Игры для всех

Подвижные игры с элементами туризма. Флеш игры для путешественников, играть онлайн в самые лучшие туристические игры

Гузалия Гафарова
«Туристы». Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе

Конспект сюжетно-ролевой игры

«Туристы »

в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей с 6 до 7 лет

Подготовила и провела :

Воспитатель Гафарова Г. Г.

Мегион 2013год

Цель :

Расширять и закреплять знания детей о природе, как целостной взаимосвязанной системе; формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, создавать ситуацию для поисково-исследовательской деятельности, воспитывать взаимовыручку в группе .

Программное содержание :

Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры ;

Повторить правила поведения в природе;

Познакомить детей с правилами поведения вситуациях и практическими приёмами оказания помощи;

Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь;

Формировать представление о главной ценности жизни – здоровье;

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к переживаниям других, способствовать благоприятному эмоционально-психологическому микроклимату;

Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог;

Воспитывать чувство единства, сплочённости, положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Интеграция с образовательными областями : безопасность, здоровье, социализация, познание, коммуникация, музыка, труд, физическая культура.

Словарная работа : турист , путешественник, поход, карта маршрута, компас, рюкзак туриста , травма, первая медицинская помощь.

Предварительная работа :

Беседы с использованием иллюстративного материалаи раздаточного материала «Удивительный мир растений и животных» , «Как я устроен? Помогу себе сам» , «Собирайся, дружок, в поход» , «Что такое «Красная книга?» , «Нормы и правила поведения в природе» .

Демонстрация опытов и использование технических средств,

Наблюдения : «Это удивительное вещество – вода!» , «Что у растений есть?» , «Что, где растет и кто, где живёт?» , «Зимующие птицы» и др.

Игры (с готовыми правилами : игры-соревнования, игры-состязания «Кто больше назовёт!» , «Кто быстрее» и др. ; дидактические : разнообразные головоломки, конкурсы; сюжетно-ролевые игры ).

Практические занятия в помещении и на местности.

Чтение художественной литературы : В. Бианки. «Как муравьишко спешил домой» , Ю. Александров, Е. Антропов «Советы туристу » , «Кто как лето проводит» , С. Маршак. «Двенадцать месяцев”, И. Токмакова. «Где спит рыбка» и др.

Загадки о мире растений и животных.

Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры.

Оборудование :

Карта маршрута;

Туристское снаряжение : палатка, рюкзаки, медицинская аптечка, верёвка, костровое оборудование, компас.

Оборудование для прохождения маршрута : “кочки”- массажные коврики, “мостик”- гимнастическая скамейка, канат для прохождения через «пропасть» .

Куклы Незнайка, Буратино и Карандаш.

Магнитофон и аудиозаписи с детскими песнями.

Ход ИГРЫ:

Дети входят в зал под музыку (Песенка про поход, из к/ф «завтрак на траве» ).

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними.

В зале сидит Незнайка и плачет.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто это здесь сидит? Незнайка, что случилось, тебя кто- то обидел? Как ты здесь оказался? Чем мы тебе можем помочь?

Незнайка : Мы с моими новыми друзьями Буратино и Карандашом решили отправиться в поход. Нашли красивую полянку, поставили палатку и начали играть . Тут я увидел бельчонка и решил его поймать. А бельчонок хитрый, быстрый : по веточкам прыг- скок и исчез, а я заблудился. Кричал - кричал, звал своих друзей, а они не отзываются. Ну, я и пошел, куда глаза глядят. Так я добрался до вашего детского сада. Помогите мне, пожалуйста, найти моих товарищей.

Воспитатель : Мы бы тебе с удовольствием помогли, Незнайка, только боюсь, мы сами можем заблудиться, ведь мы не знаем, в каком направлении идти.

Незнайка : А у меня есть карта– маршрут и волшебный компас!

Воспитатель : А что же ты сам им не воспользовался?

Воспитатель : Ребята, поможем Незнайке?

Воспитатель : Что такое поход? Куда можно идти в поход? (в лес, на речку, в горы)

Как называют человека, который любит путешествовать? (путешественник, турист ) . Какими качествами должен обладать турист ? (туристы смелые , сильные, спортивные, находчивые, дружные, веселые)

А вы хотите стать туристами ?Вы справитесь? Вы смелые, дружные, сильные? В этом нам поможет волшебный компас.

Для чего туристам компас , что он показывает?Станем туристами и отправимся в поход!

Только сначала нужно собрать рюкзаки. Что нужно взять с собой в поход?

Для чего в походе карта, веревка, ведро, спички, и т. д? (дети собирают рюкзаки, из предложенных предметов, выбирают только необходимое).

Не забудьте захватить с собой аптечку. Для чего может понадобиться аптечка?

Прежде, чем идти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.

Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Молодцы, рюкзаки приготовили, правила поведения в лесу вспомнили, теперь рассмотрим маршрут. Посмотрим на компас, в каком направлении нам нужно двигаться?

И так, в путь! (Звучит музыка)

Примерный маршрут :

Спокойная ходьба по лесу;

Прохождение по мостику через речку;

Прохождение «болота» ;

Переправа через «пропасть» - ходьба по верёвке приставным шагом.

После прохождения «болота» воспитатель создаёт проблемную ситуацию «У одного туриста – ушиб руки , ссадины» . Дети оказывают первую медицинскую помощь «пострадавшему» - ищут предметы, заменяющие шины, накладывают их; промывают рану и т. д.

В конце маршрута находят поляну. На поляне детей встречают друзья Незнайки Буратино и Карандаш.

Воспитатель : Вот и твои друзья, Незнайка. И нам с ребятами нужно сделать привал. Что такое привал? (остановка в пути для отдыха) (Звучит аудиозапись со звуками природы, пение птиц, шум леса)

Мальчики «разжигают костер» , девочки готовят обед, накрывают походный стол. Садятся «покушать походную кашу» , спеть песню.

Наводят порядок на «полянке» , собирают рюкзаки. Становятся в круг.

Тюбик дарит детям альбомы для рисования, цветные карандаши и акварельные краски.

Тюбик : Ребята, спасибо вам большое за то, что помогли нашему Незнайке. Вот вам от нас подарки : альбомы для рисования, карандаши и краски. Когда вернетесь из похода, сделаете рисунки о впечатлениях.

Воспитатель : Ребята, вам понравился наш поход? Сейчас мы будем передавать наш волшебный компас и говорить, что больше всего понравилось.

Какие новые слова запомнили? (турист , компас, поход, маршрут, привал) Что они обозначают?

Воспитатель : Мы шли сюда по лесу, по болоту, перешли через речку, оказались так далеко от детского сада. Как же нам вернуться обратно?

Нам снова поможет волшебный компас! Возьмемся за руки, закроем глаза и произнесём волшебные слова : «Компас, компас повернись, чтоб мы саду очутились!»

(звучит музыка)

Ожидаемый результат :

1. Отражение в игре впечатлений о жизни людей.

2. Построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений

3. Интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета , согласованность действий играющих ; выполнение игровых действий

4. Проявление собственной инициативы, развитие воображения при использовании предметов – заместителей.

5. Развитие речевого общения играющих (двухстороннее развитие речи и игры : речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи).

Литература :

1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста : Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. - №3. - 1997. - С. 32-40; №4. - 1997. - С. 5-13.

2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Издательство “Российское педагогическое агенство”, 1997.- 132 с.

3. Цветкова И. В. Туристятам : Книжка - раскраска и книжка-подсказка маленьким любителям путешествий. - М.: ЭЦДЮТиЭ “Родина”, 1993 - 30 с.

Спортивно-туристские игры Укладка рюкзака

Перед началом игры участники раскладывают на траве или на полу пустой рюкзак и необходимые вещи : одеяло, туристский костюм (брюки, куртка, тапочки), предметы туалета, миску, ложку, кружку, нож, записную книжку или тетрадь и др. Можно каждому из участников дать консервную банку и мешочек с "крупой".

По сигналу ребята начинают укладывать вещи в рюкзак. Условия игры: быстро и правильно уложить рюкзак, застегнуть ремешки, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: "Готов!"

Первый, кто справился с заданием, получает число баллов, равное числу участников; второй - на один меньше и т.д. Укладка рюкзаков проверяется судьей. За каждую ошибку начисляется штрафное очко.

Лучший костровой

Соревнование в умении разжигать костер. По команде участники разбегаются по лесу и собирают хворост на растопку. Подготовив дрова, они должны поджечь костер одной спичкой.

Не разрешается пользоваться бумагой, оргстеклом, горючими жидкостями и др.

Оговаривается количество воды, которую надо вскипятить (обычно одна кружка). Котелок, подвес для него - судейские. Участникам разрешается передвигать котелок, поднимать и опускать его.

Игра может проходить как между отдельными участниками, так и между группами по 2-3 человека. Главное условие - время, потраченное на поиски дров, разжигание костра и кипячение воды. За каждую лишнюю спичку прибавляется одна минута штрафа.

Соревнование на лучшего кострового возможно и без кипячения воды. В таком случае на двух колышках натягивается металлическая проволока, которая ограничивает уровень выкладки топлива-хвороста, а сантиметров на 25-30 выше - шпагат или нитка, которая пережигается пламенем костра. Побеждает команда, которая первой пережжет нитку.

Естественно, что организаторы устанавливают для всех одинаковые уровни натяжения проволоки и нитки.

Кто быстрее построит дом

Соревнуются две группы по 4-5 человек.

До начала соревнования палатки тщательно проверяются. Они должны быть совершенно одинаковыми, однотипными. Судьи должны проверить грунт на месте установки палаток, чтобы исключить места, куда нельзя вбить колышек или где он не будет держаться.

Команда должна знать, сколько можно использовать колышков (как правило, десять; боковые оттяжки не растягиваются), где ставятся коньковые колья - снаружи или внутри палатки.

Перед началом игры палатки уже поставлены, а обе команды находятся внутри палаток, полог которых застегнут на клеванты ("молнию").

По команде ребята быстро расстегивают полог, выбегают из палатки и сворачивают ее по всем правилам, аккуратно складывая металлические колышки или шпильки в одно место. Затем сразу по разрешению судьи ставят палатку вновь на 10 колышках.

Установив палатку, команда опять забирается внутрь и застегивается. Капитан докладывает: "Готово!"

Руководитель засекает время и проверяет, правильно ли установлена палатка. Штрафы начисляются за общий перекос палатки, перекос ската, перекос стенки, ослабленную веревку, неверно забитый или выдернутый колышек.

Возможен вариант судейства, когда команда устанавливает палатку "до нормы", реагируя на замечания судьи. Тогда учитывается только чистое время без штрафных очков.

Переправа

Для организации игры проще всего найти поваленное дерево. Еще лучше, если будет два одинаковых бревна.

Соревнуются две команды. Участники по очереди, без бега должны пройти по бревну. Более сложные варианты: участники переправляются с рюкзаками, с ведерками, наполненными водой, с "живым грузом" - товарищем по команде - за спиной.

За срыв с переправы начисляется штрафное очко.

Узкая тропинка

Эта игра проводится как соревнование между командами. На поляне или в помещении условно обозначают две узкие "тропинки" длиной 30-50 м и шириной 25 см. Их границы обозначают двумя натянутыми шнурками или веревками. "Тропинки" заканчиваются площадками радиусом 1 м.

В каждой команде - равное и четное количество участников. По сигналу судьи один из участников в каждой из команд берет себе на спину "живой груз", т.е. члена своей же команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы оставить там "груз", а сам возвращается к месту старта. Только после его возвращения начинает движение следующая пара.

Команды стремятся как можно скорее доставить "груз" на площадку, не задевая и не переступая при движении веревку. За каждую ошибку - штрафное очко.

Вверх по откосу

Эту игру можно проводить на крутом берегу реки, озера. Цель игры - научить быстро и ловко подниматься по крутому склону. Играют две команды.

Предварительно следует подготовить два ведра или две кастрюли и несколько одинаковых кружек для каждой команды, в зависимости от количества участников.

На гребне склона или откоса, берега озера или реки ставятся два пустых ведра. По сигналу игроки быстро спускаются вниз, черпают кружками воду и быстро поднимаются наверх, чтобы вылить воду в ведро.

Задача команд - как можно скорее наполнить ведра водой до определенного уровня. Передавать по цепочке кружки не разрешается.

Переправа через "болото"

Соревнование в переходе через условное болото может проводиться как на личное, так и командное первенство.

Возможны три варианта :

а) по фашинкам.

У каждого участника по 2 фашинки-дощечки (фанерки) размером чуть больше ступни (подошвы обуви). Если игра проводится в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки или листы плотной бумаги.

Встав в шеренгу у черты старта с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи кладут перед собой на землю (пол) одну фашинку, затем, стоя на ней, кладут вторую фашинку по направлению к финишу. Встав на нее второй ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т.д. Задача у всех одна: как можно скорее достичь финиша - заступить обеими ногами за линию финиша.

Кто выполнит задачу быстрее других, тот и победитель. Остальные места определяются в соответствии с затраченным временем.

Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой или рукой касаться "болота" (земли, пола). За такое касание судья начисляет участнику штрафные очки. Запрещается передвигать фашинки по "болоту" скольжением.

Каждую надо брать рукой и переносить на новое место по воздуху.

б) по "кочкам".

Участники делятся на команды по 3-5 человек. Их задача - быстро пройти "заболоченный" участок шириной 10-15 м, прыгая с "кочки" на "кочку" и не касаясь ногами поверхности "болота". 7-10 "кочек", образующих слегка зигзагообразную "тропу через болото", расположены одна от другой на разных расстояниях - порядка 100-150 см.

На полу, асфальте их можно начертить мелом, на лугу их надо обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибивают к грунту каждый одним длинным гвоздем (шпилькой со шляпкой). Размер каждой "кочки" - 30-40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.

Команды стартуют по очереди, по жребию, по сигналу судьи. Если сделать 2-3 одинаковые "тропы через болото", то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит им азарта. Порядок очередности движения членов каждой команды по тропе определяет капитан команды.

Время финиша каждой команды засекается по последнему участнику в момент, когда он с последней "кочки" двумя ногами ступит на "берег" - за линию границы "болота".

Соревнования можно усложнить, введя требование транспортировки груза по "тропе" через "болото" - нескольких нетяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой, и т.п.

Участники не должны наступать ногой на "болото", т.е. между "кочками". Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной "кочке". За нарушение - штраф.

в) по "гати" (по настилу из жердей).

В этом варианте состязания лучше проводить на природе и только как командные. Состав команды: 3-5 человек. Задача та же: как можно быстрее пройти "заболоченный" участок от линии старта до линии финиша (от флажка до флажка). Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей, комплект которых должен быть приготовлен на старте.

Каждая жердь должна иметь длину около 2 м и толщину 5-10 см. Общая длина комплекта жердей должна быть чуть меньше удвоенной ширины "болота".

Тот, кто идет в команде первым, берет две жерди и укладывает их на "болото" параллельно одна другой в направлении финиша, а затем проходит по ним вперед. Второй участник, передвигаясь за ним по уже уложенным жердям, передает в руки первому еще две жерди. Вторую пару жердей направляющий укладывает дальше, а остальные участники продвигаются по ним, передавая новые жерди вперед.

Замыкающий цепочку должен собирать сзади себя освободившиеся жерди и передавать их вперед или нести с собой.

Пройдя весь "заболоченный" участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время финиша.

Побеждает команда, которая прошла "болото по гати" быстрее других (с учетом штрафного времени).

При передаче шестов друг другу разрешается использовать их для опоры в моменты передвижения, разрешается также протягивать их по поверхности "болота" скольжением (волоком).

Переправа "маятником"

Игра проводится в лесу, в парке. На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4-5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются.

На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы - "берега ручья".

Играют по очереди по одному человеку. Каждому необходимо, стоя на "правом берегу" у планки, уцепившись руками за веревку, сгруппировавшись, маятником перенести тело через "ручей" и опуститься за планкой (шнуром), обозначающим "левый берег".

Когда все участники задачу выполнят, можно границы "берегов" отодвинуть на 10-20 см дальше - сделать "ручей" пошире и вновь начинать соревнование.

За каждое касание телом "поверхности ручья" участник выбывает из игры, а за "намокание" одежды получает штрафное очко. Но по договоренности можно допускать выполнение упражнения с трех попыток, и только после трех неудач турист "тонет".

Победителем на переправе будет тот, кто ни разу "не намок" в "ручье".

Переправа рюкзаков "маятником с упора"

Соревнования удобно проводить на лугу или песчаной площадке. Они способствуют обучению ребят навыкам работы с веревкой.

Потребуются заостренный шест длиной 3-5 м с рогатиной на верхнем конце (желательно, чтобы рогатина была из трех сучков, расположенных в одной плоскости), толстая веревка в 5 раз длиннее шеста, рюкзак, заполненный туристским снаряжением, карабин или репшнур.

На площадке отмечают две параллельные линии, обозначающие "берега реки". Расстояние между ними должно быть чуть меньше удвоенной длины шеста, а посередине между "берегами" надо найти или выкопать небольшую (глубиной 15-20 см) лунку, в которую острым концом вставляется шест. К шесту у развилки сучьев узлом крепится середина веревки.

С внешней стороны линии "берегов" на перпендикуляре, проходящем через лунку, вбиваются две небольшие рогульки (высотой 0,5 м), на которые будет ложиться верхняя часть шеста.

Команда состоит из двух человек, которые встают на разных "берегах" у рогулек. У первого - рюкзак и карабин (репшнур), и в его сторону наклонен и уложен в рогульку шест-маятник. По команде судьи он должен закрепить рюкзак в рогатину шеста с помощью карабина или репшнура.

После этого второй член команды за веревку поднимает шест с рюкзаком, а когда шест занимает вертикальное положение, первый с помощью своего конца веревки опускает шест в сторону второго и, притормаживая, старается точно уложить его в рогульку на противоположном "берегу".

Участникам нельзя заступать ногами за линию "берега", но можно перемещаться вдоль нее в стороны. В момент подъема и опускания шеста с рюкзаком участники могут действовать как с помощью веревки, так и просто руками (в более сложном варианте соревнования последнее может быть запрещено).

Время финиша судья засекает в момент, когда второй участник отцепит от рогатины рюкзак и положит его на землю (или наденет себе на плечи).

Затем выступает вторая команда, за ней - остальные.

Победитель определяется по затраченному времени. Падение шеста или рюкзака приводит к снятию команды с соревнования.

Использованы материалы книги "Туристская игротека". Под редакцией Ю.С.Константинова, М., 2000

Бегом по "лесу"

Проводить соревнования можно в редколесье или на лесной полянке, но можно и в городских условиях - во дворе школы, на спортивной площадке или даже в физкультурном зале: главное, чтобы здесь были высокие и прочные опоры (деревья, столбы), на которые можно натянуть веревку.

Между двумя или тремя опорами на высоте не менее двух метров не очень туго натягивается прочная длинная веревка, на которую с помощью петель или проволочных крючков навешиваются деревянные рейки (палки, сучья), так чтобы они немного не доставали до земли и не проскальзывали по веревке в сторону, когда она прогнется под нагрузкой. Расстояние между висящими рейками должно быть от 0,5 до 1 м, а их количество зависит от длины основной веревки (10-20-30 м). Между некоторыми соседними рейками навешивают на уровне груди или не выше колен ленточки (шнуры), как бы перегораживая проход.

Задача каждого участника - как можно скорее зигзагом пробежать между рейками так, чтобы ни одну не задеть, чтобы ни одна не закачалась. В тех местах, где навешены ленточки, участникам придется то нагибаться, пролезая под лентой, то перешагивать через ленты, не задевая их.

Соревнования можно усложнить, если надеть на плечи рюкзак с небольшим грузом, взять в одну руку мяч, котелок или кружку с водой.

Победители определяются по времени выполнения упражнения с учетом штрафных секунд. О размерах штрафа за каждое нарушение (качнул рейку, зацепил ленточку, уронил мяч, пролил воду) надо договориться заранее.

Через "лесной бурелом"

Упражнение можно проводить в спортзале, используя две гимнастические скамейки, и в лесу между двумя параллельно лежащими на земле стволами деревьев. Можно оборудовать полностью искусственную дистанцию с помощью веревок, сухих сучьев и другого подручного материала.

Участок тропы длиной 10-20 м надо перегородить перекладинами из реек, палок или веревок, расположенных в пределах шага друг от друга и приподнятых над тропой, где на 25-40 см ниже колен, где на 45-60 см выше колен. Туристы должны, кто быстрее, по очереди преодолеть этот участок тропы, перешагивая через поперечные перекладины, ни одну из них не сбив ногами и не потеряв равновесия.

Варианты с усложнением - переход в прямом и обратном направлениях, с рюкзаками на плечах, с котелком воды в руке.

Результаты оцениваются по показаниям секундомера.

Если участник сбил хоть одну перекладину, он выбывает из зачета, но можно договориться о системе трех попыток.

Следопыты

Игра проводится в лесу. Участники делятся на две равные команды по 5-10 человек каждая. В каждой команде должен быть выбран капитан, который будет решать вопросы тактики и взаимодействия членов команды.

Заранее надо приготовить нарезанные небольшими квадратиками бумажки двух цветов (зеленый цвет не применять), которыми будут промаркированы два разных маршрута от разных мест старта до общего места финиша. Количество бумажек каждого цвета зависит от длины маршрута. Если, например, выбраны маршруты для игры длиной по 500 м и промаркированы в среднем через каждые 5 м, то, соответственно, их должно быть заготовлено по 100 штук.

Кроме того, надо приготовить для финиша яркий флажок (ленту, призму и т.п.).

Руководитель игры с помощником заранее маркируют маршруты. Они двигаются петляя, пробираясь через густые заросли, спускаясь в овражки, перелезая через поваленные деревья, и через равное количество шагов оставляют на земле и на сучьях деревьев бумажки. Помощник затем остается на финише, прикрепляет флажок на сучке дерева на высоте 2-3 м, затем сам маскируется поблизости от него.

Руководитель идет обратно от финиша к старту, но уже по новому маршруту, раскладывая и развешивая на деревьях маркировку.

Маршруты должны быть проложены так, чтобы со стороны старта команды расходились в разные стороны, а затем сходились на финише.

Команды стартуют одновременно. Вариант маршрута разыгрывается по жребию - кому какой цвет достанется.

Задача каждой команды - быстрее добраться до финиша, чтобы захватить флажок, отыскав и собрав в пути как можно больше маркировок своего цвета.

Тактику поиска команда выбирает сама. Можно, например, двигаться цепью (шеренгой) для более быстрого обнаружения бумажек; можно выслать вперед патрулей (двух разведчиков), которые сами не будут собирать бумажки, а будут стремиться скорее достичь финиша и снять флажок.

Заранее должна быть оговорена оценка в баллах каждой бумажки (маркировки) и финишного флажка. Его оценка должна равняться половине суммы баллов за все бумажные марки одного цвета.

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

Усложненный вариант для старшеклассников можно создать не только за счет удлинения маршрута, но и за счет построения маршрута в форме "восьмерки" или сделав заранее оговоренные разрывы маркировки на маршрутах - места, где маркировку придется поискать в радиусе 20-30 или даже 50 м. Прятать бумажные марки так, чтобы их совсем не было видно, не следует, так как это приведет к большой затяжке игры.

Туристская "скорая помощь"

Проводить соревнования можно в различных условиях, но лучше всего в лесу на поляне. Состав команды - 3-6 человек (в том числе один "пострадавший").

Первый этап. На старте на расстеленную клеенку размером полтора на два метра (вместо клеенки можно использовать полиэтиленовую пленку, плотную ткань, циновку, кусок старого линолеума) ложится "пострадавший". По команде остальные участники волоком тащат его на расстояние 10-15 м по ровной поверхности луга (песчаного пляжа, гладкой тропы) до обозначенного флажком пункта, где подготовлены два альпенштока (посоха) длиной около метра и 2,5-3 см толщиной. Участники вдевают их в застегнутую штормовку, пропуская через вывернутые внутрь рукава.

Можно вместо штормовки закрепить за альпенштоки две веревочные петли по концам, чтобы альпенштоки не разъезжались в стороны. Затем усаживают "пострадавшего" на эти носилки лицом в ту сторону, куда предстоит двигаться, а сами встают друг против друга, берутся за концы палок и поднимают на них "пострадавшего".

Второй этап - проход по "болоту", по двум параллельно лежащим на земле бревнам (жердям) длиной 3-5 м. Расстояние между бревнами должно быть чуть больше длины альпенштоков (посохов). Их надо заранее закрепить кольцами, чтобы они не раскатились. Двигаться участники должны боком, приставным шагом, каждый "санитар" по своему бревну (или по двое, если переноску делают вчетвером).

Третий этап - подлаз и перелаз через "бурелом" - препятствия, которые могут быть искусственно оборудованы с помощью натянутых лент, шнуров или подвешенных на веревочных петлях реек: для подлезания - на уровне груди, а для перелезания - чуть выше колен.

Четвертый этап - переход через речку "по камешкам". Здесь требуется согласование движений "санитаров". "Камешками" могут служить короткие обрезки досок или фанеры, разложенные на земле в неопределенном порядке. Длина такой переправы должна быть небольшой - 3-5 м.

Затем один "санитар" (или двое, если носилки переносят четверо) должен перехватить альпенштоки так, чтобы носилки были у него за спиной, т.е. повернуться лицом в сторону дальнейшего движения.

Пятый этап - пробежка зигзагом через "опасную зону". Этап оборудуется так же, как описано в игре "бегом по лесу", только расстояния между высящими рейками должны быть увеличены до 1,5-2 м. Задача участников - быстро проскочить "обстреливаемую зону" длиной 20-30 м зигзагообразным маршрутом между "стволами" так, чтобы ни одна рейка не качнулась.

И наконец, последний, шестой этап - посадка "раненого" в самолет: между двумя близко стоящими деревьями на высоте груди вставлена легкая деревянная планка (или натянутая лента, шнур), параллельно которой "санитары" разворачивают носилки. "Пострадавший" должен стать ногами на один альпеншток, который держат "санитары", и, страхуясь руками за ствол дерева, перешагнуть рейку, встав на второй альпеншток сначала одной, а затем и второй ногой. Этот момент засекается по секундомеру как финиш.

Результат каждой команды определяется по сумме чистого времени прохождения дистанции и штрафного времени за нарушения и некачественное выполнение элементов. Заранее необходимо составить шкалу штрафного времени за возможные нарушения: падение "пострадавшего" на землю с носилок или с клеенки-волокуши, задевание какой-либо частью тела веревки (шнура, планки) на подлазе и перелазе висящих реек при движении в "опасной зоне" ("бег по лесу"), касание "санитаров" ногами "болота", "воды" (т.е. земли или пола при движении по жердям и "камушкам").

Если условия местности позволяют, можно дополнительно включить в дистанцию этапы с подъемом и спуском по некрутому склону, спуск с невысокого обрыва (уступа), а также транспортировку вещей (рюкзака) "пострадавшего".

...................спортивно-туристские игры - спортивно-туристские игры

«Ловкий турист» (игра-эстафета)

1. Одеть рюкзак.

2. Бег с рюкзаком между кубов змейкой.

3. Добежать до флажка и принести его следующему игроку (тот оставляет флажок на финише).

«Кто быстрее» (Игра-эстафета)

1.Прыжки на двух ногах до черты (кочки) с мячом в руках.

2.Передача мяча из-за головы двумя руками следующему игроку.

«Туристские препятствия» 1.Прыжки из обруча в обруч (расстояние между обручами - 30 см) - «кочки». 2.Пролезание в последний обруч способом снизу вверх - «между веток». 3.Бег по прямой до флажка (10 м). 4.Бег в обратном направлении змейкой между обручами - «кусты».

«Болото» Воспитатель разбивает группу на две команды. Ветками размечается начало и конец «болота». Капитанам команд вы­даются приспособления для перехода по «болоту» (это могут быть кружки диаметром не более 30 см, по два кружка на команду). По сигналу педагога капитаны начинают движение, перекладывая поочередно с места на место круги, переходят по ним «болото», не касаясь земли ногами. Закончив переправу, быстро возвращаются на старт для передачи кружков. Побеждает команда, закончившая эстафету первой и не провалившаяся в «болото».

«Напои друзей» Задание: донести фляжку с водой для друзей, не пролив ни капли, через препятствия. 1. Пробежать по скамейке («по мостику»). 2. Бег между кеглями («деревьями») змейкой. 3. Бег по прямой, передача фляги следующему игроку. «Уложи рюкзак» Группа разбивается на две-три команды и выстраивается на линии старта в две-три колонны. На старте размещаются вещи (коврик, куртка, фляжка, котелок, кеды, кружка и пр.), которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 15-20 м от игроков. Число вещей должно соответствовать числу участников игры. Игрокам дают возможность рассмот­реть вещи И договориться о последовательности укладки рюк­зака. По сигналу педагога капитаны подбегают к рюкзаку и укла­дывают в него взятую со старта вещь, наиболее подходящую для начала укладки. Затем возвращаются на старт и передают эста­фету касанием руки следующему игроку. Так по очереди каж­дый игрок продолжает укладывать рюкзак к походу. Последний в команде игрок, завершив укладку, приносит рюкзак на старт. Побеждает команда, которая правильно и быстро уложила рюкзак (вместе с детьми педагог проверяет оба рюкзака, анали­зирует ошибки).

«Попади в корзину» Группа разбивается на две команды. Каждая образует круг диаметром 8-10 м. В центре круга устанавливают «корзину» (от­крытый рюкзак, подвешенный на колышках). Участники ко­манд получают 6-8 теннисных мячей (камушков, шишек). За установленное время (2-3 мин), не сходя с места, нужно забросить все мячи в «корзину». По истечению этого времени команды считают мячи, оказавшиеся в «корзине». Побеждает команда, которая имеет на своем счету больше заброшенных в «корзину» мячей.

«Отгадай» На туристический слет съехались разные туристы: пешие, водные, велотуристы, мототуристы и т.д. (их изображают дети). По сигналу педагога они выходят на середину площадки и ими­тируют действия своих героев согласно принятой роли. Судья (водящий) должен узнать, какие туристы приехали на слет. Иг­рок, наиболее точно и выразительно выполняющий свою роль, становится водящим.

Вариант игры: дети делятся на четыре группы: лыжники, водники, мототуристы, велотуристы. Педагог показывает карточку с изображением одного (можно двух) видов туризма. Иг­роки, выполняющие соответствующую роль, выходят на сере­дину площадки и имитируют действия своих героев. Игры на закрепление знаний детей о туризме

«Подумай и отгадай» (настольная игра) Детям предлагается иллюстрация с изображением туриста с рюкзаком и различных предметов (туристское снаряжение, аптечка, игрушки, посуда и прочий походный и не походный инвентарь). Из этого многообразия предметов необходимо вы­брать те, которые могут пригодиться в походе и удобны для пе­реноски в рюкзаке. Выигрывает тот, кто безошибочно справит­ся с задачей.

«Кто быстрее» (настольная игра) Детям предлагается план местности с тремя разными марш­рутами, сходящимися в одной точке (поляне), три фишки и ку­бик. Одновременно в игре принимают участие три игрока. Вы­игрывает тот, кто первым «придет» на поляну, руководствуясь знаками, расставленными на пути следования, и соблюдая пра­вила поведения туристов. Вариант: игру можно организовать на спортивной площад­ке во время прогулки.

«Будь внимателен» Детям раздаются карточки с изображением того или иного вида туризма. У воспитателя - большие иллюстрации с различ­ным туристским снаряжением. Показывая их детям по одной, воспитатель предлагает отыскать у себя карточку с соответству­ющим видом туризма. Например, весло - водный туризм, кас­ка - горный, велосипед - велосипедный и т.п. Кто правильно и быстро справится с заданием, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

«Знатоки природы» У воспитателя-карточки с изображением ядовитых и съедоб­ных грибов и ягод; цветов и животных, занесенных в «Красную книгу». Показывая рисунки, он предлагает детям назвать рас­тение (животное, гриб и т.п.) и рассказать все, что они о нем знают. За лучший рассказ ребенок получает фишку. Звание зна­тока и соответствующий значок получает тот, кто наберет боль­ше фишек.

«Не ошибись» Дети стоят по кругу, воспитатель - в центре. Бросая пооче­редно детям мяч, он называет вид туризма или какой-нибудь предмет туристского снаряжения - дети продолжают начатый список. Если игрок не поймал мяч или не смог быстро ответить, он выходит из игры. Затем роль водящего выполняет ребенок, лучше всех справившийся с заданием.

«Определим погоду» Воспитатель называет признаки (народные приметы), дети определяют, на какую погоду они указывают. Кучевые облака к вечеру увеличиваются в размерах. Стрижи летают высоко. Солнце садится в тучу. Красная заря утром и вечером. К вечеру на западе полоса ясного неба, солнце садит­ся в безоблачное небо. Вечером становится теплее, чем утром. К вечеру (и ночью) - туман. Вариант игры: воспитатель показывает иллюстрации сол­нечного, пасмурного, дождливого, ветреного, морозного дня. Дети должны назвать как можно больше примет, указывающих на погожие и непогожие дни.

Игра-путешествие "Туристическими тропами"

Цель: популяризация знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения.

Задачи:
- привлечение учащихся к здоровому образу жизни;
- формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятельность;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Ход игры:

Учитель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в поход, он не совсем обычный, зато очень веселый и познавательный. Здесь вы можете проявить все свои знания и умения, способности и таланты.
Нас солнце луч смешной дразнит,
Нам нынче весело с утра,
Нам лето дарит звонкий праздник,
И главный гость на нем - игра!
Она наш лучший друг - большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать.

Выбор игроков
Чтобы стать участником похода, нужно вспомнить правила поведения в природе:
- не мусори;
- не шуми;
- не разоряй муравейники;
- не разоряй птичьих гнезд;
- не трогай птенцов;
- не лови насекомых;
- не срывай паутину, не уничтожай пауков;
- не сбивай грибы;
- не забирай домой лесных жителей;
- не ломай ветки;
- не рви цветы;
- не повреждай кору деревьев;
- не вырывай ягодники.

Разминка(за каждое задание - 1 балл)
- Кто быстрее составит из букв название команды и дружнее его проскандирует.
"Мурашки"
"Букашки"
- Кто быстрее построится по росту.
- Кто быстрее построится по алфавиту. (Первая буква имени)

Ориентирование(для всей команды)
В лесу очень легко заблудиться, настоящий турист должен уметь ориентироваться на местности. Команды отвечают на вопросы.За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Можно ли определить стороны света по направлению полёта птиц?
2. Верите ли вы, что муравейники в лесу расположены с южной стороны
деревьев, пней и кустарников?
3. Верите ли вы, что мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной
стороны камней, пней, стволов деревьев?
4. С какой стороны деревьев, пней и кустарников растут грибы?

Собираем рюкзак (участвуют по одному человеку из команды, за каждый правильный ответ - 1 балл)
Самое важное для туриста - собрать рюкзак, надо ничего не забыть и желательно, не брать лишнего, а ведь все вещи необходимо еще и правильно уложить. Командам предлагаются карточки, нужно правильно соединить правую и левую части.

Хлеб, сухари - к спине
Тяжелые предметы - сверху
Спальный мешок, одежда - на дно

Игра со зрителями
Что в поход с собой возьмем,
Если мы туда пойдем?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если "да" - в ладоши хлопни,
Если "нет" - ногою топни,
Только пол не проломи.
Все понятно? 1, 2, 3.
Котелок, утюг, расческа,
Пылесос, веревка, соска.
Вездеход, бинокль, духи,
Две засушенных блохи,
Носовой платок, подушка,
Ласты, мяч, коньки и клюшка,
Молоток, кусачки, нож,
Ну а соль с собой возьмешь?
Спички, гвозди, сала шмат -
Вот и собран наш отряд.

Испытание 1 (для всей команды)
Топкое болото - бег по кочкам.

Привал. Наш обед

Командам выдаются карточки с вопросами, на которые необходимо дать правильный ответ.

1.Верно ли, что костер типа "колодец" - это когда поленья укладывают конусообразно с наклоном внутрь? (нет)
2. Верно ли, что для сушки одежды и вещей складывают костер типа "таежный"? (да)
3.Верно ли, что установку палатки надо начинать с установки вертикальных стоек? (нет)
4.Верно ли, что консервные банки надо обжечь в костре и закопать? (да)
5.Верно ли, что влажные шерстяные носки можно высушить в спальнике ночью? (нет)
6.Верно ли, что под дно палатки укладывают лапник? (да)

Определить, что можно приготовить на обед, отгадав загадку, но ответ нужно зарисовать.

Загадка для первых игроков:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)

Загадка для вторых игроков:
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!" (Картошка)

Загадка для третьих игроков:
Катится белая бочка.
На ней ни сучочка. (Яйцо)

Загадка для четвертых игроков:
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Горох)

Загадка для пятых игроков:
Девица укуталась в листья порядком
Выбилась только кудрявая прядка.
Одета она в зеленую кольчугу -
Плотно прижаты колечки друг к другу. (Кукуруза)

Загадка для шестых игроков:
Как на стежке, на дорожке,
Вижу алые сережки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась - не ленилась.
Кружку с верхом набрала! (Земляника)

Испытание 2(для всей команды)

Эстафета "Сбор грибов".
Среди изображений различных грибов взять только съедобные и принести в корзину своей команды.

Зеленая аптека(участвуют по одному человеку, за каждый правильный ответ - 1 балл)
В походе бывает всякое: порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки.

Задание: узнать лекарственное растение по внешнему виду и описанию. Отвечает тот, кто быстрее поднял руку. Дополнительный балл можно заработать, если расскажешь, что лечит это растение.

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Что за злюка?
(Крапива - кровоостанавливающее средство)

Меня желтоглазым цветком называют,
Сорвали цветок - лепестками гадают,
А чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит, поверьте, меня вам срывать.
(Ромашка - отвар для полоскания горла, чай при простуде и кашле)

На зеленом шнурочке - белые звоночки.
Белые горошки - на зеленой ножке.
(Ландыш - употребляется при болезнях сердца.)

Скромный, невзрачный листок,
Многим из нас совсем невдомек.
Что отыскалось лекарств
Тут же, на тропке, у ног.
(Подорожник - лечит порезы, ранки, ссадины, укусы насекомых)

Я - шарик пушистый
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелек.
(Одуванчик - понижает температуру, желчегонное и слабительное средство)

Медицина
Командам выдаются карточки с вопросами, на которые необходимо дать правильный ответ.

1. Края раны (без сильного кровотечения) обрабатывают:
а) перекисью водорода,
б) марганцовкой,
в) йодом.

2.При остановке сильного артериального кровотечения жгут накладывают на срок:
а) не более 30 минут,
б) не более 1 часа,
в) на 10 минут.

3. Какое из перечисленных лекарств является обезболивающим:
а) фурацилин,
б) аспирин,
в) анальгин?

4 Что нужно сделать при ушибе:
а) приложить тепло,
б) приложить холод,
в) сделать йодную сетку?

5. Человека, потерявшего сознание, приводят в чувство:
а) валидолом,
б) спиртом,
в) нашатырем.

Испытание 3 (участвуют по одному человеку из команды)
Всякое бывает в походе: растревожили мальчишки осиный улей. Спастись можно, только одев на себя как можно больше одежды за одну минуту.

Творческий конкурс
Прекрасен вечер у костра. Здесь поют песни и рассказывают интересные истории. Ваша задача - придумать лесную сказку по ее началу. Пока игроки сочиняют сказку, проводится тихая эстафета.

Для первой команды: "Однажды на полянку, где жили крепенькие красношляпые подосиновики, явился злющий-презлющий мухомор..."

Для второй команды: "Пришли в лес грибники, и остался маленький боровичок совсем один, взяли его на воспитание вреднючки-поганки..."

Испытание 4
Одно из правил поведения в природе - соблюдение тишины, ведь как прекрасно слушать звуки природы. Игроки каждой команды должны передать погремушку так, чтобы она не загремела, при этом последний игрок становится вперед, потом предпоследний и т. д.
Выигрывает команда, которая дольше сохранила тишину, либо та, которая первой выполнила упражнение.

Конкурс сказок

Вот и подошел к концу наш поход, много вы успели рассказать, показать, проявить свои лучшие качества - смекалку, находчивость, ловкость, взаимопомощь. Последнее, что нам осталось сделать, - затушить костер. Вы будете подходить и брать по одному язычку костра, там написаны незаконченные фразы. Если вы закончите фразу правильно, команда заработает балл, а если нет - балл вычтется из уже заработанных вами баллов, ведь костер должен быть потушен обязательно.
- Голоден, как... волк.
- Хитер, как... лиса.
- Болтлив, как... сорока.
- Нем, как... рыба.
- Грязный, как... свинья.
- Упрямый, как... осел.
- Изворотлив, как... змея.
- Неповоротлив, как... медведь.
- Колючий, как... ёж.
- Труслив, как... заяц.
- Слепой, как... крот.
- Мудрый, как... сова.

Подведение итогов.
Награждение победителей

Наталья Зюркалова

Здравствуйте уважаемые МААМовцы! Предлагаю вашему вниманию материал, который будет полезен для воспитателей детских садов старших и подготовительных групп. Данные игры предназначены для индивидуальных и групповых занятий с детьми дошкольного возраста. Предлагаемые игры повышают интерес детей к туризму, способствуют быстрому знакомству с правилами поведения в природе, с видами туризма, и многому другому.

Игра: «Мы идем в поход»

Цель: познакомить с таким видом отдыха, как поход, рассказать детям, что можно делать в походе. Развивать и обогащать словарный запас детей: Слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка. Слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.

Материал: игровой макет «Уголок туриста»


Игра «Назови и расскажи»

Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.

Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.


Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.

Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.


Игра: Игра- тренировка «Мы собираемся в поход».

Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.

Материал: Вещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара, игрушки, мяч, фен, магнитофон, и т. д.

Игра «Назови правильно».

Цель: Закрепить понятие о топографических знаках, из значении. Различать топографические знаки на плане. Уметь изготовлять карты-схемы турпохода.

Материал: Карты, планы местности, карточки с топографическими знаками.


Игра «Что будет, если?»

Цель: Закреплять правила поведения в природе. Знать, что надо делать, для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Материал: Карточки «Правила поведения в природе».

Содержание: На столе лежат карточки, на которых изображены знаки поведения в природе. Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо беречь природу. Например: что будет, если ребенок бросил в реку банку из-под колы? А два, три ребенка? Если одна семья из леса привезет охапку подснежников? А две, три? Аналогично – о громкой музыке в лесу, о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разоренном гнезде и т. д.


Игра: «Зеленая аптека».

Цель: Закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Материал: Картинки с лекарственными растениями

Содержание: Дети делятся на 2 команды. У одной команды – иллюстрации с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик и т. д. У другой – картинки: порезанный палец, ребенок с перевязанным горлом, с градусником, салат из одуванчиков, щи из крапивы и т. д. По команде воспитателя дети из команд находят друг друга, становятся парами и объясняют свой выбор. Например: подорожник прикладывают к ране, из крапивы варят щи, и т. д.

Игра: «Разложи костер»

Цель: знать и различать виды костра, уметь выкладывать костер.

Материал: бруски для выкладывания костра, карточки с видами костра.






Спасибо за внимание!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении