позволяет совершенствовать свои навыки, ощущая сладостный вкус победы.

Шашки – популярная настольная игра , которая, при кажущейся своей первоначальной простоте, таит в себя множество сложных комбинаций и требует повышенной расчетливости от игрока.

Как правильно играть в шашки? Для этого нужен поначалу минимум знаний, ведь основное правило игры – «съесть» фишку противника. Данная операция производится очень просто – убрать шашку соперника с игрового поля можно только, если за ней имеется свободная клетка. Когда играют начинающие игроки, то для упрощения освоения правил, обычно договариваются «рубить» только вперед, т.е. запрещается «съедать» шашку, расположенную позади своей фигурки.

Как играть в шашки: правила для начинающих

Для игры в шашки игрокам следует знать следующие ключевые моменты:

  • за один ход шашка проходит только одну клетку. Исключением является ситуация, когда шашка «рубит» другую фишку;
  • за один ход можно «срубить» столько шашек, сколько их размещается на пути фигуры;
  • при «взятии» шашек соперника они остаются на доске до момента окончания хода;
  • если имеется возможность «съесть» фигуру противника, то она в обязательном порядке «рубится», иначе ее придется самостоятельно убрать с игрового поля;
  • победителем признается игрок, который «заберет» все шашки противника, либо лишит возможности соперника сделать еще один ход;
  • ничья признается в случаях, когда ни одна из сторон не может выиграть партию;
  • при нахождении на поле трех дамок против одной противника, то для выигрыша стороне, имеющей преимущество, предоставляется не более 15 ходов.

«Дамка» – главная составляющая успеха игры

Главный вопрос многих начинающих заключается в том, как играть в шашки и всегда выигрывать. Для этого необходимо как можно быстрее «прорваться» в дамки – достигнуть последнего ряда шахматной доски . После этого шашка переворачивается и получает право передвигаться по всей длине черных квадратов. Соответственно, она «рубит» все фишки противника, не стоящие рядом на соседних клетках.

Как правильно играть в шашки, чтобы выиграть: несколько полезных советов

Для увеличения шансов на выигрыш специалисты рекомендуют:

  • заходить сопернику в «любки» либо нападать на его слабую шашку;
  • занимать собственными шашками центральные поля доски;
  • обеспечить центральным шашкам полноценную защиту от атаки соперника;
  • пытаться предугадывать возможные ходы соперника;
  • самостоятельно изучить литературу по игре в шашки либо воспользоваться помощником по шашкам онлайн.

Как играть в китайские шашки

Для игры используется доска в виде шестиконечной звезды, каждый луч которой окрашен в отдельный цвет. Игроки должны суметь переместить фишки в противоположный им угол. Для двух игроков используется 15 фишек, каждый из них должен по очереди переставить свою фишку по любой линии (6 направлений). Допускается перепрыгивание через свои чужие фишки. Те фишки, которые оказались перепрыгнутыми, остаются на доске.

Если вы желаете более детально изучить правила игры в китайские шашки, то ознакомьтесь.

Шашки – игра, которая появилась в Древнем Египте, и существуют уже более пяти тысяч лет. В Древнем Египте принцип передвижения шашек позаимствован из правил передвижения шахматного слона или ферзя.

В 12 веке французы усовершенствовали эту игру, и с тех пор шашки приобрели такой вид, какой мы знаем сегодня.
В наши дни игру шашки знают и любят во всех странах, люди всех культур и возрастов. Неудивительно, ведь правила игры понятны и очень просты даже маленькому ребенку.

Правила

Научиться хорошо играть в шашки реально. Для этого надо изучить правила шашек в теории, а затем на практике. Рассмотрим игру в классические русские шашки:

1. Главными атрибутами этой игры является шашечное поле из 64 чередующихся белых и черных (темных) квадратов, а также по 12 игровых шашек у каждого из игроков. Один игрок играет светлыми шашками, а его противник темными.
Игра ведется только по темным клеточкам поля.
2.Игра рассчитана на двух игроков. Размещают доску шашечного поля таким образом, чтобы нижняя левая клетка была темного или черного цвета, относительно игроков.
Шашки расставляются игроками на трех нижних от него рядах игрового поля и только на темных клетках. Шашки обязательно должны быть одинаковой стандартной формы, плоскими и круглыми. Не допускается, чтобы раз мер самой шашки был больше, чем клетка поля. Существуют два вида шашек: простые шашки, и шашки которые прошли в Дамки.
У простой шашки ходом называется перемещение на одну клетку по диагонали, по свободным клеткам.
Дамка – это шашка, которая достигла последнего ряда поля. Дамка имеет возможность ходить на любое количество клеток.
3. Если один из соперников играет белыми шашками, он ходит первым.
4. Если игрок коснулся своей шашки с возможностью хода, то он обязан ею ходить.
5. Если на клетке, идущей впереди, шашка соперника, и за ней есть свободная клетка, шашка игрока берет шашку противника. Взятая шашка соперника снимается с доски, и в игре не участвует.
6. Если есть возможность взятия шашки противника, простой ход на свободную клеточку делать не разрешается - надо бить шашку соперника обязательно. Если таких возможностей боя несколько, можно выбрать любой один.
7. Если простая шашка ставшая Дамкой, имеет возможность взять шашку соперника, эта Дамка продолжает ход.
8. Выигрышем партии считаются следующие положения:
8.1. Признание одним из игроков своего проигрыша и его заявление о том, что он сдается.
8.2.Один из игроков не может продолжать игру и сделать ход.
8.3. У игрока на поле закончились все шашки.
8.4. В случае нарушения данных правил и дисциплины.
9. Партия закончилась ничьей в следующих случаях:
9.1. Если выигрыш невозможен ни одним из игроков.
9.2. Если один игрок предложил ничью, и второй игрок ее принял.
9.3. Если на протяжении пятнадцати ходов никто из игроков не брал фишки противника, и были ходы одними Дамками.
9.4. Если одинаковая комбинация появляется на поле три хода подряд.
10.Партия признается недействительной и начинается сначала и, в ситуациях:
10.1. При неправильном расположении шашечной доски.
10.2. При неправильном размещении шашек.
10.3. Если игрок ходит не по правилам.
10.4. Если игрок тронул одну шашку, а ход сделал другой.
10.5. Если игрок снял с доски любую шашку без причины.
10.6. Если игрок сделал обратный ход.

Базовые тактики игры

Если начинающий игрок сыграет с опытным и сильным соперником, оба будут играть по правилам, но выиграет более опытный игрок.
Поэтому очень важно знать следующие базовые тактические приемы:
1. Свести все свои ходы к тому, чтобы как можно быстрее пройти в Дамки самому и не позволить это сделать сопернику. Дамка – сильная шашка, способная передвигаться на дальние расстояния, что дает много возможностей!
2. Стараться к перевесу количества шашек перед противником.
3. Продвижение своих шашек к центру доски. Нужно вести игру так, чтобы шашки противника располагались у края доски. У центральных шашек больше возможностей принести победу.
4. Расчет возможных ходов соперника - они могут быть ложно заманчивыми, поэтому важно понимать их последствия. Очень важно следить за всем ходом игры соперника, поскольку если не успеть разгадать его замысел вовремя, то вероятность Вашего выигрыша снизится.
5. Просчитывать свои ходы на несколько шагов вперед. Чем точнее будет Ваш расчет, тем больше вероятность одержать победу над противником!

Стратегии для выигрыша в шашки

Важно знать и уметь применять, в зависимости от ситуации, несколько выигрышных стратегий:

Стратегия №1: Поддавки - это ловушки для соперника в начале партии. Суть данной стратегии заключается в том, чтобы специально жертвовать свои фигуры противнику для осуществления в дальнейших ходах выигрышных комбинаций.

Стратегия №2: Заход в «любки»: ситуация, в которой одна шашка оказывается между двумя шашками соперника с возможностью взятия одной из них в следующем ходе.

Стратегия №3: Продвижение в Дамки. Суть стратегии - как можно быстрее прорваться и сделать из простой шашки Дамку.

Стратегия №4: Блокирование противника – это ситуация, при которой игрок мог бы сделать ход, и клетки заняты шашками противника. Также ситуацией блокирования называется угроза потери шашки при следующем ходе, по причине соответствующего расположения фишек противника.

  1. Изучение новых шашечных стратегий закреплять только на практической игре.
  2. Играть с сильными игроками, или воспользоваться проверенными программами на компьютере. В игре с компьютером есть преимущество – такие партии можно и нужно сохранять и анализировать. Это позволит учиться на своих ошибках и не допускать их в будущем.
  3. Относиться к каждой партии серьезно и играть внимательно, в полную силу. Шашки - игра интеллектуальная и неосмысленно играть – значит тратить время впустую.
  4. Относиться к проигрышам как к полезному уроку. Следует не сильно огорчаться поражениям, а искать причины ошибок и делать правильные выводы.
  5. Читать книги и журналы по игре в шашки, проходить тесты по шашкам, на которых изображены конкретные игровые ситуации.
  6. Записаться в шашечный клуб, чтобы иметь возможность пообщаться с квалифицированными и опытными наставниками, тренерами и спортсменами. В шашечном клубе проводятся турниры для повышения квалификации и присвоения спортивного разряда по шашкам.

Мастер-класс

Можете просто наслаждаться, но не забывайте черпать полезное для себя.

И помните главное правило – практика превыше всего.

Как играть в русские шашки?

1.1. Шашечная доска

Шашечная доска состоит из 64 одинаковых квадратов, попеременно светлых (белых) и темных (светло-коричневых) полей.

Игра ведется только по темным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось темное угловое поле.

В официальных соревнованиях должна применяться доска, отвечающая следующим требованиям:

Иметь игровую поверхность от 40 до 45 см;

Поверхность доски не должна быть блестящей, она должна быть матовой;

Чередование светлых и темных полей должно быть отчетливым, цвет их не должен быть слишком бледным и не должен сливаться с цветом шашек.

1.2. Наименование диагоналей шашечной доски

картинка

Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ.

Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край - верхними диагоналями.

Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется большой дорогой.

Две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны большой дороги, и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие первые но концам образуют тройник. Большие диагонали тройника соответственно называются нижним и верхним тройником, малые - нижним и верхним тройничком.

Две диагонали, пересекающие большую дорогу и тройник (по 7 полей в каждой), составляет двойник. Они называются нижним и верхним двойником.

Следующие за двойником две диагонали (по 5 нолей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по 4 поля в каждой) образуют косяк. Соответственно они носят названия нижний и верхний косяк, нижний и верхний косячок.

1.3. Шашки

Партнерам перед началом игры предоставляется по 12 шашек (плоских, круглой формы): одному - белых, другому - черных. Шашки расставляются на черных полях первых трех горизонтальных рядов с каждой стороны.

Шашки должны отвечать следующим требованиям:

Все шашки должны быть одинаковой формы и одного размера;

Их диаметр должен быть меньше поля доски на 5-10 мм;

Толщина шашки должна равняться 1/4 или 1/5 ее диаметра;

Все белые и черные шашки должны быть соответственно одинакового цвета;

Они не должны быть блестящими, и их цвет не должен сливаться с полями шашечной доски.

1.4. Ходы шашек и дамок

1.4.1. Ходом в партии считается передвижение шашки с одного поля доски на другое. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится.

1.4.2. Шашки разделяются на простые и дамки, но в начальном положении все шашки - простые.

1.4.3. Простая ходит только вперед на соседнее поле по диагонали.

1.4.4. Если в процессе игры шашка достигает одного из полей последнего, восьмого (считая от себя) горизонтального ряда, она превращается в дамку, получая новые права. На доске у каждой стороны одновременно может быть по несколько дамок. Дамки обозначаются сдвоенными шашками, т.е. поставленными одна на другую.

1.4.5. Дамка, в отличие от простой, ходит на любое из свободных полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад), но становиться может, как и простая, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.

1.4.6. Ход считается сделанным, если игрок после передвижения шашки или дамки с одного поля на другое отнял от нее руку.

1.4.7. Если игрок, за которым очередь хода, прикоснется к своей шашке, которой можно сделать ход, он обязан ею пойти. Если прикоснется к двум или более, то должен пойти той шашкой, которой коснулся первой, если ход или взятие возможны. Прикосновение к своей шашке, у которой не оказывается возможного по правилам игры хода, не влечет за собой никаких последствий, и играющий свободен сделать любой возможный ход.

1.4.8. Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку или дамку на другое поле, но не отнял от нее руку, он вправе переставить эту шашку или дамку на любое возможное для них другое поле.

1.4.9. Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: "поправляю". Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.

1.5 Взятие

1.5.1. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

1.5.2. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

1.5.3. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается.

1.5.4. Взятие должно быть четко обозначено и проводится в определенном порядке. Оно считается законченным после снятия шашки соперника с доски.

1.5.5. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т.д. шашку.

1.5.6. Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т.д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.

1.5.7. После завершения взятия согласно п.п. 1.5.5. и 1.5.6. взятые шашки соперника затем снимаются с доски в порядке их взятия. Это называется последовательным взятием.

1.5.8. В процессе последовательного взятия запрещается переносить шашки или дамки через собственные.

1.5.9. В процессе последовательного взятия разрешается проходить несколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить шашку или дамку через одну и ту же шашку (дамку) соперника более одного раза.

1.5.10. Взятие должно быть четко обозначено, шашка за шашкой, ставя берущую шашку на поле взятия и затем на конечное поле.

1.5.11. Последовательное взятие считается законченным, если игрок по окончании передвижения шашки или дамки отнял от нее руку.

1.5.12. Взятые шашки могут быть сняты с доски только после завершения последовательного взятия и в том же порядке, в каком проходило их взятие.

1.5.13. Снятие взятых шашек с доски считается законченным, когда игрок снял последнюю взятую шашку.

1.5.14. При возможности взятия по двум и более направлениям дамкой или шашкой выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек (дамки или простые), предоставляется берущему.

1.5.15. Если простая при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.

1.5.16. Если же простая достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.

1.6. Шашечная нотация и запись партии

1.6.1. Шашечной нотацией называется система условных обозначений полей доски. Восемь горизонталей доски обозначаются цифрами от 1 до 8, восемь вертикалей - малыми латинскими буквами от "а" до "h" (a, b, с, d, e, f, g, h) или в русском произношении - "а", "бэ", "це", "дэ", "e", "эф", "же", "аш"). Буквой "а" обозначается крайняя левая вертикаль со стороны играющего белыми (крайняя правая вертикаль со стороны играющего черными). Первой горизонталью считается горизонталь, ближайшая к играющему белыми.

Каждое поле доски обозначается в зависимости от того, на какой вертикали и на какой горизонтали оно находится, т.е. каждое поле обозначается сочетанием буквы и цифры, показывающих вертикальный и горизонтальный ряды, на пересечении которых расположено поле.

1.6.2. Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например, расположение шашек при начале партии записывается так: белые: а1, а3, b2, с1, с3, d2, е1, е3, f2, g1, g3, h2 (12); черные: a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12).

Для записи хода шашки или дамки обозначают сначала поле, на котором шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится, например: a3-b4. При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие.

При взятии одним ходом нескольких шашек запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого шашка начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после боя.

Если необходимо отметить направление взятия, то после записи поля, с которого начался бой, последовательно записывают обозначение полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдельных полей ставится двоеточие.

1.7. Цель игры

Для каждой из сторон конечной целью является выигрыш либо ничья, в зависимости от задач, которые ставит перед собой игрок в данной конкретной партии.

1.8. Выигрыш партии

1.8.1. Выигравшим партию признается тот, кто первым достигнет положения, при котором его соперник:

Признав свою позицию проигранной, заявил о том, что сдается;

Не сможет сделать очередной ход;

Не имеет ни одной шашки;

Не успел сделать установленное количество ходов за определенное время.

1.9. Ничейные окончания

1.9.1. Партия считается закончившейся вничью в таких случаях:

По взаимному согласию оппонентов (один из участников предлагает ничью, а другой ее принимает это предложение);

При невозможности выигрыша ни одного из соперников;

Если участник, имея в окончании партии три дамки (и более) против одной дамки противника, своим 15 ходом (считая с момента установления соотношения сил) не возьмет дамку противника;

Если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:

* в 2-х и 3-х фигурных окончаниях - 5 ходов,
* в 4-х и 5-и фигурных окончаниях - 30 ходов,
* в 6-и и 7-и фигурных окончаниях - 60 ходов.

Если участник, имея в окончании партии три дамки, две дамки и простую, дамку и две простые, три простые против одинокой дамки, находящейся на большой дороге, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции;

Если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;

Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.

1.9.2. Порядок признания ничьей в случае повторения позиции:

Если играющий сделает ход, в результате которого позиция повторится третий раз или более, то его партнер имеет право до совершения своего очередного хода заявить судье соревнований о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью;

Если один из играющих хочет сделать ход, в результате которого позиция повторится третий раз (или более), то он, не делая этого хода на доске, должен записать его на бланке и заявить судье о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью. Если очередной ход все же будет сделан, то право требования ничьей этим участником утрачивается и восстанавливается вновь в случае очередного повторения той же позиции;

Не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим;

Требовать ничьей можно и в том случае, если позиция повторяется трижды в различные моменты партии, т. е. через любое количество ходов, но при той же очереди хода;

Правильность заявления о признании партии ничьей ввиду троекратного повторения позиции проверяется судьей соревнований за счет времени того из противников, который сделал это заявление. Если проверка установит, что троекратного повторения не было, то записанный заявителем ход считается сделанным и партия продолжается

Если при проверке время участника, добивающегося признания ничейного исхода партии, истечет, но будет установлено, что троекратное повторение позиции имеет место, партия признается закончившейся вничью; если троекратного повторения позиции не было, то заявителю, время которого при проверке истекло, засчитывается поражение.

1.9.3. Участник может предложить ничью в тот момент, когда он только что передвинул шашку или дамку. Предложив ничью, он пускает часы партнера. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: "предлагаю ничью", "согласен", "не согласен",- и не оговариваются никакими условиями. Последний может принять предложение или отклонить его словесно либо ответным ходом.

1.9.4. Если игрок предлагает ничью, когда идут часы его партнера, обдумывающего свой ход, последний может согласиться или отклонить его предложение. Игрок, предлагающий ничью, таким образом, должен быть предупрежден арбитром.

1.9.5. Если игрок предлагает ничью, когда идут его часы, партнер может принять предложение, отклонить его или отсрочить свое решение, пока он не увидит ход играющего.

1.9.6. Если предложение ничьей не будет принято, тот же участник может вторично предложить ничью лишь после того, как другой участник использует на это свое право.

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 3 голоса)

Рассматриваемая настольная забава насчитывает большое количество разновидностей, которые отличаются не только правилами, но и инвентарем, используемым для нее. Ученые обосновывают это тем, что развлечение появилось в разных уголках планеты приблизительно в одно и то же время независимо друг от друга. Есть предположение, что его название произошло от слова "шажки", так как в процессе боя происходит хождение по полю.

Для того, чтобы сыграть, геймерам понадобится игровое поле, состоящее из клеток темного и светлого цвета, расположенных по диагонали. В забаве используются равноправные фишки: белые, дающие участнику партии первым осуществить ход, и черные. Играть одновременно могут только два участника.

Это развлечение любят все, поэтому и играют в него люди от мала до велика. Правила шашек просты и незамысловаты, их освоить способны дети уже с четырех лет. Игра хорошо развивает пространственное и логическое мышление, заставляет думать и разрабатывать стратегии, улучшает память и интеллектуальные способности. Ее польза неоспорима и давно доказана, не зря ведь она была так популярна в советское время. Сколько детей посещало тогда шахматно-шашечные секции! После непродолжительного забвения развлечение возвращается в нашу жизнь, но уже с использованием компьютерных технологий и в режиме online.

В этой статье рассмотрим основные правила игры в наиболее популярные виды шашек для начинающих.

Правила в шашках

Начнем с русских.

Инвентарь:

  • Игровое поле, размер которого восемь на восемь клеток. Обозначение ячеек буквенно-цифровое.
  • Черные и белые фишки, каждого цвета по двенадцать штук.

Оставить противника без фишек, или без возможности сделать ход. В случае, когда никто из противников не может одержать победу, объявляется ничья.

Шашки правила классические:

Два участника соревнуются друг с другом, расположившись на противоположных сторонах игрового поля. Доска располагается так, чтобы у каждого игрока слева, в первой линии, находилась темная ячейка. Кто каким цветом будет играть, определяется с помощью жребия. Каждый участник партии заполняет фигурами темные клетки первых трех рядов поля. Первым ходит тот, кто играет белым цветом. Ходы соперниками делаются в порядке очереди. Как только участник сделал шаг и отпустил руку, ход сыгран, и ничего изменить уже нельзя. Если игрок прикоснулся к фишке, то он обязательно ею походит. Прежде чем поправить фигуру, геймер должен предупредить об этих намерениях второго участника.

В начале партии все фигуры простые. Движение их осуществляется по диагонали, на одну свободную ячейку вперед - во время хода, вперед или назад – во время боя. Если фигуре удалось добраться до первой линии соперника, она становится дамкой. Их переворачивают, чтобы отличать от пешек.

Взятие происходит так: участник перепрыгивает через противника, если за ним имеется свободная ячейка. В случае, когда есть возможность продолжить взятие, игрок должен это делать. Бить разрешается как вперед, так и назад, битые фишки убираются с игрового поля.

Дамка ходит и бьет по диагонали через любое число ячеек в случае, когда они пусты. Если она может продолжить взятие, это необходимо сделать в обязательном порядке.

Существует также такое понятие, как взять за фук. Если игрок не заметил возможность ударить "жертву", то соперник имеет право взять его фишку без боя.

Есть такой вид рассматриваемого развлечения, как поддавки. Здесь тактическая схема действует в противоположном направлении, то есть необходимо первым отдать противнику фигуры или же лишить себя возможности ходить.

Также нельзя не упомянуть о чапаеве, всем знакомом с детства. У участников по восемь фигур, которые они расставляют в каждую клетку своего первого ряда. Затем геймеры в порядке очереди выбивают фишки противника. Игрок, которому это удалось, подвигается на один ряд вперед, пошагово приближаясь к сопернику. Раундов может быть семь и больше. После шестого ряды участников приближаются друг к другу вплотную. Побежденный в этом раунде отступает на одну линию назад. В случае ничьей все остаются на своих местах. Победит тот, кто справится с соперником в последнем решающем раунде. В этом виде выиграть под силу даже новичку.

Рассмотренные правила для шашек являются стандартными, по договоренности партнеры могут вносить в них коррективы. Многие сайты дарят своим пользователям возможность поиграть в рассматриваемую забаву бесплатно здесь и сейчас, то есть в режиме онлайн. А те, в свою очередь, с удовольствием пользуются этим. Поэтапные инструкции помогут начинающим геймерам освоиться.

Тактики в шашках

Метод игры в международные шашки похож на русские. Они получили распространение в Польше, Франции, Китае, Бельгии, России и т.д. Главное их отличие заключается в том, что здесь используется поле размером десять на десять. Число фишек каждого цвета увеличивается до двадцати штук. Ими партнеры заполняют по четыре ряда со своей стороны. Во всем остальном схема игры одинакова, поэтому не будем повторяться. Выигрывает тот игрок, которому удалось уничтожить фигуры противника или лишить его возможности сделать ход.

По данной разновидности проходят турниры во многих странах, национальные чемпионаты, чемпионаты Европы и мира. Часто опытные геймеры проводя тренировки, используют для этих целей компьютер. Есть много интересной литературы, читая которую, шашисты могут узнать о всех тонкостях и хитростях этого развлечения.

Что касается чекерса, то он популярен в Соединенных Штатах, Великобритании, Индии, Италии и т.д. Черкес известная игра в шашки, правила ее имеют следующие отличия от классики:

  • первыми ходят черные;
  • пешки бьют исключительно вперед;
  • дамка ходит только на одно поле, но и назад, и вперед.

Интересный факт: Джонатоном Шеффером было доказано, что существует беспроигрышный алгоритм ведения боя. Следуя ему, можно рассчитывать на выигрыш или, в крайнем случае, на ничью в чекерсе.

Среди разных видов забавы у армян самой популярной считается тама. В нее играют на обычной 64-х клеточной доске. В партии участвуют 32 камня, 16 штук у одного геймера и 16 штук у другого. Фигурами заполняют каждую ячейку 2-го и 3-го ряда на сторонах партнеров. Камни ходят, а также бьют или по горизонтали, или по вертикали. Брать назад в игре запрещается. В инструкции к таме есть перечень "джентльменских правил". Они говорят о том, что соперник обязательно предупреждает партнера, если он намерен бить его фигуру, или если он оказывается на 7-8 ряду.

Чтобы научиться правильно играть в таму, нужно запомнить следующее:

  • Пешка ходит на одну клетку или влево, или вправо и, ни в коем случае, назад.
  • Дамка (тама) двигается по горизонтали, вертикали, диагонали, а также вперед, назад, то есть в восьми направлениях.
  • Если камень добирается до восьмой линии во время боя и может его продолжить, то делает он это уже в качестве тамы.
  • Пешка бьет камень, стоящий справа, слева, впереди, по вертикальным или горизонтальным направлениям.
  • Тама бьет во всех восьми направлениях.
  • Если перед игроком открыто несколько вариантов взятия камней соперника, он должен выбрать максимально результативный.
  • Когда несколько вариантов взятия сулят одинаковое число битых камней, партнер сам решает, как ему ходить.

Проведение чемпионатов по таме в Армении не редкость. Развлечение пользуется большой популярностью в стране.

Шашки ходы

Многие считают эту забаву незамысловатой, в которой можно легко одержать победу, лишь изучив правила. Но это далеко не так. Знаний основных инструкций здесь не достаточно, хотя без них вообще нет никакого смысла садиться за стол. Тактика в игре в шашки существует. Для новичков будут полезны простые советы, которые сделают их положение в партии более выигрышным:

  • Во время поединка старайтесь как можно быстрее добраться до восьмого ряда и как можно дольше не давать сделать это противнику. Дамка - это хорошее преимущество. Она свободнее двигается по игровому полю и является обладательницей широкого перечня возможностей. Дамка может стать на пути целой группы пешек.
  • Старайтесь, чтобы всегда число ваших камней на доске превышало их количество у соперника. Этот совет достаточно очевидный, для его реализации помогут различные приемы, используемые опытными геймерами.
  • Ваши фигуры должны занимать центральную часть поля. Камни, расположенные по краям доски, слабее, чем центральные - это факт. Но, выстроив фишки в центре, обеспечьте им надежную оборону для того, чтобы они не стали легкой добычей для противника.
  • Перед тем, как сделать ход, подумайте, чем на ваше действие может ответить партнер. Всегда нужно просчитывать игру на несколько шагов вперед. Это важный совет, который может уберечь игрока от опрометчивых поступков, изначально казавшихся заманчивыми.
  • Перемещайте фигуры небольшими группами. Это не позволит сопернику их побить.
  • Как можно дольше не освобождайте первую линию. Таким образом, противник не сможет в это время выйти в дамки.

Правила по шашкам

Конечно, не существует какой-либо комбинации или тактики в шашках, знание которых позволит шашисту одержать победу. Их бесчисленное количество, и этот факт делает забаву интересной и динамичной.

Человек, который открыл для себя это развлечение, понимает, что одних правил не достаточно, нужно учиться и совершенствовать навыки и умения. Отметим: учиться можно в любом возрасте.

В первую очередь, игрок должен досконально знать правила, без этого дальше двигаться нет смысла. Они просты для запоминания, поэтому их изучение не займет много времени даже у ребенка. После можно переходить к секретам и приемам игры. В литературе для шашистов авторы делятся хитростями с читателями, дополняя их фото и иллюстрациями для визуального восприятия информации. Лучше разделить партию на стадии (начало, середина, окончание) и изучать их поэтапно. Пошаговое изучение непременно даст положительные результаты. Ну, а для тех, кто только делает первые шаги, лучше начать с советов, о которых было упомянуто выше.

  • для взятия - прием, носящий название "лобки" или нападение на фигуру;
  • для выхода в дамки - прием "прорыв";
  • для лишения партнера возможности походить - приемы запирания.

Полученные теоретические знания нужно совмещать с практикой. В случае, когда нет партнера, можно воспользоваться компьютерными шашечными программами, но обязательно проверенными. Сыгранные поединки лучше записывать, чтобы после сделать анализ ошибок.

Серьезно и с полной самоотдачей подходите к каждому кону, в противном случае - это просто потеря времени. Не принимайте близко к сердцу неудачи, ведь правильно сделанные выводы во время провальных партий принесут гораздо больше пользы для обучающегося, чем выигранные. Изученные приемы и комбинации применяйте на практике, иначе от них не будет никакой пользы. Самостоятельное обучение невозможно без литературы, посвященной этой теме, но, если есть возможность ходить на занятия в шашечную секцию, не упустите ее. Получение знаний под контролем опытного наставника даст положительные плоды гораздо быстрее. Процесс обучения не прост, но здесь главное правильный подход.

Правила игры в Русские шашки

Цель игры - съесть все шашки противника или «запереть» их (т.е. лишить возможности хода)

Игра ведется только по тёмным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось тёмное угловое поле. В начальной позиции у каждой стороны по 12 шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны

Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые. При достижении последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда, простая шашка превращается в дамку

Ходы делаются по очереди, передвижением своей шашки на незанятое поле. Пропуск хода не допускается. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Простая ходит только вперёд на одну клетку по диагонали. Дамка ходит по диагонали на любое поле, как вперёд, так и назад, причём через свои шашки она перескакивать не может

Если простая шашка находится рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле, после этого, шашка соперника снимается с доски. Если при этом возникает возможность продолжить взятие других шашек соперника, то это взятие должно быть произведено. При бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки. За один ход шашку противника можно побить только один раз (правило турецкого удара). Согласно этому правилу, если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается. Побитые шашки противника снимаются только после завершения хода. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. При нескольких вариантах взятия, например, одну шашку или две, игрок выбирает вариант взятия по своему усмотрению.

Выигрыш

Ничья

  • если участник, имеющий три дамки (и более) против одной дамки противника, за 15 ходов не возьмёт дамку противника;
  • если в позиции, в которой оба участника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (не было взятия, ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:
    • в 2-х и 3-х фигурных окончаниях – 5 ходов,
    • в 4-х и 5-и фигурных окончаниях – 30 ходов,
    • в 6-и и 7-и фигурных окончаниях – 60 ходов;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
  • если в течение 15 ходов участников делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

Правила игры в Поддавки (Обратные шашки)

Поддавки это шашки с обратной целью игры - потерять все свои шашки: заставить противника их «съесть» или «запереть».

Правила игры в Диагональные шашки

Правила аналогичны правилам игры в русские шашки, но начальная расстановка - иная (большая диагональ свободна, сверху и слева от неё все клетки заняты черными шашками, снизу и справа - белыми).

Правила игры в Международные шашки

Для игры используется доска 10×10 клеток. Шашки расставляются на чёрных полях первых четырёх горизонтальных рядов с каждой стороны. Играющий белыми ходит первый, далее ходы делаются поочередно. Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые.

Простая шашка ходит по диагонали вперёд на одну клетку. При достижении любого поля последней горизонтали, простая шашка превращается в дамку.

Дамка ходит по диагонали на любое свободное поле как вперёд, так и назад.

Взятие обязательно, если оно возможно. Шашки снимаются с доски лишь после того, как берущая шашка остановилась.

При взятии применяется правило турецкого удара - если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается (то есть, запрещается дважды брать одну и ту же шашку, при этом можно пересекать дважды одно и то же пустое поле).

Если есть несколько вариантов взятия, нужно выполнить тот из них, который снимает максимальное количество шашек соперника (независимо от их качества - и простая, и дамка считается одной шашкой). Если всё ещё вариантов несколько, можно выбрать любой из них. Если имеется выбор боя дамкой или простой, то можно брать любой из них, соблюдая и в этом случае правило взятия наибольшего количества шашек.

Если простая шашка в процессе взятия достигает дамочного поля и может бить дальше в роли простой шашки, то она этим ходом продолжает бой и остаётся простой. В противном случае она превращается в дамку и останавливается. Право боя по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если один из участников покинул партию или заявил о том, что сдаётся;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если у одного из соперников побиты все шашки.

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

Ничья

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • при невозможности выигрыша ни одного из соперников;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • участники в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
    против одной дамки противника, находящейся на большой дороге (главной диагонали доски), за 5 ходов не возьмет дамку противника;
  • на доске остаются пять дамок или четыре дамки и одна простая шашка против двух дамок, а сильнейшая сторона своим 50-м ходом не добьётся выигранной позиции.

Шашечная нотация

По нотации, принятой в международных шашках, все чёрные поля имеют номера (от 1 до 50). Нумерация доски начинается со стороны чёрных и идёт справа налево. Для записи хода простой шашки или дамки обозначают сначала поле, где шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится (например: 8-12). При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие (например: 12:21, 47:24:35).

Правила игры в Английские шашки (Чекерс)

Правила игры в Английские шашки (Чекерс) очень похожи на правила игры в Русские шашки, но имеют некоторые отличия:

  • первым ходит игрок, играющий черными шашками
  • простая шашка не может бить назад;
  • дамка может ходить только на одно поле в любом направлении;
  • дамка может бить только через одно поле в любом направлении;
  • бить можно произвольное количество шашек.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если у одного из соперников побиты все шашки;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если один из участников заявил о том, что сдаётся.

Ничья

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • в течение последних 40 ходов не произошло изменения сил, то есть никому из игроков не удалось провести хотя бы одну шашку в дамки, и не было удалено с доски хотя бы одной шашки или дамки.

Обращаем ваше внимание на то, что игра будет сохранена в историю, и за нее буду начислены очки только в том случае, если было выполнено 3 и более перехода хода (например, 2 хода белых и один черных для режима «Русские шашки»).

Панель режимов

Панель режимов позволяет выбрать текущий режим игры.

Верхняя панель кнопок

Ход назад , Ход вперед - позволяет отменять и повторять ходы в игре с компьютером.

Предложить ничью позволяет отправить сопернику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться

Новая игра – начать новую игру с компьютером.

Покинуть игру

Дополнительные кнпоки в совместной игре

Предложить ничью позволяет отправить сорпенику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться - завершает игру (засчитывается поражение).

Покинуть игру - позволяет немедленно завершить текущую игру (засчитывается поражение).

Нижняя панель кнопок

Настройки - открывает меню настроек, в котором вы можете:

  • Выбрать цвет фигур;
  • Изменить уровень сложности компьютера;
  • Включить или выключить автоматический ход для ситуаций, когда по правилам игры существует единственно возможный ход;
  • Включить отображение взятых фигур и истории ходов;
  • Включить или выключить звук;
  • Запретить другим игрокам приглашать вас в игру;
  • Открыть черный список.

Описание - открывает описание игры.

Вопросы и отзывы - открывает гостевую книгу, в которой вы можете оставить отзыв или пожелание к игре.

История - история всех ваших игр с указанием даты игры, противника и его места в рейтинге.

Жёлтым цветом отмечены выигранные вами партии, красным – проигранные, синим – завершенные ничьей.

Звёздочкой отмечены игры, занесённые вами в избранное.



Очки начисляются только за победы над противниками (за ничьи и победы над компьютером очки не начисляются).

Система рейтингов Эло, коэффициент Эло - метод расчёта относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое игроков. Эту систему рейтингов разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло.


В личном кабинете вы можете указать дополнительную информацию о себе, загрузить фото, изменить пароль, а также хранить и осуществлять личную переписку с другими зарегистрированными игроками.

Вы можете играть без регистрации в качестве гостя. После регистрации и/или авторизации вы получите доступ в личный кабинет и сможете отправлять другим игрокам личные сообщения.

Чтобы зарегистрироваться надо просто ввести имя (от 3 символов) и пароль (не менее 5 символов). Если такое имя уже зарегистрировано в игре, вам придется выбрать другое.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении