Игры для всех

Проект дидактической игры для старшей группы. Дидактические игры для детей старшей группы

Мария Онькова

Дидактическая игра (греч. didaktikos - поучительный) – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Дидактическая игра – это активная поучительная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

Классификация дидактических игр:

а) игры с предметами;

б) настольно-печатные игры;

в) словесные игры.

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактические и игровые задачи; 2) игровые правила; 3) игровые действия; 4) результат.

При отборе дидактической игры воспитатель должен четко представлять требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны: - отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам; - обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку или небольшой группе детей, так и коллективу в целом; - позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания; - материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.

В подготовку к проведению дидактической игры входят: - выбор игры в соответствии с дидактическими задачами; - определение места и роли игры в системе обучения и воспитания; - установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы; - подготовка игрового оборудования; - определение времени игры в режиме дня.

Проведение дидактических игр включает: - определение количества играющих; - ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами, игровыми действиями, дидактическим материалом; - выработку у детей игрового настроения, желания играть; - показ игровых действий; - руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся; - подведение итогов игры.

Подведение итогов (анализ) направлено: - на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей; - на усложнение игры и обогащение новым материалом.

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные дидактические игры. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи должны решаться с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт, соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Стараюсь, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения, чтобы сохранялись игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и возможность для каждого ребенка активно действовать в игровой ситуации.

Я стараюсь довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания, кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.

При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация . Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста я провожу дидактические игры со всей группой или подгруппами. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования (кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии). В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры. Если в младшем дошкольном возрасте правила помогают развивать у детей способности торможения и воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением, то у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, она помогает развивать умение самостоятельно организоваться, подчиняться правилам, согласовать свои желания с желаниями товарищей, высказывать оценочные суждения, чувство самоконтроля. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Развитие мышления детей не происходит само собой, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у детей, я стараюсь на занятиях, в дидактических играх передавать им знания и сообщать понятия, до которых дети не смогли бы додуматься самостоятельно. И постепенно дети приучаются правильно строить суждения, делать обоснованные выводы. Я стараюсь не опекать чрезмерно детей в игре, а развивать у них самостоятельность. В играх ребенок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться ее решения. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра «ЧУДО-ДЕРЕВО»

Цель: закрепление представлений о полезных и вредных продуктах

Задачи: - упражнять в отборе полезных и вредных продуктов; - закреплять знание о необходимости здорового питания для организма человека; - учить рассуждать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; - активизировать словарь по теме; - развивать слуховое внимание, логическое мышление; - совершенствовать связную речь; - воспитывать у детей культуру питания, чувство меры; - желание употреблять в пищу полезные продукты, овощи, фрукты; - желание заботиться о своем здоровье. Варианты игры:

1. «Совершенно верно!» (или «Исправь меня»). Задание: на дереве «растут» продукты, нужно подтвердить, какие продукты должны расти на «чудо-дереве», и снять с дерева вредные продукты, обосновав свой выбор. 2. Выбрать на столе карточки с полезными продуктами и поместить их на дерево. 3. Выбрать только овощи или фрукты для дерева. 4. Повесить на дерево карточку «Витамин А» (или В, С, D, E) и предложить детям повесить на дерево продукты, содержащие этот витамин. 5. «Найди по тени». На дереве висят тени от продуктов, овощей и фруктов. Нужно подобрать к каждой тени свой продукт. 6. Выбрать из корзины муляжи полезных продуктов (овощей, фруктов) и сложить их в корзину под «чудо-деревом».


Дидактическая игра «Верно-неверно»

Цель: закрепление представлений детей о полезных и вредных продуктах. Воспитатель зачитывает четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных продуктах, дети все вместе говорят: «Правильно, правильно, совершенно верно!» А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат (или хлопаем, если верно, топаем, если нет; или игра с мячом).

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок. 2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис. 3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мёд и виноград. 4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины. 5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти. 6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, и с болезнями не знайся. 7. Жёлтая Фанта - напиток для франта. Будешь Фанту пить, смотри, растворишься изнутри (дети исправляют ответ). 8. В мире лучшая награда – это плитка Шоколада. В мире лучшая награда – это ветка Винограда. 9. Знайте, дамы, господа: “Сникерс” - лучшая еда. Будешь кушать “Сникерс” сладкий, будут зубы не в порядке. 10. Если много есть Горчицы – полетишь быстрее птицы. Будешь много есть горчицы, будешь злей самой волчицы. 11. Я собою очень горд, я купил сегодня торт. Фрукты, овощи полезней, защищают от болезней. 12. Даёт силы мне всегда очень жирная еда. Даёт силы нам всегда витаминная еда.


Дидактическая игра «Звукоугадайка»

Цель: развитие слухового внимания и расширение словарного запаса детей. Понадобится до 10 предметов, издающих различные звуки: свисток, барабан, книга, деревянные ложки, стеклянные стаканы с водой и пр. Воспитатель заходит за ширму и в течение минуты воспроизводит звуки: шуршит страницами книги, стучит ложками, переливает воду. По окончании дети должны по очереди пересказать словами, какие звуки они слышали (желательно по порядку).

Дидактическая игра «Наблюдайка»

Цель: развитие зрительной памяти. Наглядными пособиями будет служить вся окружающая обстановка. Детям в порядке очереди следует назвать как можно больше предметов одной величины (формы, цвета). К примеру, Миша должен увидеть вокруг себя максимум синих вещей, Коля – круглых и т. п. Эта дидактическая игра удобна тем, что ее можно проводить как в помещении группы, так и на прогулке.

Дидактическая игра «Путешествия витаминов» Цель: Расширение и закрепление знаний детей о витаминах и продуктах, овощах и фруктах, их содержащих.

Варианты игры: 1. «Витамины потерялись». Дети надевают маски витаминов и продуктов питания. Каждый продукт, овощ, фрукт должен найти свой витамин. 2. Дети-«Витамины» должны наполнить свою корзину карточками с подходящими продуктами. 3. «Забери у витамина продукт, который он не содержит». 4. Дети-«Витамины» спрятали в группе разные продукты (карточки или муляжи). Найди их и расскажи об их пользе. 5. «Витаминный поезд». Посади в витаминный поезд, который движется влево, полезные продукты, а в поезд, который движется вправо, вредные продукты.







Дидактическая игра «Витаминный поезд» (см. описание выше)


Дидактическая игра «Накрой на стол» («Накорми куклу Катю»)

Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.

Задачи: Активизировать в речи детей употребление речевых образцов; совершенствовать связную речь; активизировать словарь по теме; упражнять в отборе полезных и вредных продуктов.

Варианты игры: 1. Расскажи, какой продукт ты купил в магазине для Кати, какие витамины в нем содержатся, и поставь на стол. 2. Накрой на стол только полезные продукты и объясни Кате свой выбор. 3. «Рецепт». Сегодня Катя готовит борщ (торт, салат). Поставь на стол и назови продукты, необходимые для его приготовления. 4. Катя накрыла на стол. Помоги ей убрать со стола вредные продукты. 5. Накрой на стол продукты, которые содержат витамин А (B, C, D, E).







Дидактическая игра на описание предметов Она имеет множество вариаций: «Магазин игрушек» (посуды, продуктов и др., «Спорткомплекс», «Кафе «Ромашка», «Угощение от мамы» и др.

Цель: развитие словарного запаса, внимания и сообразительности. Все дети разбиваются на пары, и каждый ребенок по очереди назначается покупателем. Придя в «магазин», он просит продать ему определенный товар, не называя его. К примеру: красное, румяное, сочное, хрустящее (яблоко). Товар этот может быть нарисован на карточке, либо используется сам предмет или его муляж. Продавец же, в свою очередь, должен угадать и «продать». (или другие варианты: опиши официанту в кафе нужное тебе блюдо, угадай приготовленное мамой угощение и др.)

СПОРТКОМПЛЕКС «БОГАТЫРЬ»



МАГАЗИН «ИГРУШКИ»

МАГАЗИН «ДЕТСКИЙ МИР»




КАФЕ «РОМАШКА»

ЗАКАЖИ БЛЮДО»

«УГОЩЕНИЕ ОТ МАМЫ»


«МАГАЗИН СМЕШАННЫХ ТОВАРОВ»



Дидактическая игра «Собери рассказ по картинкам»

Цель: закрепление умения выстраивать логический ряд из картинок, объединенных общим сюжетом.

Задачи: - активизировать словарь по теме; - развивать логическое мышление, внимание, зрительную память.

ПРОЕКТ «СПАСИТЕ СОБАКУ»



Дидактическая игра «Собери человечка» (дети предложили назвать его «Дим-Димыч»)

Цель: упражнение в названии частей тела человека и функций его органов.

Задание: собрать тело человека и рассказать о назначении каждой части тела и действиях, которые человек может совершать при их помощи.


Дидактическая игра «Собери скелет человека»

Цель: закрепление представления о строении тела человека и функциях его скелета.

Задание: соединить части скелета человека и назвать функции каждой части.


Дидактическая игра «Органы чувств»

Цель: закрепление представления детей о наших органах чувств и их функциях для организма человека.

Варианты игры: 1. Угадай по предмету, какой орган чувств с ним связан. 2. «Угадай на вкус (наощупь)». 3. «Волшебный кузовок (сундучок)». 4. «Угадай по голосу». 5. «Угадай по звуку» (предметы в баночке). И др.






Дидактическая игра «Микробы и мы»

Цель: закрепление знаний детей о микробах, их вреде для организма и способах борьбы с ними.

Варианты игры: 1. «Выбери карточки с изображением ситуаций, которые нравятся микробам (ослабленность организма из-за недостатка витаминов, переохлаждение и др.) и которые способствуют исчезновению микробов. (можно фотографии по теме, сделанные в группе). 2. Собери в сундучок предметы, которые относятся к борьбе против микробов. 3. Найди в группе спрятанные микробами предметы для борьбы с болезнями.






Екатерина Сухинина
Дидактические игры в детском саду (старшая группа)

Дидактические игры для детей 5-6 лет

Дети в возрасте 5-6 лет очень любознательны, наблюдательны, у них просыпается интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи.

С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Возникают новые формы мышления. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности.

Дидактическая задача: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила: находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказывать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут похожими по цвету, форме, величине, материалу.

Правила игры: необходимо пройти по комнате, выбрать 2 похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти 2 предмета, в чем их сходства. Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает детям решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

«Знаешь ли ты?»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Игровое правило: подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Ход игры. Воспитатель рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика и т. д. ; беседует с детьми, уточняет их знания. Раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы лежащие на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, ракетку и тд. По сигналу необходимо найти и положить к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам.

Игру можно закончить беседой о спортсменах – чемпионах соревнований, рассматриванием картин, фотографий на спортивные темы.

Затем можно предложить детям взять все это спортивное оборудование на прогулку и поиграть в спортивные игры самостоятельно.

«Вершки и корешки»

Дидактическая задача: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила: искать свой вершок или корешок только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая корешки. На столе лежат овощи; дети первой группы берут в руку по вершку, а дети второй – по корешку. По сигналу воспитателя все разбегаются по участку врассыпную, после слов «Раз, два, три – свою пару найди!», ищите свою пару: к своему вершку – корешок. Игра повторяется, но условие становится в пару с одним и тем же игроком нельзя.

«Настольно-печатные игры»

«Собери картинку»

Дидактическая задача: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных видах труда.

Игровые действия: за определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Ход игры. Выбирается определенная тематика, например профессии, раздаются разрезные картинки всем игрокам, и по сигналу, необходимо собрать картинку. Тех кто быстро не может выполнить правила игры, воспитатель подбадривает их, просит тех, кто быстро складывает картинку, помочь товарищу.

«Зоологическое домино»

Дидактическая задача: закрепление знаний детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.

Игровое правило: кто первым выложит все карточки, тот и считается выигравшим.

Ход игры. На карточках изображены дикие и домашние животные. Детям раздаются картинки по 6 штук и напоминается правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Тот, кто остается без карточек, считается победившим в игре.

Словесные игры

«Отгадай – ка!»

Дидактическая задача: учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игровые правила: рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате.

Ход игры. Каждый выбирает себе какой-либо предмет, который находится в комнате, не смотрите на него, чтобы остальные не догадались о чем вы говорите. Воспитатель кладет камешек в руки любому играющему, тот кому попался камешек встает и дает описание предмета, После того как ребята отгадали загаданное, ведущий вновь кладет кому-либо в ладошки камешек, игра повторяется.

«Магазин игрушек»

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом с различными игрушками. Воспитатель объясняет детям, что открылся новый магазин, но для того чтобы купить в нем игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам.

Считалочкой выбирается продавец. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры:

Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети. Продавец подает покупателю мяч.

Спасибо, какой красивый мяч! – говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.

«Радио»

Дидактические задачи: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровые правила: рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

Сегодня мы будем играть в игру, называется она «Радио». Кто из вас знает, как называют человека, который говорит по радио? (диктор). Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Машей. Кто знает эту девочку?

Нового диктора выбирают при помощи считалочки.

«Испорченный телефон»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание

Игровые правила: передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неисправно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребенка. Если слово дошло верно то телефон исправен, если нет, то ведущий по очереди (начиная с последнего) узнает, кто «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

«Летает – не летает»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руки надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель будет называть предметы летающие и не летающие. Если произносится предмет, который на самом деле летает, дети поднимают руки, если нет, то руки лежат на коленях (при этом воспитатель детей путает, на нелетающие предметы поднимает руки и наоборот, дети должны быть внимательны).

«Где мы были, не скажем»

Дидактическая задача. Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Игровое правило: имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию.

Ход игры. Дети делятся на две команды и расходятся в разные стороны, договариваясь какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что делают дети. Можно предложить детям изобразить например: стирку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д.

Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают.

К 5-6 годам игра становится для ребенка способом познания мира и средством формирования и развития базовых навыков. Поэтому в старшей группе детского сада дидактические игры основная форма образования и развития детей.

Обучать в форме игры

Дидактическая игра направлена на:

  • развитие мыслительных процессов;
  • развитие устной речи;
  • расширение кругозора;
  • усваивание основополагающих понятий;
  • развитие внимания;
  • формирование культуры поведения.

Воспитатель детского сада использует такую форму работы с детьми на занятиях в группе, на прогулке, во время музыкального или спортивного часа. У опытных педагогов, как правило, есть картотека, в которой дидактические игры систематизированы по тематике и направлениям. В старшей группе игры в зависимости от содержания систематизируют:

  • Времена года»;
  • «Профессии»;
  • по математике;
  • по музыке;
  • обучение грамоте;
  • основы экологии;
  • правила дорожного движения (ПДД);
  • формирование здорового образа жизни (ЗОЖ);
  • основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ОБЖ).

Использование игровых форм работы требует подготовки дидактического материала, необходимого инвентаря, набора канцтоваров для детей. Вам пригодится картотека дидактических игр.


Формирование элементарных математических представлений

Игры по математике - это развитие логики, аналитического мышления, разных видов памяти, учат сопоставлять и систематизировать, формируют вычислительные навыки.

В старшей группе детского сада ФЭМП предполагает продолжение знакомства детей с цифрами и числами до 10, закрепление знаний геометрических фигур, знакомство со структурой года, календарем, часами. Картотека дидактических игр ФЭМП предлагает варианты следующих игр по математике.


«Укажи фигуру»

Цель: закрепление умений распознавать геометрические фигуры, сравнивать их размеры, различать цвета.

Описание: выдаются карточки с разноцветным изображением больших и маленьких прямоугольников, квадратов, треугольников, кругов. Затем показывает свою карточку: «У меня маленький зеленый круг. У кого из вас еще есть круг?» Дети отвечают: «У меня есть большой (маленький) желтый (или другой цвет) круг». Вопросы систематизируют фигуры по цвету, размеру. Дети должны определять, соответствует ли их фигура к заданным условиям.


«Придумай узор»

Цель: развивать пространственные представления, закреплять знание геометрических фигур.

Описание: детям выдаются карточки с узорами из геометрических фигур. Нужно внимательно рассмотреть, какие фигуры составляют чудесный узор. Предложить обвести пальчиком каждую фигуру. Описать свой узор. Например, в правом верхнем углу круг, а в левом нижнем углу квадрат, посредине треугольник и т.д.


Формирование представлений о грамоте

Обучение грамоте - важнейшая составляющая развития ребенка. Картотека дидактических игр, направленных на развитие речевого аппарата, овладение фонетическими и орфоэпическими нормами, формирование представлений о звуке и букве, слоге, слове.


«Необычный поезд»

Цель: развивать фонематический слух, формировать умение звукового анализа слова.

Описание: Вывешивается изображение поезда с красным, зеленым и синим вагоном. В вагонах сделаны прорези. Детям выдаются картинки животных и птиц. В красный вагон нужно посадить тех, чье название начинается с гласного звука, в синий - с твердого согласного, в зеленый - с мягкого согласного. Затем распределяем картинки по вагонам в зависимости от первого звука: в красный - слова со звука [с], в зеленый - со звука [м], в синий со звука [к]. Условием может быть количество слогов.


Правила дорожного движения

Картотека дидактических игр по изучению ПДД составлена из заданий, направленных на обучение детей:

  • дорожным знакам;
  • сигналам светофора;
  • изучению правил перехода проезжей части и перекрестка;
  • знакомство с различными видами транспорта, с правилами поведения на улицах.

Изучение ПДД начинается со знакомства с видами транспорта, отличия автобуса, троллейбуса и трамвая, легкового и грузового автотранспорта. Можно использовать «чудесный мешочек», из которого дети достают картинки с изображением разного транспорта и называют его. Предложите детям представить себя каким-то транспортом и описать: я большой зеленый автобус, у меня 2 двери, много сидений для пассажиров, отдельное место для водителя. Есть руль, 4 колеса и т.д.

Изучая ПДД, играйте в светофор и перекресток, разыгрывайте ситуации «В машине», «В метро», «В маршрутном такси». Обращайте внимание на закрепление навыков ПДД при переходе проезжей части. Обращайте внимание на особые ПДД для «Скорой помощи», пожарных и полицейских машин. Знакомьте со значением разметки на дороге.

Заботимся о себе

Дидактические игры, направленные на формирование здорового образа жизни и обучающие основам безопасности жизнедеятельности, формируют у детей представления о правильном бережном отношении к своему здоровью. Они знакомят с правилами личной гигиены, режимом дня, закладывают представления о полезной и вредной еде. Такие занятия учат пользоваться возможностями своего организма, учат различать индивидуальность внешности, закладывают основы чувства собственного достоинства и уважения к окружающим. Углубляют представления ребенка о себе и семье.

В играх вам поможет мешочек с предметами гигиены, которые дети будут узнавать наощупь и описывать. Мешочек можно наполнить картинками с изображением людей разных возрастов и профессий. Ребята будут угадывать их и рассказывать об этих людях.

Экологическое воспитание

Дидактические игры по экологии развивают представления об окружающем мире. Они формируют представление о бережном отношении к природе и необходимость соблюдения безопасности человека и животных. Дети учатся правилам безопасности сбора растений и грибов. «Чудесный мешочек» поможет узнать, чем можно подкормить птиц зимой, научиться различать диких и домашних животных.


Музыкальные занятия

Дидактические игры по музыке направлены на развитие у детей музыкального слуха, чувства ритма, тембра, музыкально формируют память и образное мышление. «Волшебный мешочек» поможет познакомиться с жанрами в музыке, музыкальными инструментами. Дети будут учиться музыкально передавать настроение, различать в музыке чувства и образы.

Картотека дидактических игр поможет вам провести занятия с детьми старшей группы в занимательной и интересной форме. Познание и развитие будут проходить естественно и занимательно. Содержание игр дает возможность проявлять фантазию всем участникам, учиться выдержке и культуре поведения.

Игра « Вершки и корешки»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).

Участники: дети старшей группы.

Образовательные области:

— познание

— коммуникация

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры.

Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)



Дидактическая игра помогает дошкольникам осваивать опыт и сноровку, а также формирует их психику, эмоции, волю, развивает таланты. Она делает учебную программу занимательной, веселой, создает жизнерадостный настрой, а позитивные переживания способствуют пониманию и запоминанию. Для малышей это часть их жизни, поэтому учебные действия происходят гораздо легче с использованием дидактической игры.

Смысл дидактических игр заключается в решении детьми умственных задач, предложенных взрослыми. Они будут проявлять самостоятельность, если им будут понятны и интересны игра и ее правила. Вот почему эти игры должны усложняться, придумываться новые варианты или более замысловатые правила.

Множество дидактических игр создает у малышей безошибочную оценку социальных отношений, природных явлений, позволяет детям с их помощью научиться думать оригинально, используя накопленный опыт в различных ситуациях, в зависимости от поставленной перед ними задачи. Дидактические игры для детей старшей группы обучают дошкольников разумно применять полученные и усвоенные знания на практике:

  • отыскивать типичные и специфические черты в реалиях жизни или окружающем мире;
  • сопоставлять, систематизировать и разграничивать предметы по конкретным показателям;
  • проводить безошибочные заключения и обобщения.

Дидактические игры в старшей группе требуют точного соединения доказательности, убедительности, изобразительности с речью воспитателя и деятельностью самих детей с игровыми предметами. Предметно и тематически дидактические игры могут иметь различную направленность.

Музыкальное воспитание посредством дидактической игры

Всестороннее развитие детей не будет полным без знакомства с музыкальной культурой, которое начинается с самого детства. Большая роль отводится музыке в ДОУ, дети слушают ее в процессе различных занятий, на утренниках и мероприятиях, знакомящих их с всевозможными видами музыкальных произведений. Заинтересованность и любовь к музыке помогают развитию музыкальности ребенка, его творческого потенциала.

Понимать музыку сложно, это требует таких качеств, которых ребята еще не имеют: сформированного интеллекта, сосредоточенности, эрудиции. Чтобы обучить их понимать специфику музыкального вида искусства, надо осознанно привлекать их внимание к средствам музыкальной экспрессивности и колоритности, учить разбираться в жанрах произведений. Для этого и служат музыкально-дидактические игры, используемые в старшей группе. Комплексным воздействием на малышей они усиливают целостное понимание музыки.

Как и любая игра, музыкальная должна быть направлена на восприятие музыки и передачи ее смысла и характера в движениях, использующих хороводные построения и подвижные игры. Однако главной задачей их все-таки является формирование музыкального слуха, а игра лишь способствует этому.

Дети с удовольствием принимают участие в дидактических играх по музыке в старшей группе, потому что там неизменно развивается сюжет, сочетающий занимательность и состязательность. Целью игрового действа в ходе проведения дидактических игр становится методичное и регулярное понимание музыки, способность чутко вслушиваться, понимать изменения темпа, размеренности, оценивать динамику и ритм на протяжении одной пьесы.

Существует 3 типа музыкальных дидактических игр, которые различаются своими целями и характером действий:

  • слушание, предусматривающее состязательность в способности скоро и верно узнать пьесу;
  • подвижные занятия, в которых состязания в сноровке не совпадают по времени с музыкальными упражнениями;
  • игры хороводного типа.

В первом случае нередко используют пособия, а победители получают в качестве приза фишки. В течение игры дети показывают картинки, соответствующие исполняемой музыке.

Для второго вида дидактических игр характерна динамичность действия. Дети в подгруппах слушают музыку, отвечая на нее передвижением. После многократных изменений, громких или тихих, быстрых или медленных звуков происходит завершение игры и определение чемпионов.

В играх третьего типа задачей ребят, разделенных на 3 группы, является точно отреагировать на заданные именно им звуки высокого, среднего или низкого регистра. Победителей поощряют выполнением их пожеланий.

Дошкольникам в музыкально-дидактических играх неизменно требуется серьезная слуховая сосредоточенность, помогающая совершенствовать звуковое понимание. Поэтому во время игры малышу приходится слушать изменение звучания и двигаться в соответствии с ним, не вырабатывая автоматизм движений. Следовательно, игра достигает своей цели, если в ней не вырабатываются навыки, а ребенок каждый раз использует мыслительную деятельность, внимание и память.

Музыку можно включать в качестве составной части в другие занятия, например, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Она может предварять детские наблюдения или закреплять их, чтобы результатом стало не только умение ребенка наблюдать, но и ощущать великолепие природы, сравнивать ее образы с музыкальными. На занятиях по развитию речи, сказка, рассказанная под аккомпанемент подходящей музыки, произведет на малышей незабываемое впечатление. Мелодия придаст ей особенную эмоциональность. Рекомендуется для этой цели использовать те сказки, на текст которых написаны оперы или другие пьесы.

Творческие музыкальные игры побуждают ребят к деятельности, требующей выдумки, воображения: они экспериментируют со звуками, придумывают новые танцевальные движения; подыскивают новые средства выразительности, чтобы передать игровой образ, исходя из собственного опыта, сами составляют сценарий нового музыкального развлечения и роли в нем своих действующих лиц. Такие игровые построения сочетают в себе игру с элементами театральности, что дает ребятам стимул для огромного личностного роста.

Ребята осваивают музыкальные дидактические развлечения поэтапно. Осведомив детей о правилах, педагог рисует перед ними задачи. Поначалу инициатива принадлежит ему, однако, в дальнейшем малыши смогут своими силами играть в понравившуюся им игру, выбрав ведущего из своих рядов. Умения, приобретенные детьми при разучивании музыкальных дидактических игр, помогут им благополучно участвовать в занятиях с различными видами музыкальной деятельности, в том числе в физкультурных и праздничных мероприятиях, где также применяется мелодичное оформление.

Ознакомление с элементарными математическими понятиями в игре

Математике отводится громадная роль в интеллектуальном становлении дошкольников. Не всем малышам она поначалу дается легко, поэтому с помощью позитивной мотивации запоминание новых сведений значительно ускоряется, при этом поддерживается стабильность интереса и сосредоточенности. Разнообразные дидактические игры по математике в старшей группе развивают и поддерживают познавательные интересы детей.

Они прекрасно сочетаются с серьезной учебой, потому что включение игровых деталей превращает скучные занятия в увлекательные, улучшает настроение. Даже наиболее инертные и безучастные дошкольники вступают в игры с удовольствием и прикладывают при этом большое старание, чтобы помочь друзьям по команде. В эти моменты воспитатель может плодотворно наладить контакт с детьми, помочь им сконцентрироваться.

Ведущим занятием в дидактических играх по математике все же остается обучение «царице наук». Игровые моменты только оживляют процесс, делают его более динамичным, деятельным и креативным. Организация игровой обстановки на математическом занятии улучшает поведение, разнообразит учебную работу, вносит в нее эмоциональность, сбрасывает усталость.

Игра не может быть просто формальной, она должны нести в себе идею. К примеру, для решения задачи – «сколько кирпичиков потребуется, чтобы разбить их по 2 штуки на 3 кучки», можно задать нетрадиционный вопрос: «Кто ответил правильно – Знайка или Незнайка?», – предложив выбрать из двух вариантов (верного и неверного) ответов. Еще один способ подачи той же задачи заключается в рассказе о фокуснике, который спрятал правильный ответ в 3 закрытые коробочки. Надо догадаться, сколько кирпичиков потребуется для исполнения трюка. Выслушав реплики ребят, воспитатель открывает крышки коробок и проверяет правильный ответ. Подобные нехитрые задачи малышам покажутся фокусом. Такие загадки они согласны разгадывать снова и снова.

Обязательно следует учитывать, что дошкольники лучше понимают и усваивают материал в движении, поэтому продуктивно применять на занятиях больше подвижных игр. На первый взгляд, это не гармонирует с математикой, однако, всегда можно найти лазейку, то есть придумать. Значительную часть обычных, известных игр можно переделать в подвижные, например, домино с геометрическими очертаниями, если сделать карточки более крупными, раздать малышам и попросить раскладывать их на полу.

В следующей игре вместо распутывания лабиринта за столом на бумажном листе, можно разложить веревку на полу как петлю и провести по ней детей, показав тем, кто не справился с решением, куда ведет дорожка. Можно становиться фигурами, описывая круги или вращающиеся фигуры. Можно, войдя в роль циркуля, описывать при помощи ног окружности. При наименьших затратах на реквизит, получается максимально полезный результат.

Поэтапное взросление малышей позволяет им перейти от персональных игр к совместным, затем к командным. В старшей группе участие в команде является огромным стимулом. В стремлении помочь друзьям ребенок старается, чтобы задание было выполнено максимально прилежно. Самая лучшая игра должна быть организована так, чтобы дошкольники учились взаимно друг от друга.

К примеру, при изучении счета и составлении примеров с использованием цифр и знаков, можно предложить изобразить счетную машинку. Дети делятся на 2 команды и получают числовые и знаковые карточки, из которых следует выложить на ковре пример. Первоначально товарищи по команде помогают друг другу, подсказывают верное решение. В дальнейшем появляются лидирующие игроки, свободно справляющиеся с заданием. Они не позволяют проявиться тем, кто тоже понимает, как надо получить правильный ответ, но немного медлят. В следующий раз этих лидеров воспитатель сделает судьями, чтобы не устранять их из игры, и в то же время дать остальным игрокам проявить себя.

Корректирующие игры тоже будут полезны в дополнение к любым занятиям. Такие игры обычно нацелены на закрепление способности коммуникации, а также чувственной и характерной областей. К примеру, играя, можно совместить закрепление изучения ключевых геометрических фигур и тренировку волевой сферы малышей. Педагог попеременно поднимает и показывает детям, поделенным на команды, картинки, изображающие геометрические фигуры.

После его сигнала детям предлагается вместе дать ответ. Поначалу многие не сдерживаются и торопятся ответить, не дождавшись команды, упуская баллы. Несколько раз обжегшись на этом, им приходится стать бдительнее. Воспитатель может намеренно давать другой сигнал, сбивая детей с толку. Такие упражнения тренируют ребят в сдержанности и хладнокровии параллельно с закреплением знаний по геометрии.

Обобщенное представление о фигуре в геометрии создается путем наглядности. В дидактических игах для старшей группы детского сада детям представлены модели различных расцветок, размеров и из разнообразного сырья. Обучение строится на базе сравнения, обнаружения аналогичности и различий в играх на нахождение парных предметов. Можно выявить своеобразие каждой из геометрических фигур методом сравнения ее с моделями других цветов и размеров.

Дошкольники шаг за шагом учатся распределять и очерчивать размещение и порядок фигур, повторяют рисунок, состоящий из геометрических фигур, по стереотипу и руководству воспитателя. Упражняются в нахождении обоюдного расположения фигур, играя с заданием определить, что изменилось, найти одинаковый узор, найти пару.

Со временем малыши обретают способность разбивать замысловатый рисунок на формирующие его части, определять их форму и положение в пространстве. Это позволяет стимулировать формирование аналитического понимания составной формы предметов. Применять игру для обучения математике в старшей группе следует не только для развлечения, а с учетом ее содержания и с опорой на фантазию детей.

Обучение правилам дорожного движения

Дошкольники являются особой категорией путешественников. Для них непонятны взрослые формулировки правил дорожного движения из-за недоступности лексикона. Причины ДТП, в которых страдают дети, бывают различными, но иногда малыши могут стать их виновниками. Вот почему их следует с юных лет обучать правилам поведения на проезжей дороге и на переходе.

Предотвратить детский травматизм на дорогах можно, проводя его профилактику на занятиях в старшей группе, формируя привычку не выбегать на трассу, а приостанавливаться перед проезжей частью, оглядываясь в обе стороны поочередно; приучить переходить шоссе исключительно в отмеченных местах. Забота о собственной сохранности появится у ребенка лишь в итоге повседневного трудоемкого процесса учебы, при котором усвоенные детьми отвлеченные знания будут закреплены регулярными повторами на практике.

Выйти за пределы традиционной формы обучения поведению на дороге помогают дидактические игры по ПДД в старшей группе.

Проблема изучения дошкольниками требований к поведению на проезжей части имеет 3 стороны:

  • когда малыши являются пешеходами;
  • если ребята становятся пассажирами городских транспортных средств;
  • когда дети управляют детским транспортом: велосипедом, самокатом, катаются на санках или на роликовых коньках.

Вот почему главной задачей педагогов по формированию опыта у ребят безопасных поступков на дороге и на транспорте, должна быть регулярная плановая работа, охватывающая все виды деятельности. Малышу необходимо перерабатывать теоретический материал через практические действия, чтобы позже применять их в будничной жизни. Эти занятия не рекомендуется обособлять в независимую дисциплину: они могут стать частью других областей дошкольного обучения. Их можно осуществлять с помощью:

  • организованных моделей образования в системе занятий;
  • совместных действий воспитателя с детьми;
  • самостоятельных манипуляций ребят;
  • воспитательных мероприятий;
  • познания окружающего мира;
  • расширения лексики и чтения детских книг;
  • дидактических игр.

Вся система образования и представители ГИБДД стараются решить проблему предотвращения детского дорожного травматизма, однако, более эффективно она решается их совместными усилиями. Для этой цели служат методические пособия, лучшими из них являются автоплощадки с размеченной дорогой, а также автогородки, представляющие собой макет проезжей части с нанесенной разметкой, переносными дорожными знаками и действующими моделями светофоров. Там педагоги проводят беседы, практические занятия и дидактические игры, формирующие у дошкольников следующие навыки:

  • умение своевременно примечать угрозы приближающегося транспорта;
  • способность распознавать дистанцию до подъезжающего автомобиля и его скорость;
  • навык определения размеров машин;
  • знание значений изображений красного и зеленого сигналов светофора и дорожных знаков.

Обучая ребят правилам движения, воспитатель сам обязан безупречно знать их и понимать, что надо делать в реальных обстоятельствах. В играх промышленного производства бывают расхождения в трактовке образа действия на дороге, вот почему педагогу нужно изучить инструкцию к игре и методические указания перед их использованием.

Часто безопасность ребенка обусловлена тем, каким образом его сумели обучить корректному поведению и безошибочному принятию решений в однозначной ситуации. Во всех игровых пособиях, кроме инструкции и методических указаний, как проводится игра, должны быть описания и разъяснения к обстоятельствам, в которых могут оказаться дети.

Для разнообразия игровых приемов можно применять инновационные методики, к примеру, алгоритмические игры. В них не только закрепляются правила движения на дорогах, но также дети обучаются ориентироваться в пространстве улицы и города, развивается монологическая речь и логическое мышление. К таким занятиям относятся алгоритмы: как переходить улицу со светофором или без светофора, как безопасно дойти из садика до дома, обучающие ребят составлению рассказа об их действиях при переходе улиц.

После проведенных занятий необходима диагностика детских знаний, как усвоен материал, как малыши смогут применять их на практике, а также корректирование ошибок и дальнейшей работы. В этой деятельности нельзя руководствоваться только устными лекциями, следует широко применять для закрепления практические формы: наблюдение, экскурсии, прогулки.

Экологическое просвещение в старшей группе

Прогрессивным течением в науке стало экологическое развитие дошкольников. Оно возникло недавно и заменило традиционные занятия по знакомству с природой. Раньше программа нацеливала на изучение существующих объектов и явлений. Дети должны были осваивать отдельные природные взаимозависимости. Новые программы по экологическому воспитанию появились в результате исследований современных ученых о взаимозависимости человеческого социума с природой. Этот вопрос сегодня стоит очень остро и обусловлен сохранностью жизни на нашей планете.

Экологическое воспитание ставит своей целью формирование экологической культуры дошкольника, которая включает в себя:

  • экологическую нацеленность сведений о природе;
  • опыт использования их в практической жизнедеятельности.

Дидактические игры по экологии в старшей группе могут быть разнообразными. В играх с пособиями используют не только игрушки, но и бытовые предметы, природные реалии, состоящие из овощей, фруктов, шишек, листьев, семян. Такие занятия расширяют и уточняют детские представления, учат малышей анализировать, сравнивать, различать, обобщать, классифицировать, совершенствуют их лексикон. Дети в игре с удовольствием называют и описывают предметы, придумывают и отгадывают загадки, запоминают новые сведения.

Сюжетно-дидактические игры помогают дошкольникам осваивать установленные роли, например, продавцов, покупателей, строителей, врачей.

Игры с природными материалами типа растительных семян, листьев, цветов, камней, ракушек помогают расширять сведения о природной среде. Дидактические игры с использованием игрушек с ярко выраженными свойствами – цветом, формой, величиной, материалом – закрепляют знания детей обо всех этих качествах.

Разнообразные настольные печатные игры способствуют уточнению и увеличению преставлений дошкольников о мире, который их окружает, систематизируют их знания. Начинают играть с парных картинок, которые требуется подобрать по определенному признаку. В старшей группе условия могут усложняться: рисунки следует объединять по смыслу. В классификации изображений детям потребуется применение обобщающих интеллектуальных действий с установлением связей между объектами.

Игровое обучение ребят безопасности

Безопасность жизнедеятельности на всей планете считается серьезной современной проблемой, связанной с увеличением численности катастроф в социуме, природной среде и технике. Защита ребят от неблагоприятного влияния чрезвычайных ситуаций и устройство для них комфортных условий, является важнейшей задачей взрослых. Педагоги должны научить малышей, которые в силу своих возрастных особенностей не могут оценить степень угрозы, как вести себя в случае опасности. В современном мире изменилось понимание проблемы безопасности, которая теперь включает такие термины, как экологическая катастрофа и терроризм.

Дидактические игры по ОБЖ в старшей группе помогают обучить дошкольников безопасному поведению в чрезвычайных обстоятельствах:

  • знакомят ребят с виновниками угрозы в бытовых условиях;
  • обобщают их представления;
  • учат мерам предосторожности;
  • предупреждают о вероятных последствиях нарушения безопасности;
  • сообщают о необходимых действиях, в случае возникновения рискованного положения.

Важно при обучении детей безопасному поведению использовать наглядные пособия, которые можно изготовить собственными руками или с помощью родителей, а также моделирование и имитацию ситуаций. В процессе игры дети общаются между собой на заданную педагогом тему, повторяют правила поведения в подобной ситуации, отвечают на заданные воспитателем вопросы, имитируют действия с бытовыми приборами, которые могут быть потенциально опасными для них. Это помогает формированию опыта поведения по соблюдению безопасности в обиходе.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении