Игры для всех

Дидактическая игра «Путаница. Дидактическая игра "Путаница" материал (старшая группа) на тему Правила игры «Бабка, распутай нитки!»

Приложение 7. Дидактические игры

1. Дидактические игра «Кто-кто в теремочке живет?»

Цели и задачи:

· формировать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные

· закреплять пространственное и семантическое значения предлогов «в», «из»,«из-за»

· активизация словаря

Материал: нарисованный дом с вырезами в окне и по краям дома, картинки с изображением диких и домашних животных.

Игровые правила : определить какие животные живут в теремке, назвав их видимые части тела.

Ход игры: ведущий берет изображения двух животных и «прячет» одного их них за домом, другого в окне, при этом оставляя видимой одну из частей животного, я спрашивает «Кто-кто в теремочке живет?». Игрок отвечает: « В теремочке живет корова, потому что из она торчит коровья голова, коровьи рога, коровий нос и т. д.А еще в теремочке живет собака, потому что из-за дома торчит собачий хвост, собачьи лапы»

Вариант игры: Определив животного, «живущего» в теремочке, ребенок должен составить краткий описательный рассказ об этом животном по предложенному плану: 1)Кто это? 2) Внешний вид зверя 3) Чем питается? 4)Название жилища 5) Название детенышей 6) Польза для человека (если домашнее животное)

Планируемые результаты: учащийся научится правильно употреблять в речи притяжательные прилагательные, пространственные предлоги.

DIV_ADBLOCK34">


2. Дидактическая игра «Полёт бабочки»

Цели и задачи:

· закрепление пространственного и семантического значения предлогов «в», «из», «на», «по», «с», «над», «под»

· развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

Материал: нарисованный на листе бумаги цветок и отдельно вырезанная бабочка, закрепленная к листу бумаги на нитку.

Игровые правила : правильно определить местоположение бабочки.

Ход игры:

Вариант 1 .Ведущий называет действия бабочки: «Бабочка села на цветок». Игрок это действие выполняет.

Вариант 2. Ведущий сам определяет местоположение бабочки, а игрок называет это местоположение. Например: « Бабочка летает справа от цветка»

Планируемые результаты: учащийся научится свободно ориентироваться на плоскости, употреблять в речи пространственные предлоги.

https://pandia.ru/text/79/138/images/image003_51.gif" alt="SAM_0133" align="left" width="223" height="257 src=">

3. Дидактическая игра «Путешествие мухи»

Цели и задачи :

· развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости

· активизация словаря

· развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

Материал: лист расчерченный на равные квадраты. Изображение мухи.

Игровые правила : осуществлять передвижение мухи по словестной инструкции ведущего.

Ход игры: Вариант 1 . Ведущий называет начальное положение мухи, например правый верхний угол. Затем управляет передвижением мухи «2 клетки вперёд, 3 лети вниз и т. д.»

Вариант 2. 1)Ведущий не называет начальное положение мухи, а сам определяет его, кладя муху на любую клетку, и просит игрока назвать местоположение мухи. Например, 2 клетки снизу, 4 слева. Далее ведущий дает словестные указания по передвижению мухи.

Планируемые результаты: учащийся научится свободно ориентироваться на плоскости, сформирует у него порядковый счет.

4. Дидактическая игра «Путаница»

Цели и задачи:

· учить собирать целое из частей

· развивать мышление детей

· закреплять знания детей о животных жарких стран

· активизация словаря

· развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

· развивать мелкую моторику

Материал: разрезные картинки с изображение животных жарких стран

Игровые правила : собрать картинку, назвать животное

Ход игры: Вариант 1 .Ведущий перемешивает части картинок, игрок должен собрать их, назвать получившееся животное.

Вариант 2. Ведущий перемешивает части картинок, игрок должен собрать их, назвать получившееся животное, назвать его части тела.

Вариант 3. Ведущий перемешивает части картинок, игрок должен собрать их, назвать получившееся животное. Составить краткий описательный рассказ об этом животном по предложенному плану: 1)Кто это? 2) Внешний вид зверя 3) Чем питается? 5) Название детенышей

Планируемые результаты : У учащегося сформируется понятие о видах животных – животных жарких стран (их видах, особенностей строения тела, окраса, условиях проживания, питания и пр.).В процессе складывания картинки будет развиваться логическое мышление, мелкая моторика.

5. Дидактическая игра «Кормушка»

Цели и задачи:


· закрепление пространственного и семантического значения предлогов «в», «из», «у» «на», «по», «с», «над», «под»

· закреплять знания детей о птицах

· закреплять умение употреблять в речи притяжательные прилагательные

· развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Материал: кормушка на панно, выполненная методом аппликации с металлическими пластинками. Вырезанные фигурки с изображением птиц на магнитах.

Игровые правила : определить местоположение птиц относительно кормушки.

Ход игры: Вариант 1 .Ведущий закрепляет картинки с изображением птиц на панно, игрок должен определить и назвать местоположение птицы по отношению к кормушке.

Вариант 2. Ведущий спрашивает: «Кто подлетел к кормушке?», игрок перечисляет названия птиц, объясняя свой ответ.

Вариант 3. Ведущий, называет только описание птицы, игрок должен угадать птицу и назвать её.

Вариант 4. Игрок выбирает птицу, составляет описательный рассказ о ней по плану: 1) Кто это? 2) Внешний вид 3) Чем питается? 4) Где обитает? 5) Что приносит: пользу или вред.

Вариант 5. Ведущий на выбор берет любую птицу и передвигает ее по панно. Игрок называет действие птицы: «Под летела, у летела и т. д.»

Планируемые результаты : у учащегося сформируется понятие о птицах (их видах, особенностей строения тела, окраса перьев, условиях проживания и пр.)

https://pandia.ru/text/79/138/images/image008_22.jpg" alt="SAM_0128" align="left" width="326" height="334">

6. Дидактическая игра «Дидактические часы»

Цели и задачи:

· закреплять умения ориентироваться во времени

· закреплять устный математический счет

· обогащать словарный запас

· составлять описательный рассказ

· развивать связную монологическую речь

· развивать наблюдательность, внимание, память

Материал: круглое панно в виде часов. Напротив каждого часа прозрачный кармашек. Карточки под размер кармашка с изображением предметов, птиц, животных, насекомых, деревьев и т. д.

Игровые правила : определить местоположение стрелок, назвать время, назвать картинку, на которую указывает большая стрелка.

Ход игры: Вариант 1 .Ведущий выбирает тему картинок, размещает их в кармашки. Игрок берет из коробочки круг с написанным примером, устно решает его, устанавливает большую стрелку в том месте циферблата, учитывая результат решения примера. То же самое проделывает и с маленькой стрелкой. Называет получившееся время.

Вариант 2. Ведущий выбирает тему картинок, размещает их в кармашки. Игрок берет из коробочки круг с написанным примером, устно решает его, устанавливает большую стрелку в том месте циферблата, учитывая результат решения примера. То же самое проделывает и с маленькой стрелкой. Называет получившееся время. Называет картинку, изображенную походу большой стрелки, составляет описательный рассказ.

Планируемый результат : у учащегося сформируется понятие о времени, он научится ориентироваться во времени, планировать его в повседневной жизни, формируя тем самым у себя привычку к здоровому образу жизни; закрепит знания о временных представлениях.


https://pandia.ru/text/79/138/images/image010_19.jpg" alt="SAM_0145" align="left" width="295" height="346">

7. Дидактическая игра «Пропавшие слова»

Цели и задачи:

· развивать умение делить слова на слоги

· развивать умение придумывать слово по заданной слоговой схеме

· развивать мышление детей

· развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.

· активизировать словарь

· развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

· развивать умение работать в коллективе

Материал: игровое поле с разметками, со схемами на выделение количества слогов, фишки по количеству детей, кубик.

Игровые правила : придумать слово с заданным количеством слогов по определенной лексической теме.

Ход игры:

Ведущий и лексическая тема выбирается путем считалки:

«Раз, два, три, четыре, пять.

Кому выйдет число «пять»

Будет тему называть»

Далее игроки определяют свою очередность сами или путем жеребьёвки. Игрок, кинувший кубик, занимает нужное место на игровом поле и называет слово, в соответствии с заданной слоговой схемой и выбранной лексической темой. Победителем считается игрок, прошедший все игровое поле раньше всех.

Планируемые результаты: у учащегося сформируется навык фонема тического восприятия на уровне слога, слова; пополнится активный и пассивный словарь.

8. Дидактическая игра «Развивающий планшет»

Цели и задачи:

· развития пространственного и ассоциативного мышления

· развития воображения, логики,

· развитие мелкой моторики

· развитие умения свободно ориентироваться на плоскости,

· развитию внимания и усидчивости

Материал:

игровое поле с кнопками – разметками для скрепления положения резинок, цветные резинки.

Игровые правила : составить по рисунок (слово, фигуру и пр.) по образцу, по замыслу.

Ход игры: Вариант 1. Ребенок по просьбе ведущего начинает "рисовать резиночками" геометрические фигуры и рисунки из геометрических фигур, буквы, слова и цифры с примерами, различные предметы и узоры и пр.

Вариант 2. Ребенок самостоятельно выполняет вышеперечисленные задания (из вар.1)

Вариант 3. Один из игроков начинает рисовать какой-либо узор одним цветом (например, красным), а второй игрок должен продолжить узор другим цветом.

Планируемый результат:

Учащийся научиться ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и работать самостоятельно, наладит связь между живым объектом и его схематичным изображением, развивая абстрактное мышление, воображение, получит возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, развивая тем самым мелкую моторику.

9. Дидактическая игра «Познай себя»

Цели и задачи:

· формирование знаний о внутреннем строении органов человека

· формирование умений ориентироваться на собственном теле

· формирование здорового образа жизни

· развития пространственного мышления

· развития воображения, логики, внимания

· развитие умения действовать по заданному образцу

Материал:

Игровые правила : расположить «органы» на жилет в соответствии с их расположением у человека.

Ход игры: Вариант 1. Ребенок выбирает один из органов, рассказывает о нем, закрепляет его местоположение.

Вариант 2. Ребенок по описанию педагога выбирает соответствующий описанию орган, рассказывает о его местоположении внутри человека.

Вариант 3. Один ребенок надевает жилет с закрепленными на нем внутренними органами, другой ребенок называет местоположение всех органов относительно товарища.

Вариант 4. Один из учащихся надевает на себя жилет с закрепленными на нем внутренними органами. Остальные участники игры внимательно осматривают – и называют орган, которого не хватает на жилете составляют краткий описательный рассказ о нем, называют местоположение относительно товарища, закрепляют на жилете.

Планируемый результат: у учащегося разовьется пространственное мышление, умение ориентироваться на своем теле, теле другого человека. Сформируется привычка к здоровому образу жизни, желание заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

Если мы хотим научить думать, то, прежде всего мы должны научить придумывать.
Дж. Родари

Нелепицы, небылицы, нескладушки… А они-то начинаются с детских перевёртышей и словотворчества наших малышей! Сколько позитива в этих детских высказываниях! И ведь они вполне серьезны и, главное, более точно выражают суть происходящего или предмета, чем наши «взрослые» слова.

— Мама, а ты зачем накудрилась? А ты посолила творог сахаром?

Так говорила моя маленькая дочурка.

Рассказывает одна знакомая:

— Едем в машине с трёхлетней дочкой. Навигатор женским голосом говорит: «Поверните направо…» Девочка спрашивает: «Это кто горовит?» Мама начинает ей объяснять, что говорит навигатор, он объясняет, куда нужно ехать. На следующий день мама не включила навигатор. Дочка спрашивает: «А почему никто не горовит? Как же мы поедем? Ладно, мамуля, я буду наригатором и буду тебе горовить, куда ехать»…

Моя приятельница, учитель первого класса Черданцева Галина Ивановна, рассказала, что на одном из уроков говорили о профессиях и её ученик сказал, что его дедушка работает в Москве пастухом. На вопрос: «Кого же он здесь пасёт?» Ответил: «Меня».

Нелепицы. Что это значит? НЕЛЕПИЦА (бессмыслица, нелепость), по определению Викисловаря - это «литературный жанр, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями». В Новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремова написано: «Нелепица, нелепый, нелепость – бессмыслица, чепуха, неразумный, лишенный смысла».

Значит, синоним слова нелепица — бессмыслица. Нелепый – значит бессмысленный, нескладный, несвязный.

Так почему же нелепицы Чуковского К.И. до сих пор так нравятся детям? Почему педагог, автор более 60 книг по дошкольному обучению Колесникова Елена Владимировна использует нелепицы в своей методике, почему детские поэты и писатели сочиняют нелепицы для детей?

Аналог английской традиции – нелепицы, можно найти в русских сказках, фольклоре, в частушечных нескладушках. Хотя этот жанр считается специфически английским, его традиции оказали воздействие на всю мировую литературу. Многие авторы в своих произведениях использовали нелепицы, небылицы, перевертыши: Л. Кэрролл, А. Милн, Д. Хармс, К. Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер, Э. Успенский, А. Усачев и др. Их произведения помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость. Дети не только с удовольствием слушают, но сами сочиняют различные перевёртыши, нелепицы и небылицы.

Многие педагоги, психологи, авторы учебных пособий для дошкольников, используют нелепицы в своих упражнениях и тестах. Например, Елена Владимировна Колесникова, автор пособий для дошкольников, показывает в своей методике применение нелепиц при развитии слухового внимания:

— Я прочитаю тебе стихотворение-путаницу, а ты скажи, что в нём неправильно.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?

Л. Станичев.

Детям очень нравятся такие упражнения. Они выполняют их с удовольствием. И очень радуются, когда находят в тексте нелепицу.

В тесте на образно-логическое мышление, у Елены Владимировны есть такое упражнение:

— Отметьте на картинке крестиком то, чего не могло быть на самом деле. Объясни, почему это не так, и скажи, как должно быть на самом деле. Пересчитай крестики.

Потом даётся оценка полученных результатов.

В пособии Колесниковой Е.В. «От слова к звуку» (4-5 лет), даётся такое задание:

— Послушай стихотворение З. Александровой. Скажи, чего не могло произойти на самом деле?

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Или такое задание:

Найди ошибки в стихах и рисунках.

Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.

На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.

При работе с нелепицами, Елена Владимировна советует: «Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия. Первую путаницу прочитайте как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами»!

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица –
Получилась перепутаница.

В. Бурыкина.

Такие упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.

Чуковский К.И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»…

Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.

Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава».

У меня в первом классе учился мальчик Антон М.. Казалось бы, простой ученик, со своими плюсами и минусами. Но он очень резко отличался от всех детей тем, что постоянно сочинял небылицы: на перемене, на прогулке, на уроках, после уроков.… То про свою собаку, летающую на ракете, то про игрушки, которые разговаривают и живут своей жизнью ночью, или о настоящих роботах, посещающих его ежедневно, про летающие тарелки и инопланетян. Он рассказывал всем окружающим о ковре-самолёте, о говорящей ёлочке, о необыкновенной ручке, у которой есть глазки…

Антон очень сильно обижался, если кто-то ему не верил. И старался доказать, что всё о чем он говорит – не вымысел, а правда. Он так вживался в свои рассказы, он был их главным героем и горячо верил во всё, о чем говорил! Учился он хорошо и замечательно читал стихи! Педагоги и окружающие взрослые понимали, что сочиняя нелепые истории, ребёнок начинает фантазировать и создавать новые образы, опираясь на старые знания, услышанные или увиденные. Пользуясь его богатым воображением, старались давать ему на уроках и внеурочной деятельности побольше творческих и логических заданий.

Учителя знали, что не нужно останавливать ребенка, что нельзя запрещать говорить нелепицы и рифмовать бессмысленные стихи. Ведь, таким образом, ребенок осваивает окружающий мир, развивая образное мышление и воображение.

Вообще, психологи выделяют различные виды воображения:

  • воссоздающее воображение;
  • творческое, когда возникают новые, собственные образы по образу и подобию;
  • неуправляемое воображение, называемое «буйной фантазией».

Многие дети не понимали Антона, потому что, не были похожи на него. А его «буйная фантазия», граничащая с творческим воображением, просто фонтанировала! Сейчас Антон закончил четвертый класс и успешно снимается в «Ералаше».

Воображение и фантазия – это виды мышления, которые направлены на умение представлять то, чего нет на самом деле, приукрашивать реальные события, добавляя новые персонажи. При помощи воображения постепенно развивается творческий процесс, который направлен на создание новых «картинок», на основе полученных знаний.

Почему дети так легко могут придумывать сюжеты каких-то фантазийных событий и нелепиц? Это можно объяснить тем, что процесс фантазирования не ставит перед ребёнком никаких рамок и ограничений, его возможности безграничны…

Отсутствие ограничений — стимул к нахождению нестандартных решений. Кто – то сказал, что «без воображения нет соображения».

Антон М. действительно часто отличался тем, что при решении задач по математике и логике находил нестандартные решения, которые были непосильны другим детям. Когда-то Дж. Родари заметил: «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Нелепицы, перевёртыши и небылицы, помогают развивать фантазию ребенка с самого раннего возраста. Ведь одной из образовательных задач в педагогике является развитие творческой личности. Поэтому детские поэты, педагоги, авторы детских пособий сочиняют нелепицы и включают их в свои пособия. А при определении психологической готовности дошкольника при подготовке к школе, детям даётся тест с заданием: на картинке найти нелепицы за определённый отрезок времени. Так психологи и педагоги проверяют элементарно-образные представления об окружающем мире и умение устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Одним из педагогических приёмов является дидактическая игра, основанная на небылицах, которая помогает закреплять определенные понятия, расширяют словарный запас, развивать речь и фонематический слух.

  • Небылицы и перевёртыши из жизни.

Сочинение небылиц, основанных на собственных ошибочных действиях. Например, ваш малыш может «надеть ошибочно варежку на ногу»… так, может появиться история-небылица или рифмованное стихотворение – нелепица. Однажды моя маленькая дочка подбежала ко мне словами: «Мама, мама, меня сова укусила!» Сова – это оса! Так у нас появился рассказ о сове-осе, который мы вспоминаем до сих пор.

  • Ситуации.

Наряду с игрой «Чего не бывает на свете», можно поиграть в игру «Ситуации». Взрослый предлагает определенную ситуацию, а ребёнок должен ответить, может ли это быть на самом деле. Лучше, конечно, поочередно предлагать реальные и несуществующие ситуации.

  • Картотека.

Вместе с ребёнком можно нарисовать картинки по определённому сюжету (на заборе медведь, в берлоге кошка, собака в будке, дятел на насесте, корова на лугу и т.д.). Сделать картотеку нелепых картинок и играть. Ребёнок должен определить, на какой картинке нарисована правда, а на какой – вымысел.

  • Противоположности.

По очереди с ребенком придумывайте одно-два предложения о каких-либо событиях: реальных и нереальных. Если ребёнку трудно самостоятельно придумать предложение, то эту игру можно провести другим способом: взрослый говорит предложение, отражающее, например, реальное событие, а ребёнок говорит противоположное, с нереальным событием. Или наоборот.

  • Бывает – не бывает.

Расскажите ребёнку маленький рассказ. А потом попросите малыша проанализировать его с точки зрения небылиц: бывает – не бывает. Или взрослый говорит, например, предложение: «Ученик несёт портфель», а ребёнок меняет местами слова в предложении и получает то, чего не бывает.

  • Игра Путаница.

Прочитайте стихотворение Фр. Галаса «Мир наоборот».

Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пуголо пугали,
Ела кошку колбаса…
Хулиганов били стёкла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это всё в один присест
За шесть лет я сочинил
Пока я голову чинил.

Теперь, когда ребёнку понятно, что такое путаница, можно с ним поиграть. Договоритесь, что вы придумываете слова, отвечающие на вопрос «ЧТО?», а он на вопрос «ЧТО ДЕЛАЕТ?». Если вы организуете игры с группой детей, то их можно разделить на две команды. Затем берутся слова от каждой команды и составляются пары – словосочетания. Например: кот спит, черепаха поёт и т.д. Обсуждают, что не так, где же возникла путаница?

Другой вариант игры. Придумываются предложения-перевёртыши. Ведущий читает предложение, дети придумывают перевёртыши. Например, прямое предложение «В магазине продают сыр». Перевёртыш – «Сыр продаёт магазин» и т.д. Конечно, это смешно и такого быть не может!

  • Что не так.

Определите тему рисунка. Например, осень. И рисуйте с ребёнком тематический рисунок, потом поменяйтесь и пусть каждый расскажет, что же на рисунке не так, как в жизни.

  • Рисование противоречий.

Прочитайте стихотворение «Ералаш».

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
(автор неизвестен)

Предложите детям нарисовать, какие противоречия и нелепицы они запомнили. Чуковский К. И., мастер нелепец, отмечал: «Переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор».

Если в вашей семье подрастает «маленький фантазёр», не спешите упрекать его в нелепых выдумках, поправлять, требуя только реалистического восприятия мира. Некоторые психологи отмечают, что у тех детей, у которых не развита или подавлена фантазия, часто бывают капризными. Если бы знали об этом родители, то они бы приложили максимум усилий для развития воображения ребёнка.

И если Вы до сих пор не обращали внимания на «бесполезный детский лепет» и бессмысленные рифмовки, то, пожалуйста, прислушайтесь, включитесь в словесную игру, и вы получите колоссальное удовольствие от общения со своим ребенком на ещё одном, понятном только вам и вашему малышу собственном языке нелепиц.

Смейтесь, радуйтесь, фантазируйте, воображайте и открывайте новые миры своего маленького гения!

Приложение

Я хочу показать вам рассказ, который сочинила моя дочь много-много лет назад. Она училась в первом классе. Ей повезло. У неё были замечательные воспитатели в детском саду, она училась в замечательной школе, а её первая учительница, Капылова Елена Вячеславовна, не жалея сил, старалась сделать из каждого ребёнка творческую личность. С первого класса все дети, под руководством учителя, писали стихи, сочиняли загадки, играли в слова, писали сочинения на заданные темы. Сегодня моя дочь – это взрослая девушка, которая выбрала творческий жизненный путь, связанный с рисунками, анимацией и дизайном.

Невероятные приключения Оксаны, Наташи, кошки Маши и вороны Даши.

Эта история произошла со мной и моей подружкой прошлым летом. Однажды, в жаркий и знойный день мы решили устроить пикник на полянке, в тени зелёных деревьев. Мы нашли поляну, на которой росло много красивых полевых цветочков. Она нам очень понравилась. Мы стали собирать цветы, чтобы сплести из них веночки на голову. С собой мы взяли мою кошку Машу. Она очень заинтересовалась беленьким цветочком и не отрываясь смотрела на него. Мне стало любопытно, я подошла и хотела сорвать цветочек, но вдруг внутри увидела три маленьких зелёненьких глазика. Лепестки цветочка потянулись ко мне, и он сказал: «Не рви меня, девочка, я могу исполнить твои три желания». Не успела я вымолвить и слова, а только подумала, как появилась маленькая фея Динь-Динь из сказки про Питера Пена. Фея кружилась вокруг меня и осыпала волшебной пыльцой. Вдруг я медленно стала подниматься вверх. Я успела схватить за руку Наташу, а Наташа Машу, а Маша корзинку с едой. Так мы долетели до облаков.

Мы сели, свесив ножки, на голубенькое, мягонькое, воздушное облачко. Пока мы смотрели вниз на землю, наша Маша уже начала обед и успела съесть целую связку сосисок, две курицы, три палки докторской колбасы, два окорока, салат, четыре упаковки «Вискаса», пакет молока, килограмм шоколадных конфет, большой торт с кремом, два банана и шесть апельсинов. А нам остались только два «Чупа-чупса» (и то уже облизанных Машей) и одно яйцо. Когда мы хотели съесть это яйцо, оно вдруг завертелось, закружилось и разломилось на две части. На дне корзины сидела красненькая ворона. Мы накормили её «Чупа-чупсами» и назвали Дашей. Ох, и здорово же было на облаке!

Мы решили устроить соревнования по бегу по облакам с прыжками. Мы бегали туда-сюда с Наташей и Машей. А Даша осталась в корзине. Когда я прыгнула за Дашей, то вдруг провалилась в дырку, которая образовалась почему-то в облаке. За мной полетела Наташа, а следом за ней Маша и Даша. Сразу же исполнилось второе желание. У меня раскрылся парашют.

Я поймала Наташу, а Даша успела схватить Машу. Так мы благополучно приземлились прямо в Тихий океан. Мы мирно покачивались на голубых волнах океана. И вдруг увидели, что на нас несётся акула с разинутой зубастой пастью. Только я хотела загадать третье желание, как вдруг Маша сказала: «Кто выключил свет?» Мы уже ничему не удивлялись. Как же нам увидеть солнце? Тогда Маша встала на Дашу, я на Машу, Наташа на меня. Но солнца мы не увидели.

Вдруг ни с того ни с сего мы попали на водный фонтан. Когда осмотрелись, то увидели, что сидим у кита на спине. Тогда-то мы поняли, что совсем недавно находились внутри акулы. Но она выплюнула нас, потому, что ей было щекотно от Наташиных кудрявых волос на голове. Ведь она упиралась головой прямо в нёбо акулы и в поисках света вертела головой. Это и спасло нас.

Третьим желанием было – поскорее попасть домой. Кит пересадил нас на подводную лодку Капитана Немо, потом на машину Рона Уизли, где Гарри Поттер уступил нам свою метлу «Молнию». На ней мы долетели до восточного экспресса, на одном из перронов нас встретила лошадь Спирит, которая довезла нас до такси, на котором мы благополучно доехали до дома.

Вот это было приключение!

Игра для большого количества игроков. И чем больше будет игроков, тем интереснее будет проходить игра, где бы она не проходила: во дворе, в летнем лагере, на детском празднике или на перемене в школе.

Правила подвижной игры Путаница

В начале игроки выбирают водящего («Бабку» или «Маму»). Если играющих много, то водящих может быть сразу несколько (примерно по одному водящему на 8-10 игроков). Водящие выходят из комнаты (на улице - отворачиваются, либо отходят подальше), а игроки берутся за руки, образуя цепочку в виде круга. Далее они начинают запутывать свою цепочку. При этом цепочка может самопересекаться, игроки могут подлезать или перелазить через цепочку, переплетать свои руки и даже ноги. Одно условие - руки соседа отпускать нельзя.

После того, как цепочка запутана, игроки хором зовут водящих:

Путаница-путаница, распутай нас!

Бабка, распутай нитки!

А ещё так:

Папа ниточку запутал,
Мама - узел развяжи!

Водящие возвращаются и начинают передвигать игроков, распутывая цепочку. При этом главное условие то же самое: руки разрывать нельзя! Если водящие смогли распутать игроков, восстановив круг и не разорвав рук - победили они. Если распутать не смогли или если цепочка разорвалась - победили игроки-«путаники». Естественно, что игроки не должны специально бросать руки!

Римма Цатурян (Глиган)
Дидактическая игра «Путаница»

Дидактическая игра «Путаница » для детей среднего дошкольного возраста

Цель : развивать логическое мышление детей, закреплять умение у детей собирать правильно растение из разрезанных частей цветка. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат игры. Воспитывать положительное и бережное отношение к цветам.

Материал : разрезные карточки с изображением частей цветка, готовый рисунок.

Игра для детей 4-5лет .

Описание игры :

В коробке лежит, готовый рисунки (цветы) и разрезные карточки с изображение частей цветка. Детям предлагается собрать из разрезанных частей готовый рисунок.

Игру можно усложнить, попросив детей собрать разрезные части цветка без готового рисунка.

Ход игры:

В коробочке у воспитателя лежит, готовый рисунок (цветок) и карточки с изображением частей цветка. Дети рассматривают готовый рисунок.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на этот рисунок, что здесь нарисовано.

Дети : Цветок. Сейчас вы будете складывать разрезные части так, чтобы у вас получился цветок, как вот на этом рисунке (педагог показывает готовый рисунок) . Кто первый соберет, тот и выигрывает.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Дорисуй-ка» Цель игры: учить детей создавать образы на основе схематического изображения. Развивать творческое воображение. Материал: наборы карточек.

Конспект НОД по познавательному развитию детей 4–5 лет «Путаница» Цель: Развитие ценностного, гуманного отношения к диким животным. Задачи: Образовательные: - закрепить представления детей об особенностях.

Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Путаница» (средняя группа) Программные задачи: Воспитывать внимание, развивать выразительность речи и движений, эмоциональную раскрепощенность, развивать умение импровизировать.

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе «Новогодняя путаница» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №143» Нижегородской области г. Дзержинска СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТСКОГО.

Сценарий утренника в подготовительной группе «Новогодняя путаница» (часть первая)

Сценарий утренника в подготовительной группе «Новогодняя путаница» (часть вторая) Государственное Бюджетное Детское Образовательное Учреждение детский сад №49 г. Санкт-Петербург музыкальный руководитель Буракова Эльвира.

Сценарий выпускного праздника «Сказочная путаница» «Сказочная путаница» (выходят две ведущие) Ведущая №1 Идут года, летят мгновенья, Оставив за собою след. Разлука ждет нас к сожаленью,.

Ольга Андриановна Мартынова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №36 "Звоночек" корпус №2 "Радость"
Населённый пункт: город Чайковский
Наименование материала: дидактический материал
Тема: Игра "Путаница"
Дата публикации: 28.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 36 "Звоночек" корпус №2
Дидактический материал

Игра «Путаница»
для организации образовательной деятельности с детьми младшего возраста (описание, методика использования, результативность) Материал разработала и апробировала: воспитатель второй младшей группы: Мартынова О.А г.Чайковский 2016год
Рецензия на дидактический материал «Путаница» для детей младшего возраста МБДОУ Д/с №36 «Звоночек» Представленный для рецензирования дидактический материал «Путаница» Мартыновой О.А, воспитателем детского сада, предназначенного для развития у детей социально - коммуникативных навыков, с помощью русских народных сказок. Структура материала предоставлена пояснительной запиской, содержанием деятельности. Новизна представленного опыта заключается в разнообразии представленных вариантов игры. Содержание материала соответствует заявленным целям и задачам. Практическая ценность материала состоит в том, что у детей: развивается общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. В целом представленный материал соответствует требованиям, представляемым на конкурс.

Пояснительная записка
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливо сти и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Проблема: Всё чаще дети, приходя в детский сад, несут из дома не свою любимую книгу, а свой любимый диск с мультфильмами. Как-то раз я спросила у ребёнка: «Какую книгу он с мамой читал вчера дома?» Ребёнок задумался, а вот какие мультфильмы смотрел, он вспомнил быстро. Актуальность игры: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель:

(образовательная для воспитателя) развитие навыков совместной

игры; (для детей) формирование умений выполнять правила игры,

развитие внимания.

Задачи:
* учить слушать инструкцию воспитателя, действовать по правилам, стремиться к результату.
*
учить составлять модель знакомой сказки * закреплять знания детей о русских народных сказках *развивать речь детей, память, мышление, мелкую моторику рук.
Методика использования игры «Путаница» в совместной и

самостоятельной деятельности

Предварительная

работа.
Чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заинькина избушка». Консультация для родителей: «Роль сказки в воспитании дошкольника», анкетирование: «Какие сказки читаем дома?». По результатам анкетирования выяснилось, что дома дети проводят большую часть времени у телевизора. Поэтому решила разработать дидактическую игру на основе сказок. «Путаница» - это несложная игра, разработанная на основе сказок: «Колобок», «Теремок», «Заинькина избушка», «Репка». Предназначенная для группы детей. Если вместе собирается несколько ребят, то можно предложить им это развлечение - оно окажется и веселым, и интересным, и полезным для них. Играя в эту игру дети
расширяют словарный запас, правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка. Прогнозируемый результат: Слышать инструкцию воспитателя, действовать по правилам, стремиться к результату; Уметь составлять модель знакомой сказки Закрепить знания детей о русских народных сказках Развить речь детей, память, мышление, мелкую моторику рук Закрепление цвета; Закрепление элементарных математических представлений: счет, количество, ориентировка в пространстве; Развитие логического мышления, быстроты реакции, интереса к играм соревновательного характера.
Игровые правила:
1. Игра предназначена для детей 4-5 лет, для индивидуальных и подгрупповых занятий (1-4 человека) 2. Игра организовывается за столом 3. Играющие должны согласовывать свои действия для достижения правильного результата
Игровые действия:
1. Рассмотреть картинки 2. Выбрать картинки 3. Рассказать сказку по картинке
«Кто за кем»:

Цель игры:
учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление, знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Материал:
фигурки героев сказки.
Ход игры
: Ведущий просит разместить героев в определенной последова- тельности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а
затем собачку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить Жучку за внучкой, мышку - последней, кошку - между дедом и бабкой, за кошкой - разместить собачку и т.д.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель игры:
развитие внимания, наглядного мышления, связной речи.
Материал:
фигурки героев сказки.
Ход игры:
Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на поле сюжет какой-либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем один ребенок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две-три фигурки-шаблоны местами. Ребенок должен сказать, что изменилось Если дети успешно усвоили эту игру, попросите их самих продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.
«РАССКАЖИ О КАРТИНКЕ»

Цель игры:
расширение словарного запаса, развитие творческого мышления, наблюдательности.
Материал:
фигурки героев сказки.
Ход игры:
Ведущий берет фигурку одного из героев и описывает его: расска- зывает, как он выглядит, добрый он или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т.д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал. Затем ведущий берет другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись. Если это не получается, ведущий задает наводящие вопросы: во что одет дед; старый он или молодой; что делает; большой он или маленький и т.д.

«КТО САМЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ?»

Цель игры:
учить детей составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас.
Материал:
фигурки к сказке.
Ход игры:
Ведущий выкладывает на игровом поле сюжет из сказки и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы.
Содержание игры:
ОО «Познание», ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы».
Атрибуты

игры

(дидактический

материал):
Карточки к сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заинькина избушка».
Результат игры:
 Слушать инструкцию воспитателя, выполнять правила игры  Умеют выбирать в правильной последовательности картинки  Умеют правильно составить рассказ по сказке


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении