Игры для всех

Народные игры и забавы. Русские народные подвижные игры

Детские шалости, порой, не знают границ: бьются китайские вазы, новые обои превращаются минут за пять в арт-объект, а кошка теряет последнюю надежу вырваться из пеленок. Чем бы дитя ни тешилось…Интересно, сильно ли отличались игры детей на Руси от забав нынешнего поколения?

«Лошадка»

Дети на Руси обожали игру в «лошадки». Что может быть проще! Нашел подходящую палку и скачи себе, куда душа пожелает. Если «лошадка» удачная, она будет «напоена», «накормлена» овсом, почищена и поставлена в «конюшню». Иногда игра в «лошадку» приобретала глобальный размах. Находилось что-либо, что обладало способностью «катиться». Взявшиеся за руки мальчишки с веревочками в зубах становились по двое или трое, а самый бойкий забирался в «повозку» и именовал себя кучером. «Тройка» начиная с тихой рыси, переходит на галоп, несется так, что в итоге опрокидывает повозку с кучером. И в этом самый шик! Кучер, потирая ушибленные места и размазывая кровь рукавом, достоин сегодня всеобщего уважения.

«Клёцки»

Обычно этой игрой забавлялись те, кто был наказан. Запрет выходить из дома, похоже, не сильно угнетал шалунов. Они собирались возле ворот и коротали время за игрой. Суть проста: при помощи большого и указательного пальца складывается кольцо, через которое каждый из участников должен пропускать свою слюну. Чья слюна зацепит пальцы, тот становится «клёцкой». Все принимаются дразнить его со свойственной детям жестокостью. Рассвирепевший «клёцка» начинает гоняться за обидчиками. Кого поймает – тот становится новой «клецкой». Игра продолжалась до тех, пока не выдохнется последний из шалунов.

«Ястреб и голуби»

Среди всей ватаги выбирается ястреб, голубь и голубка. Остальные становятся прожорливыми птенцами. Почему прожорливыми? Да потому что именно на поиски еды папаша-голубь должен был отлучаться из «гнезда» и подвергать себя опасности быть растерзанным ястребом. Впрочем, когда хищник завершал кровожадную расправу над голубем, то поджидал голубицу, которая следующей отправлялась за едой. А потом, по очереди, «трепал» и всех птенцов. Игра доходила до такого буйства, что дети возвращались домой вымазанные в пыли, в порванной одежде. Вот здесь-то их ожидала уже реальная расправа, а в роли ястреба выступали разгневанные родители.

«Ярка»

Игра затевалась в поле. Находился, понятно, незасеянный участок, на котором выкапывались на небольшом расстоянии ямки. Завершался ряд большой ямкой под размер похожего на мяч предмета из лыка или дерева. При этом каждая ямка имела своего владельца, чьими руками она, собственно говоря, и создана. Каждый по очереди с силой катил мяч через малые ямки к большой. Если мяч остановится на чьей-то малой ямке, ее хозяин подвергается всеобщему осмеянию. Он вставал на колени, все по очереди ерошили ему волосы и пели «дразнилку», на последнем слове которой все бросались в рассыпную. Ведь «ярка» старался угодить мячом одному из обидчиков в голову. В кого попадет, тот катает мяч заново.

«Хлопание»

Игра начинается, как только появляются первые листья на деревьях. Лист прикладывается к губам. При втягивании он рвется с громким «потрясением воздуха». Мальчишки сбиваются в группы, и щелкают ежеминутно, выказывая друг перед другом своё мастерство. Ведь чем искуснее исполнять щелканье, тем громче звук. Не трудно догадаться, что в итоге происходит. Нервы-то у взрослых не железные!

«Рыбка»

Игру затевали преимущественно осенью, так как летом почти все дети были заняты делом. Вбивается колышек, к которому привязывается веревка. Рядом с колышком накидывается разное барахло: худые лапти, сапоги, башмаки. Чем больше, тем лучше. Это и есть «рыбка». Ведущий – коноводец, держась за веревочку, должен охранять «рыбку», которую все участники стараются стащить. Участи коноводца стараются все избежать. Проворонил последнюю «рыбку»? Беги, что есть мочи, потому что украденная «рыбка» полетит в тебя. Если удастся подхватить брошенную «рыбку» и запустить в одного из обидчиков, новый коноводец определен.

«Терять»

Обычно эту игру затевали перед сном. Дети вставали в круг спинами друг к другу и начинали кружиться с песнями или без. В какой-то момент обязательно находится тот, кто повалится. Над упавшим потешаются, его больше не принимают в игру, называя «потерянным». О космонавтах, конечно, никто в те времена и слыхом не слыхивал, но хорошая координация и твердость в ногах никогда не были лишними.

Денисенко Анна Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ центр развития ребенка - детский сад №45 "Колосок"
Населённый пункт: Городской округ Подольск, город Подольск
Наименование материала: Конспект спортивно - музыкального досуга
Тема: "Как играли в старину"
Дата публикации: 02.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект спортивно - музыкального досуга для детей

на тему: «Как играли в старину»

Цель:

приобщить

к русским

народным

познакомить

русскими

народными песнями.

Задачи:

создать у детей радостное, бодрое настроение;

развивать у детей интерес играть дома и на улице в русские народные игры;

научить выполнять правила игры, развивать ловкость, мышечную силу;

воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Предварительная работа:

индивидуальная работа с детьми по разучиванию считалок;

познакомить

русскими

народными

промыслами:

рассматривание

иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек;

беседы с детьми о русских народных традициях;

Материал и оборудование:

элементы русской народной одежды для детей (для создания положительного

эмоционального настроя)

изделия русских народных промыслов;

«машина времени» построена из мягких модулей, в центре гимнастическая

скамейка, на видном месте циферблат со стрелкой;

атрибуты необходимые для игр;

музыкальный центр;

музыкальный репертуар.

Место проведения: спортивный зал

Ход занятия

(Звучит русская народная мелодия. В зал входят детьми, педагоги)

Ведущий:

Здравствуйте,

приглашаю

поиграть

народные игры наших прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, мам и пап. Народные

игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры

Это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Ребята, а давайте я

проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки.

Я не вижу ничего, даже носа своего.

На моём лице повязка, есть такая вот игра,

Называется она…

Ответ детей : Жмурки

Ведущий:

Я давно в траве сижу, ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень, хоть минуту, хоть весь день…

Ответ детей: Прятки!

Ведущий:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят…

Ответ детей и родителей: Горелки!

Ведущий: Хорошо, вот мы с вами и вспомнили народные игры.

Инструктор: Как вы думаете, что это стоит в углу нашего зала? (выслушать все

Это поезд времени и на нем мы сегодня будем путешествовать в прошлое, чтобы

узнать в какие игры играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и

прадедушки. И, конечно же, поиграем в них. (Инструктор приглашает детей занять

места в поезде времени. Берет в руки руль, одевает фуражку, едет. Гаснет свет и тут

же включается)

Ведущий: Мы попали с вами в XIX век, когда в России создавались первые детские

сады, в которых возможно воспитывались ваши прапрабабушки.

Подвижная игра «Зайки»

развитие

ловкости,

выносливости.

Приобретение

сверстниками.

Ход игры: из всех игроков выбирается считалкой один охотник.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, выплывает белый

Кто до месяца дойдет, тот и зайцев ловить пойдет!

Все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника

проворного

существует

немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на

"дереве". Деревом является

любая дощечка или же пенек. Как только удается осалить

становится

охотником,

принимая

незавидную

обязанность – ловить зайцев.

Инструктор: как замечательно мы поиграли! А теперь мы сядем в поезд времени и

перенесемся во времена наших бабушек, когда наша страна называлась СССР, дети носили

красные галстуки и их называли «пионеры». Действие повторяется.

Подвижная игра «Зайки».

Средняя группа «Мишутки»

Подвижная русская игра «Зайки».

Старшая группа «Журавлики»

Малоподвижная игра «Здравствуй, дедушка Мазай»

Цель: развитие быстроты мышления, ловкости.

Ход игры: Считалкой выбирается «Мазай».

«Тили – тели», - птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

Водящий поворачивается лицом к детям. Инструктор показывает детям движение.

Дети говорят слова «Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Где мы были мы не

скажем, а что делали, покажем!», а затем показывают движения. Если «Мазай» отгадает,

дети разбегаются, и «Мазай» их ловит. Кого поймал - тот «Мазай».

Ведущий: ох, как мы заигрались! Скорее, ребята, бегите к машине времени. Мы

отправляемся в детство ваших родителей. Действие повторяется.

Малоподвижная игра

«Здравствуй, дедушка Мазай».

Средняя группа «Мишутки»

Малоподвижная игра

«Здравствуй, дедушка Мазай».

Старшая группа «Журавлики».

Цель: способствовать развитию воли, целеустремлённости

Ход игры: считалкой выбирается петушок.

Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети,

Кукушата просят пить. Выходи – тебе водить!

Он садится внутри круга. Дети поют (инструктор тем временем, кладет в руки

одному из участников игры бобовое зернышко):

Уж ты, сизенький петух, у тебя отличный слух.

Ты мне спать не даешь!

Петушок кричит: Ку-ка- ре-ку!! Тот, у кого бобовое зернышко, поднимает вверх руку

и кричит: «Я здесь!», тогда петушок и тот, кто кричал, оббегают детей по кругу и

возвращаются в центр. Кто прибежал позже, тот и будет петушком.

Инструктор:

совершить

путешествие

садитесь в поезд времени и попробуем туда отправиться.(Гаснет свет. Раздаются звуки

русской народной песни. Включается свет. Появляется

мальчик с девочкой в русском

народном костюме. Мальчик играет на гармошке (балалайке).

Мальчик: Здравствуйте, мы пришли к вам из будущего.

Девочка: К сожалению, вы не можете туда попасть. Мы хотим вам рассказать о том,

что мы тоже играем в русские народные игры.

Дети вместе: Спасибо вам за то, что вы их не забыли!

Мальчик: А сейчас я хочу поиграть с вами в русскую народную игру, в которую

играли на Покров. В народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой. Связан

с началом вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона.

Подвижная игра «Уж ты сизенький петух»

Средняя группа «Мишутки»

Подвижная игра

«Уж ты сизенький петух»

Старшая группа «Журавлики»

Подвижная игра «Уж ты сизенький петух»

Старшая группа «Журавлики»

Игра «Заря-зарница»

развить увертливость в беге, умение действовать по сигналу.

Играющие участники садятся в один круг на корточки.

Водящий («заря-заряница») ходит вне круга и прячет за своей спиной «ключи» -

небольшой платочек с завязанным узелком.

Ходит вокруг «заря-заряница» и вместе со всеми приговаривает:

Заря-заряница - красная девица

По небу ходила ключи обронила

Месяц видел, Солнце скрало!

Водящий пытается незаметно положить кому-нибудь из игроков сзади «ключи».

Играющим строго запрещено оглядываться и поворачивать голову.

Тот участник, кому подложили «ключи», сразу же быстро бежит за водящим и бьет

его платочком, приговаривая: «Не теряй ключей, не теряй ключей!»

Пойманный водящий садится в общий круг на его место, а «запятнавший» теперь

становится «зарею».

По условиям игры если тот участник, кому подложили «ключи», этого совсем не

отреагирует

поднимает

«ключи» и начинает слегка хлестать зеваку, приговаривая при этом: «Не прячь ключей, не

прячь ключей!»

Ведущий: Ребятам из будущего пора возвращаться домой. Их там ждут родители.

Садитесь в машину времени, мы отправим вас назад (Выключается свет, дети исчезают)

Инструктор: наше путешествие во времени тоже подошло к концу. Мы теперь

знаем, что дети во все времена играли, и всегда будут играть в народные игры. Они вечно

живут в памяти русского народа и передаются от поколения к поколению.

Рефлексия

Участники садятся в круг. Из рук в руки они передают бубенец и говорят, что им

понравилась, что запомнилось, во что они будут играть дома.

Старшая группа «Журавлики»

Русская народная игра «Заря-заряница».

Подготовительная группа «Лучики»

Список литературы:

1.Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры/Под ред Л. В., 2011.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игр, Просвещение, 2015

3.Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А.К. Бондаренко,

А.И. Матусик.- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2013.

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Детские игры древности

Познание мира начинается с игры. То, во что играют дети, и то, как они играют - говорит, какие из них вырастут взрослые. Выражение “Дети - это настоящие люди, а взрослые - то, что от них осталось”, напоминает нам о том, что надо продолжать играть и тогда, когда станем взрослыми, и не останавливаться. Это полезно, и, к тому же, делает нас лучше.

Игры славянских детей хранят старину и глубоко традиционны. В них, словами и жестами, действиями и эмоциями, сохранено живое и вечное. Все они из далёкой древности. Они передают веру в существование души и духов, веру в одушевлённость всей природы и тотемизма, неистощимого многообразия мира, природного и человеческого единения.

В старые времена, когда и горожане, и селяне жили примерно в одинаковых условиях, игры были похожи. Героями этих игр были, прежде всего, животные - кони, медведи, волки и лисы, барашки и козы, птицы (гуси, ласточки, жаворонки, перепёлки, воробьи, куры и петухи, утки, журавли). Всё, что окружало ребятишек, перекочёвывало в их игровой мир.

Всего же существует несколько видов детских традиционных игр. Некоторые до сих пор пользуются популярностью у детей.

Пальчиковые игры - для самых маленьких (“Сорока-сорока”, “Киселёк”, “Коза рогатая”) - самые древние. Такие игры способствует развитию мелкой моторики и общему физическому развитию малыша. А все потому, что на ладошках расположены активные точки, которые оказывают воздействие на весь организм.
Хороводные игры для юношества произрастают из языческих корней, со времён, когда хоровод, танок, вьюн, считался непременным атрибутом весенне-летнего обряда. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стёрся, но хороводы остались. Это “Ручеёк”, “Лён”, “Лебедь”. Дети также играли в игры, похожие на элементы свадебного обряда и других обрядов вообще - умыкания невесты, хождения в рожь, в лён, вождение колоска, отпирание земли, закличек и прочих.

Популярны и любимы игры с похищением, воеванием, утаскиванием. Это “Гуси-лебеди”, “Волк и гуси”, “Крыночка” и множество других.

Орнаментальные игры чётко обрисовывали движение детей. Под песню или мелодию они должны были двигаться определённым образом. В самой игре было начало, кульминация и конец: своего рода маленький спектакль, но очень чёткий и сформированный, оторваться от обычая самой игры было нельзя. Правила - незыблемы, участники распределяются безоговорочно и исполняют только собственные роли. Таковы “Заря-заряница”, “Застенком”.
Состязательные игры, особо любимые мальчиками, направлены на силовой результат, выносливость, ловкость, смелость и внимательность. Здесь немаловажна поддержка друзей и взаимовыручка. Таковы сами эти игры: “Лапта”, “Городки”, “Чехарда” и другие.

Что же осталось в наше время от древних игр наших маленьких предков? Пусть только для самых маленьких, но всё же любопытных современников остались “Салки-ловишки” всевозможных видов (“Салки-приседалки”, “Колдунчики”, “Пристеночки”), “Прятки”. Поистине бессмертная игра всех, без исключения, детей - “Казаки-разбойники” в десятках вариантов, “Двенадцать палочек”, “Лунки”, “Ножички”, “Волк во рву”, “Гуси-лебеди и волк”, “Колечко”, “На златом крыльце сидели”, “Шёл козёл по лесу”. Кстати, в игру “Классы”, раньше играли только мальчики.
Вот лишь несколько забавных и подвижных игр для маленьких славян.

Игра «Заря-заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий - Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!

С последними словами Заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарёй и игра повторяется.
Детали: Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока Заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
Русская народная хороводная игра «Пузырь»
Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не рвись!

Игра «Чехарда». Вариант 1
По правилам игры выбирается водящий, которому предстоит присесть на корточки, согнув голову. Остальные участники должны прыгать через него.
После того, как все участники перепрыгнули через водящего, он меняет положение, немного привставая. Участники вновь должны прыгать через него по очереди.
Так, водящий каждый раз привстает все выше и выше, и игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков, перепрыгивая, не заденет водящего. Если это произошло, он занимает его место и игра начинается заново.

Игра «Чехарда». Вариант 2
В правилах еще одного варианта игры водящего нет, и дети просто развлекаются, перепрыгивая друг через друга.
Все участники игры должны выстроиться в линию, так, чтобы расстояние между ними составляло около 1-2 метров. Все игроки, кроме замыкающего цепочку, становятся в полусогнутом положении, опираясь на колено, или же садятся на корточки.
Игрок, стоящий в конце цепочки начинает перепрыгивать через всех участников по очереди. После того, как он перепрыгнул через игрока, стоящего первым, он также становится на расстоянии от него и принимает нужную позу, а в это время перепрыгивать через участников начинает игрок, оказавшийся в конце цепочки.

Игра «Салки-приседалки»
Эта игра для четырёх и более человек. Ведущий-салка выбирается считалочкой. Играют, как в обычные салки. Отличие в том, что присевшего игрока салить нельзя! Салка может обманывать игроков - делает вид, что побежал за одним, а потом резко меняет направление. И ещё одно условие - больше двух игроков одновременно присесть не могут! Если присели сразу три игрока, салка может салить последнего присевшего. Осаленный игрок становится салкой.

Игра «Двенадцать палочек»
Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, и по верхней один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.

Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.

Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

Детали: Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной.
В большое разнообразие из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего: Детские игры - полны смеха, радости и движения.

Встарь наши предки коротали долгие зимние вечера дома, в семейном кругу. В крестьянских избах развлекались подвижными играми в «Колючки» , «Медведя» или «Дергача» . Знатные же люди жаловали игры настольные, такие как карты , шахматы

Дети предпочитали играть в брюльки : крючком на леске вытягивали из кучки по одной игрушке так, чтобы не задеть остальные. Молодежь играла в «Курилку»: передавали по кругу горящую лучину, приговаривая «Жив, жив Курилка, ножки тоненьки, душа коротенька» . Проигрывал тот, в руках у кого лучина гасла.

Многие наверное еще помнят «Колечко» Игроки садятся на скамейку. Выбирается ведущий, у которого будет колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а других участников - удержать его на скамейке. Удалось вскочить - стал ведущим. Нет - ведущий остается прежний.

Так же еще не забыли «Море волнуется раз» . По числу играющих ставятся стулья в два ряда, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Каждый играющий должен хорошо помнить свой стул, где он сидит. После того, как все усядутся, выбранный ведущий кричит: «Море волнуется!» Все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев. Ведущий улучает момент, когда каждый отбежал далеко от стула, и неожиданно для играющих кричит: «Море утихло!». После этого нужно занять свое место, а так как ведущий занял один из стульев, то между играющими происходит суматоха и каждый старается захватить то место, какое попалось. Играющий, оставшийся без места, становится ведущим.

А как вам «Камешки» ? Игра ведется пятью камешками в течение двух минут. Пойманные камешки выводятся из игры. Игра завершается через шесть туров. На шестом туре все пять камушков берутся в ладонь, подбрасываются вверх и подхватываются тыльной стороной ладони, затем четыре камушка стряхиваются. Последний камешек подбрасывается вверх, и за время полета остальные четыре подбираются со стола. При завершении шестого тура участнику присуждается пять очков. При прохождении шести туров без ошибок в течение предоставленного времени присуждается пять очков. Кстати, игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.

А сколько было уличных игр! Вот например игра, о которой с удовольствием вспоминают старожилы, называется «Мастер и подмастерье» .

В земле выкапывают три ямки по прямой линии, в двух шагах друг от друга. Игрок отходит от ямок на 40 шагов и кидает камешек в первую ямку. Если попал, бросает во вторую, затем в третью, потом в обратном порядке. Если попал во все ямки, ты «мастер», если только туда или обратно — «подмастерье», а если запнулся на одной из первых ямок, то ты «ученик».

И уже редко встретишь детей, играющих в салки, ловички, горелки. Да и слов таких современные дети уже не знают. Однако, важно вспомнить, что игрушек у наших бабушек и дедушек особо и не было, а те, что были - чаще всего самодельные, но игры были одна другой интересней, и хотя сейчас доминируют разнообразные и легкодоступные флеш игры онлайн, торжествовать пока рано - время покажет.

Для начала игры использовались так называемые «зазывалки». Многие помнят из детства «Тай-тай, налетай … ». Конечно, таких «зазывалок» огромное количество, тем более что создавались они самими детьми, никакими правилами не ограничивались.

Суть игры ловички (как вариант «салочки») заключается в том, чтобы ведущий (который назначается, либо выбирается) догнал кого-то из участников игры. В настоящее время дети часто называют такую игру «догонялки». Однако, есть несколько усложненных вариантов данной игры. Первый заключается в том, что ведущий бегает за другими игроками, держась за ту часть тела (или место), за которую его поймал предыдущий игрок. Другой вариант: игрок, до которого дотронулся «лов» останавливается, разводя руки в стороны, другие игроки, дотронувшись до него, могут его «расколдовать». Задача ведущего: «заколдовать» всех участников.

Очень популярна и любима на Руси была игра горелки . Скорее всего такое название игра получила оттого, что в старые времена играющие обставлялись огнями. Для игры участники становятся парами, один «горельщик». Водящий становится спиной к парам, произнося фразы в стихотворной форме (варианты различные), но последние слова должны быть обязательно «последняя (первая, вторая, пятая и так далее) пара беги». На последних словах пара, которую назвали, должна обежать дерево (либо какой-либо другой предмет, это оговаривается сразу) и встать первой в колонну. Водящий должен опередить кого-либо из пары и стать на его место. Кто остался без места, тот и становится новым водящим.

Вспоминая старинные русские игры, нельзя пропустить «городки» . Задача играющих в том, чтобы битой (обычно используют деревянную) выбить построенные в ряд фигурки (городки). Игра эта может быть как командной, так и одиночной. На выбивание дается несколько попыток. Тот игрок или та команда, которые выбыли наибольшее количество фигур при наименьшем количестве попыток, считаются победителями. Важно расстояние, на которое отходит игрок, чтобы выбить фигуры, количество городков.

Лапта - одна из любимейших игр наших бабушек, которую, к сожалению, уже начали забывать,. Так для игры требуется поле длиной 50-60 метров. Метров 10 от конца поля с двух сторон проводятся линии. За одной линией будет «дом», а за другой - «кон». Играющие разбиваются на части. Первая команда называется «бьющей», вторая «водящей». « Бьющая» команда размещается за линией «дома», «водящая» - на поле. Игрок «бьющей» команды лаптой (деревянной битой) должен ударить по мячу и пробежать до линии «кона» и обратно, пока «водящая» команда ловит мяч и пытается попасть им в него. Если успел добежать -игроки его команды играют дальше в «доме», нет -меняются местами с соперниками. Однако, в момент перебежки «водящей» команды за линию «дома», игроки команды противников могут «запятнать» любого зазевавшегося на поле игрока, тогда команды снова меняются местами. Так на поле происходит постоянная борьба за обладание «домом». Команда игрока, не «запятнавшего» себя, получает очко. Победителем становится команда, заработавшая большее количество очков.

«ногомяч», которую позже укравшие её англичане переименуют в футбол!


именно эту игру запечатлел немецкий художник Христиан Гейслер работавший в России в 1790—1798 гг.

Вот вам «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача - поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб - не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой. Детали: Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих

Удочка. Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком - удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим. Детали: Вращение веревки должно производится не выше уровня колен

Играли на рубеже века XVIII и века XIX и в азартный «Пристенок»

Участники этой азартной игры поочередно ребром монетки ударяют об стенку, чтобы она упала на землю как можно ближе к монетам соперников. Если до соседней монетки можно дотянуться пальцами, то монетку можно забрать.

Или в более компактные в инвентаре «Бабки»


Играли в «Свайку»

Яркие и самобытные черты культуры любого народа как нельзя лучше проявляются в созданных им играх. На протяжении многих столетий русские народные игры были частью как повседневной жизни, так и обязательным «гвоздем программы» любого праздника и для детей, и для взрослых. Они выступали в роли не только отличного способа весело и интересно провести время, а еще и являясь отличной психологической разгрузкой, хорошим средством самопознания, ненавязчиво обучающим подрастающее поколение ловкости, смелости, храбрости, доброте, взаимовыручке, благородству и самопожертвованию во имя общего блага.

В жизни русского народа, как отмечали ученые-историки, народные игры, отражавшие особые черты славянского менталитета, общественный устрой и общее мировоззрение, всегда занимали очень важное место. Они имели огромное воспитательное значение, требовали от участников игрищ и забав не только физических усилий, а еще и недюжего ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и на неограниченном пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к непростой взрослой жизни.

Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного откинув серые будни повседневности. Русские народные игры можно условно поделить на мужские («Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские («Ладушки», «Сорока-ворона»), коллективные («Горелки», «Прятки», «Ручеек», «Прятки», «Поводырь»).

Игры и забавы русского народа:

Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом. Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание.

Лапта

«Лапта» - русская народная командная игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводилась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две стороны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробежаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осалили» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внимательность и ловкость.

Городки

«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки», «Свинки»). В этой игре с определенного расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» - фигурки из нескольких деревянных чурок, сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание 15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур могут быть как личные, так и командные. Игра отличается увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и отличной координации движений.

Ручеёк

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Горелки

«Горелки» - веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны, выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них, пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.

Прятки

Игра в «Прятки» - популярное детское развлечение, отличающееся веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся, водящий должен их найти и назвать по имени.

Ладушки

Любимой игрой-потешкой для совсем маленьких деток были всем хорошо известные «Ладушки», призванные развеселить ребенка, заинтересовать его веселыми стишками, сопровождающиеся движениями рук и головы, хлопаньем в ладошки, увлекательной мимикой лица. Данная игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений, учит навыкам общения и конечно приносит малышу массу позитивных эмоций.

Взятие снежного городка

«Взятие снежного городка» - традиционная зимняя забава русского народа, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок» (представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха, бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.

В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепости, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный городок и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развлечения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашностью.

Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении